Социальная защита женщин и гендерная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:10, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть социальную защиту прав женщин как проблему социальной работы. Исходя из поставленной цели, был определен круг рабочих задач:
Изучить и проанализировать литературные источники, посвященные заявленной проблеме.
Раскрыть социальное положение женщин в России.
Осветить Международно-правовые основы защиты прав и интересов женщин и их реализацию в современной России.
Показать возможности социальной защиты прав женщин в системе социальной работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальный статус женщины в обществе 5
§ 1. Социальный статус женщины в обществе как интегральный показатель 5
§ 2. Женщина в гражданском обществе 6
Глава 2. Гендер и гендерные аспекты в современной России 9
§ 1. Гендер как социальный феномен 9
§ 2. Гендерные аспекты социальной политики в современной России 10
Глава 3. Женщина и политика 14
§ 1. Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации 14
§ 2. Участие российских женщин в избирательных кампаниях 17
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     «Справедливая Россия» в 2007 году выдвигая в своей программе широкий спектр предложений по развитию социальной сферы, что безусловно обеспечило поддержку женского электората, отдельно тему равных прав и равных возможностей мужчин и женщин не выделяет, но декларирует среди своих ценностей прежде всего «равные для всех права и свободы».

     Количество  женщин, выдвинутых в 2003 году кандидатами  в депутаты Государственной Думы по федеральным спискам по отношению  к общему количеству кандидатов, выдвигаемых  партией или блоком, было маленьким (см. Приложения. Таб.1).В результате Единороссы привели в Государственную Думу по партийным спискам 14 женщин. Необходимо отметить, что такой результат при том, что в списке было всего 22 женщины, достигнут только благодаря победе на выборах с большим перевесом, что сделало проходными места в списках региональных групп, традиционно считающиеся непроходными. По партийным спискам КПРФ в Думу прошли 4 женщины, таков же результат и у блока «Родина». От ЛДПР в Государственную Думу прошли 2 женщины. Таким образом, по партийным спискам в Думу прошло 24 женщины. [3. – С. 66-67]

     В 2007 году на выборах в Государственную  Думу в соответствии с новыми законодательными нормами все кандидаты избирались по партийным спискам, но соотношение  между мужчинами и женщинами  кандидатами в депутаты по сравнению с 2003 годом принципиально не изменилось. По-прежнему сохраняется гендерный дисбаланс (см. Приложения. Таб. 2). В то же время, сравнивая представленность женщин в списках кандидатов от партий, нельзя не отметить, что по сравнению с 2003 годом при общем увеличении числа выдвинутых кандидатов доля женщин среди кандидатов возросла. Так, доля женщин среди кандидатов от Единой России по сравнению с 2003 годом увеличилась в 2 раза. На 7% увеличилась доля женщин среди кандидатов, выдвинутых КПРФ. Даже среди кандидатов от ЛДПР доля женщин увеличилась на 6%, хотя эта партия включает в свои списки меньше всего женщин. На выборах 2007 года после объединения Российской Партии Жизни, Партии пенсионеров и партии Родина в списках Справедливой России доля женщин составила 20%. Общее число женщин в списках трех партий, шедших на выборы по отдельности, в 2003 году составило 69 человек. После объединения в 2007 году среди кандидатов-справедливороссов стало 108 женщин.

     Нельзя  не отметить и то, что в 2007 году только две партии - Справедливая Россия и Аграрная партия России включили женщин в тройку лидеров. Под №1 в 2007 году женщины баллотировались от каждой партии минимум в пяти (ЛДПР и Аграрная партия России), максимум в 31-й (Партия социальной справедливости) региональных группах. У партии Единая Россия из 83-х региональных списков только один возглавляла женщина и в 13 женщины занимали вторую строку списка. Такова же принципиально была расстановка женщин и в федеральном списке кандидатов этой партии в 2003 году. В целом в федеральных списках кандидатов 2003 года и в региональных списках кандидатов в 2007 году от других партий женщины в основном были представлены на «непроходных» местах. Итоги выборов представлены в таблице (см. Приложения. Таб. 3). Единая Россия, получившая на выборах подавляющее большинство голосов избирателей, провела в Думу пятого созыва женщин, которые были в региональных списках на шестом, седьмом, девятом и даже двенадцатом местах. От КПРФ, и ЛДПР прошли только женщины, занимающие первую строку в партийных списках, от Справедливой России прошли женщины, занимавшие в списках первые и вторые строки.

     Число женщин, избранных в Государственную  Думу пятого созыва составило 41 человек  или 9,1% от числа избранных депутатов. Однако после первоначального распределения депутатских мандатов внутри партийных списков кандидатов значительное число депутатских мандатов оказались вакантными и были переданы зарегистрированным кандидатам в депутаты. Благодаря этому в ходе избирательной кампании 2007 года 63 женщины прошли в Государственную Думу пятого созыва, что на 19 человек больше по сравнению с числом женщин в Государственной Думе четвёртого созыва. Доля женщин составляет теперь 14% от общего числа депутатов, в то время ранее она составляла 9,8%.

     Избирательная кампания показала, что с одной стороны, учитывая, что было выдвинуто большее, чем в 2003 году число женщин-кандидатов, роль женщин в деятельности партий повышается; с другой стороны, партии, за некоторым исключением, видят лидеров, способных принести голоса избирателей, в основном среди мужчин, которые и возглавили партийные списки.

     Можно также сделать важный вывод, что  если бы ни одна из партий, прошедших  в Государственную Думу, не получила значительного перевеса голосов, и  мандаты распределились бы более равномерно между партиями, прошедшими в Думу, количество женщин, избранных в парламент страны, было бы меньше, чем это имеет место при перевесе одной партии.

