Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:07, курсовая работа
Понятие инфляция однозначно ассоциируется с негативными процессами. Невозможно найти серьёзного учёного-экономиста, который считал бы систематический рост цен безобидным явлением. Опережающий рост цен на товары, независимо от длинны инфляционной волны, представляет собой крайне болезненный процесс для любого, даже высокоразвитого, национального хозяйственного комплекса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-экономические последствия инфляции 5
1.1 Сущность, причины и типы инфляции 5
1.2 Измерение и виды инфляции 8
1.3Социально-экономические последствия инфляции 10
2 ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ 16
2.1 Проблема инфляции в современной России 16
2.2 Особенности антиинфляционной политики в России 20
3 Роль государства в сглаживании негативных последствий инфляции. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Двустороннюю связь между темпами инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показателей в 1995 и начале 1996 годов. Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада - можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду.
Темпы обще годовой инфляции в РФ за период после дефолта показаны в приложении к курсовой работы.
Инфляция в России за 2005 год. Инфляция в России за 2005 год составила 10,9%. Об этом говорится в докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По данным Росстата, инфляция превышала 1% в месяц в первые четыре месяца 2005 года, причём в январе она достигала 2,6%.
С мая по декабрь размер инфляции ни разу не превысил 1%. В целом уровень инфляции в 2005 году оказался на 0,8% ниже, чем в 2004 году. Продовольственные товары в России в 2005 году подорожали на 9,6% (в декабре - на 1,1%), в том числе без учета плодоовощной продукции цены на продовольствие выросли на 9,1% (выросли в декабре на 0,6%). Непродовольственные товары в 2005 году стали дороже на 6,4% (в декабре - на 0,5%), в том числе бензин в прошлом году подорожал на 15,8% (в декабре - снизился на 0,1%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря составила 1349,1 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость увеличилась на 2,2% (с начала года - на 10,7%), передаёт «Интерфакс». Тарифы на услуги населению в 2005 году выросли на 21% (в декабре - на 0,8%), жилищно-коммунальные тарифы в 2005 году выросли на 32,7% (в декабре - на 0,3%), тарифы на связь - на 9,1% (0,1%), тарифы на услуги пассажирского транспорта - на 15,8% (3,2%).
Инфляция в России за 2008год. За первые полтора месяца 2008 года цены выросли на 3,2%. Это почти полугодовая норма, которую изначально планировало правительство. Сейчас годовой прогноз инфляции спешно увеличен до 9%, но если учесть, что рост цен уже достиг прошлогодних темпов, то и эта цифра окажется под вопросом. В аппарате правительства пока что не придумали новых мер по борьбе с инфляцией и поручили это Минфину. В министерстве, в свою очередь, говорят, что главная мера - не допустить растрату Стабфонда, которой добивается правительство.
Согласно последним данным статистики, цены с начала года стремительно растут. Еще недавно правительство, планируя инфляцию на этот год, называло оптимистичные цифры - от 7 до 8,5%. Примерно столько чиновники обещали и в прошлом году, но в итоге ценой неимоверных усилий Центробанка и Минфина рост цен удалось сдержать в пределах 11%. В этом году ситуация, возможно, будет еще хуже. За полтора месяца рост цен практически достиг прошлогоднего - 3,2%. Некоторые продукты уже подорожали более чем на 10%.
Расходы государства продолжают быстро расти, а производство не успевает - вот и появляются "лишние" деньги, которые стимулируют рост цен.
В аппарате правительства, впрочем, не драматизируют ситуацию. "Те меры, которые были приняты в прошлом году, продолжают действовать", - рассказал журналистам высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. Он пояснил, что цены ЖКХ в этом году вырастут не более чем на 20%, квоты на ввоз импортного мяса увеличены, так что дорожать оно не должно, бензин долгое время был "заморожен", а инвестпрограммы естественных монополий скорректированы так, чтобы не стимулировать рост цен. Впрочем, все эти решения были приняты в прошлом году, и если бы их не было, то инфляция, по некоторым оценкам, превысила бы 15% и стала неконтролируемой. Но в этом году даже с учетом принятых мер цены растут все быстрее, а новых мер, по словам источника, в аппарате правительства пока не придумали. Зато придумали, кто будет отвечать. "Даны поручения Минфину и Центробанку, чтобы они приняли исчерпывающие меры, которые бы не позволяли инфляции расти такими высокими темпами", - сообщил сотрудник аппарата.
