Социальная защита.Методы борьбы с безработицей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Содержание

Занятость и безработица. В чём разница понятий?
Регулирование занятости и государственная политика в Красноярском крае и России.
Методы борьбы с безработицей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.96 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы мы видим, что за период с 2008 по 2009 год численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, увеличилось на 41%.

     Рассмотрим  также Численость экономически активного населения в Красноярском крае.(табл.2.) 
 
 
 

     Таблица 2.

       
  Численость  экономически активного населения всего, тыс.человек в том  числе Уровень безработицы, процентов
Занятые в экономике безработные
Красноярский  край        
2005 1564 1422 141 9,0
2006 1551 1398 153 9,9
2007 1555 1427 128 8,2
2008 1541 1441 99 6,5
2009 1580 1430 150 9,5

     Из  данной таблицы мы видим, что и  отдельно в  Красноярском крае безработица с периода 2008 по 2009 год увеличилась на 3%. Это объясняется тем, что в 2008 году произошёл финансовый криз, и множество людей потеряли работу.

     Конечно, с этим нужно делать и правительство  это просто так не оставило. Напомним также, что в декабре 2008 г премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что правительство России выделит до 50 млрд руб на борьбу с безработицей. “Я все-таки надеюсь, что массовой безработицы у нас не будет, но количество людей, которые временно утратили работу, конечно, возрастет”, - отметил тогда В.Путин. В свою очередьпрезидент РФ Дмитрий Медведев в январе заявил, что на программы по борьбе с безработицей в регионах в 2009 г будет выделено 43 млрд руб. Как отметил тогда глава государства, 65 региональных программ уже сданы в Минздравсоцразвития. Президент РФ также подчеркнул, что эти деньги должны использоваться целенаправленно, прежде всего на организацию общественных работ, временное трудоустройство, адресную поддержку граждан, включая переезд на работу в другие регионы[5].

     Борьба с безработицей - один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда - федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

     Действия  государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь  неоднозначные последствия.

     Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

     С другой стороны, выплата пособий  по безработице снижает стимулы  к поиску работы, что проявляется  в "ловушке безработицы". Чтобы  ее избежать, государство устанавливает  дифференцированные ставки пособия, которые  снижаются с течением времени.

  1. Методы борьбы с безработицей.
     Методы борьбы с  нестабильностью на рынке труда. Борьба с дефицитом рабочей силы предполагает две возможности:

     1) повысить заработную плату работникам  дефицитных специальностей. Это  усилит перелив рабочей силы  в направлении дефицита на  рынке труда. Если такой рынок  действует в условиях дефицитного  потребительского рынка, рост  денежной заработной платы обычно  сопровождается натуральными привилегиями. Поэтому в России период, получивший название «перестройка», проходивший под лозунгом борьбы с привилегиями, не подорвал систему привилегий и не мог этого сделать, ибо сохранялась обстановка дефицитности потребительского рынка;

     2) переобучить работников за счет  государства или фирмы в целях  приобретения знаний и навыков,  диктуемых состоянием рынка труда.  Процесс переобучения работников  относится к мерам, формирующим  основу для преодоления дефицита рабочей силы в будущем. При дефиците рабочей силы многие государства используют еще один вариант. Они поощряют использование иностранной рабочей силы[6].

     Методы борьбы с  безработицей определяет концепция, которой  руководствуется правительство конкретной страны.

     Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с  помощью государственной политики ограничения рождаемости.

     Пигу  и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой  заработной плате, предлагают:

     - содействовать снижению заработной  платы;

     - разъяснять профсоюзам, что рост  заработной платы, которого они  добиваются, оборачивается ростом безработицы;

     - государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход,  в частности, поощрять развитие  социальной сферы. Из рекомендаций  Пигу широко применяется деление  ставки заработной платы и  рабочего времени между несколькими  работниками. Использование частичного  рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

     Кейнсианские  программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (таблица 3). Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Кейнс шутя говорил, что если по каким-то причинам отсутствует фронт работ, то можно закопать ассигнации и заставить искать их. Главное — занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников.

     Второй  блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру  рынка, сформировать инвестиции и, как  следствие — потребительский  спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный  заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить  государственный заказ крупным  фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных  связей. Такой заказ поставщикам  и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Включается в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

     Таблица 3. Кейнсианская программа борьбы с безработицей

     Тактические меры      Стратегические  мероприятия
     Организация государством общественных работ      Государственные заказы частному сектору      Снижение  учетной ставки процента
  
 

     Это стратегическое экономическое мероприятие  государства предполагается усилить  за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита  путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более  доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.

     Кейнсианские  программы успешно применялись  после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные  трудности для их претворения  в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.

     Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство  не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

     Такие пути были найдены экономической  школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы  предлагают в условиях, когда безработица  и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.

     Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу  и формирует здоровую рыночную среду.

     Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых  не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет  постепенно, но во время циклического спада производства банкротства  приобретают массовый характер. После  этой суровой операции рынок выдвигает  на авангардные позиции сильных  и адаптивных производителей, которые  наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают  спрос на рабочую силу. Анализ механизма  экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма  М.Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы  спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет  рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису  быстро выполнить свои позитивные функции  по формированию новых . хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе.

     Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс  обосновал необходимость дешевого кредита; монетаристы предлагают его  сделать дорогим и тем самым  — малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить.

     Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных  производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается  здоровый эффективный рынок —  основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу. Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов. Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Р.Рейгана и М.Тэтчер.

     Сложности этой программы связаны с сознательным углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые может оправдать только быстрота исцеления. А оно возможно только тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Но этого нет и не может быть в условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. Усилия правительства могут гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает стран)/, не закладывая основы будущего подъема.

     Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому  ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные  формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда  страна быстро справляется с трудностями  экономического кризиса. Но в условиях России, когда кризис может носить затяжной характер, последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной.

 
 
 
     
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторые итоги. Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.

     Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает  сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения  в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных  отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.

     Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп  и слоев, для семей, для каждого  человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм. На мой взгляд, главным в социальной политике является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

     Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

     Необходимо  расширять сеть учебных центров  профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

[1]. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»

[2]. Фролова Т.А. «Экономическая теория: конспект лекций.» -  ТТИ ЮФУ, 2009.

[3].Кузнецов В.И. Методологические проблемы статистических исследований занятости. М., 1999. С.

[4]. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

[5]. Журнал Прайсм-тасс.№10, 2008.

[6]. Видяпина В.И., «БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия)» Т.2. – М.: Триада, 2000. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная защита.Методы борьбы с безработицей