 

Заключение

   Обобщая все вышеизложенное, следует отметить, что цель, поставленная в данной работе — достигнута; задачи — выполнены.

   В процессе работы изучено и проанализировано 6 литературных источников, освященных заявленной теме; кроме того, в процессе работы были проработаны материалы, взятые из Всемирной сети Интернет.

   В качестве основного вывода данной работы следует отметить, что положение женщин является своеобразным барометром, чутко реагирующим на происходящие в обществе демографические, экономические, экологические и политические изменения. В последние десятилетия достигнут существенный прогресс в ограничении дискриминационной практике по полу. Отмечая повышение образовательного уровня, повсеместное и всеохватывающее вовлечение женщин в работу вне дома, а также их растущее участие на всех этапах разработки политики и принятия решений, необходимо признать, что в целом мужчины продолжают сохранять, хотя и в меньшей степени, чем раньше, превосходство почти по всем основным индикаторам социального развития. На всех этапах жизненного пути в тех или иных формах женщины продолжают сталкиваться с трудностями и ограничениями в области трудоустройства, занятия нетрадиционными видами деятельности, пенсионного обеспечения, а также с возросшим риском бедности в результате существующих в настоящее время тенденций на рынке труда и изменений в составе семьи.

   Несмотря  на формальное равноправие женщин и  мужчин, во многих случаях необходимы активные действия, чтобы обеспечить провозглашенное равенство в  действительности.

   Основная  причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов — выполнение ими генеративной функции, наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных особенностей.

   Сегодня социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом. В социальной работе с женщинами выделяются три группы задач: по спасению их, по поддержанию функционирования и по развитию. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа.

     Комплексность социальных проблем женщин, обусловленность  их общей социально-экономической  и социально-психологической ситуацией  общества определяют необходимость  системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных  технологий для получения конкретных позитивных результатов. Ведь женщины России как носительницы генофонда нации требуют первоочередной защиты своих прав и интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы

  1. Айвазова  С.Г. Женщины и общество: гендерное  измерение политического процесса. - М., 1996.
  2. Введение в гендерные исследования. – М., 2005.
  3. Гендерная политика в России и в мире: вопросы теории и практики // Аналитический вестник. – 2007.- № 25 (342) / www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/297/index.html - 32k
  4. Доклад «Гендерное равенство в России» / Пилотный проект «Организация системы проведения социально-гендерной экспертизы законодательства и приминеямых решений». – М., 2001.
  5. Женщины и мужчины России. – М.: Госкомстат России. – 2002.
  6. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика. Учебник. – М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и Кº», 2007.
  7. Шведова Н.А. О гендерной модернизации власти // О некоторых проблемах методологии гендрной экспертизы законодательства. – М., 2002.
  8. Госкомстат // www.gks.ru

 

Приложения

 

Таб. 1. Количество женщин, выдвинутых в 2003 году кандидатами в депутаты Государственной Думы

Название  партии, блока Количество  кандидатов  
в списке
всего женщин
За  Русь Святую 49 3 (6%)
Партия  СЛОН 92 17 (18,5%)
«Аграрная партия России» 229 28 (12,2%)
«Российская партия пенсионеров и партия социальной справедливости» 140 23 (16,4%)
Избирательный блок «Великая Россия - Евразийский  Союз» 159 17 (10,7%)
«Единение» 164 21 (12,8%)
Политическая  партия «Единая Россия» 266 22 (8,3%)
Избирательный блок «Партия возрождения России - Российская партия жизни» 183 30 (16,4%)
Политическая  партия «Российская экологическая  партия «Зелёные» 94 20 (21,2%)
Политическая  партия «Истинные патриоты России» 220 43 (19,5%)
КПРФ 256 27 (10,5%)
Политическая  партия «Народно-республиканская партия России» (НРПР) 76 7 (9,2%)
Политическая  партия «Партия Мира и Единства» 165 46 (28,2%)
Политическая  партия «Российская Конституционно-демократическая  партия» 76 8 (10,5%)
Избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз) 185 16 (8,6%)
СПС 225 26 (11,6%)
Яблоко 121 18 (14,9%)
Избирательный блок «Новый курс – Автомобильная  Россия» 127 11 (8,7%)
Народная  партия Российской Федерации 231 31 (13,4%)
Объединенная  Российская партия «Русь» 39 3 (7,7%)
Политическая  партия «Развитие предпринимательства» 44 6 (13,6%)
ЛДПР 208 16 (7,7%)
Демократическая партия России 83 12 (14,5%)
 

 

Таб. 2. Количество женщин, выдвинутых в 2007 кандидатами в депутаты Государственной Думы

Партия Количество кандидатов в депутаты
всего (чел.) женщин

чел. (%)

Аграрная  партия России 467 92 (19,7%)
Всероссийская политическая партия Гражданская сила 254 59 (22%)
Демократическая партия России 540 204 (37,8%)
КПРФ 514 87 (17%)
СПС 284 73 (25,7%)
Партия  социальной справедливости 260 57 (22%)
ЛДПР 353 47 (13%)
Справедливая  Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь 531 108 (20%)
Патриоты  России 428 67 (15,6%)
Единая  Россия 599 98 (16%)
Яблоко 339 88 (26%)
 
 

Таб. 3. Итоги выборов

Партия

(в  порядке убывания  числа избранных женщин)

Число избранных женщин Доля  женщин-депутатов  от общего числа выдвинутых женщин-кандидатов в  депутаты Число полученных мандатов
Единая  Россия 44 45% 315
Справедливая  Россия 8 10% 38
КПРФ 4 4,6% 57
ЛДПР 4 8,5% 40

Информация о работе Социальная защита женщин и гендерная политика