"У нас эти меры уже были готовы еще до поручения", - сообщили на это "Известиям" в Минфине. По словам представителя министерства, главная мера - не допустить роста расходов государства, которого добивается аппарат правительства. Речь, например, идет о растрате Стабфонда. То есть о новом увеличении "цены отсечения" нефти, свыше которой сверхдоходы бюджета перечисляются в Стабфонд. Если эту цену увеличить, то бюджет получит дополнительные доходы, которые будут потрачены внутри страны, а значит, появится новый стимул для роста цен.
Кроме того, важнейшей мерой по борьбе с инфляцией в Минфине считают скорейшее принятие и жесткое выполнение трехлетнего финансового плана. Этот документ сейчас продолжают дорабатывать в аппарате правительства, и, по словам чиновника из Минфина, его "выхолащивают", чтобы сделать менее жестким. Тогда как именно жесткий контроль за расходами может помочь от роста цен. Еще одна важнейшая антиинфляционная мера, по мнению Минфина, - не допустить снижения НДС до 2008 года. Очевидно, что предлагаемые меры расходятся с политикой аппарата правительства.
А это значит, что конфликт между членами кабинета министров далек от разрешения и единого мнения о том, как бороться с инфляцией, в ближайшее время не появится. Цены продолжат расти, и ближе к осени, как и в прошлом году, этой проблемой придется заниматься лично президенту. Напомним, что именно Владимир Путин собрал тогда министров и потребовал от них экстренных мер, которые в итоге и позволили избежать неконтролируемой инфляции [7].
К 2009 г. в России наметилось значительное снижение темпов инфляции. Важная роль в этом процессе принадлежит кредитно-денежной политике Правительства РФ и Центрального банка РФ. Государственный бюджет в последние годы сводится с профицитом, преодолена кризисная ситуация со сбором налогов. Постепенно снимаются жесткие финансовые ограничения, насыщается деньгами хозяйственный оборот.
На развитие инфляционных процессов значительное воздействие оказывает накопление валютных резервов. Рост цен на нефть увеличил поступление иностранной валюты в экономику страны. Когда Банк России скупает иностранную валюту, он эмитирует дополнительное количество рублей. Чтобы излишние деньги не вызывали роста цен, необходимо изымать их из обращения. Такая операция называется стерилизацией. Обычно в этих целях центральные банки продают государственные ценные бумаги. В России рынок ценных бумаг, как отмечалось, пока не получил должного развития. Это затрудняет изъятие денег из обращения. Чтобы ограничить выпуск излишних рублей, Банк России уменьшил норму обязательной продажи иностранной валюты с 50 до 30% валютной выручки, полученной экспортерами товаров и услуг.
Кредитно-денежная политика российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег -- увеличение предложения денег на рынке обращения капитала -- рост спроса на иностранную валюту -- снижение обменного курса рубля -- повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег -- повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 2007--2010 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 2008--2009 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам. Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы -- производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются [9].
После кризиса денежно-кредитная политика в России нацелена на создание благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов -- базовых для устойчивого экономического роста.
По мере создания стабилизационного фонда Банк России будет последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.
Следовательно, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.
Таким образом, в условиях неполноценной и неразвитой банковской системы и денежного рынка России денежно-кредитное регулирование с использованием традиционных инструментов и механизмов не должно носить характер копирования опыта развитых стран. Эффективность денежно-кредитного регулирования в настоящее время зависит от правильного выбора и использования адекватных методов и инструментов проводимой в стране денежно-кредитной политики.
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы включают в себя:
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Первоочередные антиинфляционные методы.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.
а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции