Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:46, реферат
Социальная область охватывает интересы людей, общества и государства и характеризуется отношениями в сфере производства и распределения, труда и быта, здоровья и досуга, благосостояния и защиты. Существенными при этом остаются региональные проблемы и межнациональные отношения.
Социальная
область охватывает интересы людей,
общества и государства и характеризуется
отношениями в сфере производства и распределения,
труда и быта, здоровья и досуга, благосостояния
и защиты. Существенными при этом остаются
региональные проблемы и межнациональные
отношения.
Отношения в этой
сфере развиваются под влиянием
социальной политики как составной
части внутренней политики государства,
воплощенной в его социальных
программах и практике. Она регулирует
отношения в обществе в интересах
социальных групп и через интерес
социальной группы, контролирующей власть.
Она производна от экономики, но не
второстепенна, если иметь в виду
ее значение для развития материального
производства и духовной культуры общества.
Ее главная задача – гармонизация
общественных отношений, обеспечение
политической стабильности. Это достигается
поддержанием баланса между денежными
доходами населения и товарными ресурсами,
созданием условий для решения жилищной
проблемы, степенью удовлетворения спроса
населения на количество и качество товаров
и услуг, созданием базы для укрепления
здоровья населения, роста его образованности
и культуры.
Составным
элементом социальной
политики государства
должна быть программа социальной защиты
населения. Ее нельзя понимать лишь как
наличие тех или иных выплат и льгот отдельным
группам населения. Мировая практика позволяет
говорить, что социальна
я защита – это система законов, экономических
и социальных гарантий для нормальной
жизнедеятельности всем социально-уязвимым
слоям населения: пенсионерам и инвалидам,
многодетным семьям, безработным. Простое
увеличение пенсий и пособий, стипендий
и других денежных выплат без обеспечения
роста выпуска промышленной и сельскохозяйственной
продукции, т.е. без прироста товарной
массы и налоговых поступлений у государства,
неизбежно ведет к росту цен и углублению
инфляции.
В этих условиях возрастает
роль социального прогнозирования,
которое должно охватывать все области
человеческого взаимодействия. Только
при тщательном изучении состояния
социальной сферы, выявлении возможных
тенденций изменений в ней
социальная политика может стать
реалистичной и эффективной.
Содержание
социальной политики заключается в
деятельности государства и других политических
институтов по управлению развитием социальной
сферы общества. Важно подчеркнуть, что
социальная политика должна быть своеобразной
концентрацией всех иных видов политики,
ибо она направлена на специфический объект
– социальные отношения в обществе. Это
отношения по поводу жизнедеятельности,
образа жизни, социального положения человека,
этнических и демографических групп.
Ясно, что социальная
политика в современном
мире осуществляется прежде всего государством.
Государство является одним из политических
социальных институтов как исторически
сложившихся устойчивых форм организации
совместной жизнедеятельности людей.
Это основной институт политической системы,
призванный осуществлять управление обществом,
охрану его экономической и социальной
структуры, подавление социальных противников.
Социальная
политика государства может иметь различные
измерения: экономическое, организационное,
правовое, собственно социальное, экологическое,
личностное. Среди характеристик проводимой
государством социальной политики наиболее
важное значение имеют: практическая реализация
социальной справедливости в обществе,
учет социальных интересов различных
групп и слоев населения с точки зрения
действительного удовлетворения их рациональных
(здоровых) потребностей. И, конечно же,
социальная защищенность малоимущих слоев,
пенсионеров, безработных, детей, беженцев.
Речь должна идти о предотвращении его
крайностей, т.е. недопущении глобальной
поляризации социальных групп, слоев,
классов с целью избежать социального
взрыва и обеспечить стабильность в обществе.
В этих условиях особенно важна адресная
помощь наиболее нуждающимся группам
населения: престарелым, инвалидам, одиноким,
многодетным семьям. Наиболее перспективным,
как показывает зарубежный опыт, является
сбалансированное сочетание денежных
и неденежных видов помощи.
Реализация
социальной политики требует принятия
соответствующих законов и других нормативных
документов, в которых и должны найти отражение
конкретные пути, методы и механизмы решения
важнейших социальных проблем населения.
Важнейшим направлением работы остается
выработка и осуществление мероприятий
по смягчению диспропорций в оплате труда,
сложившихся за годы реформ. Не менее важным
является осуществление мер по сохранению
относительно стабильной занятости и
предотвращению роста безработицы. В социальный
комплекс страны входит также система
социальной защиты населения, здравоохранение,
образование и культура, пенсионный и
другие фонды, служба миграции, благотворительные
организации.
Обычно
в социальной политике
выделяют научно-познавательный и практически-организационный
компоненты.
Научно-познавательный
компонент выступает как результат
анализа и осмысления потребностей и тенденций
развития, назревших в обществе, как оценка
предшествующего курса социальной политики.
Он также отражает уровень противоречий
в социальной сфере общества. Это все призвано
способствовать корректировке социальной
политики или же ее кардинальному совершенствованию.
Практически-организационный
компонент связан с непосредственным
осуществлением основных задач социальной
политики. И здесь многое зависит от уровня
управленческой организационной работы
служб социальной защиты и помощи. Напомню,
что организаторская
работа – это не что иное, как распорядительная
деятельность органов управления социальной
работой. Она включает подбор и расстановку
кадров, совершенствование структур управления,
стимулирование деятельности кадров,
контроль за исполнением принимаемых
решений и указаний вышестоящих структур
управления.
Естественно, все
эти действия в сфере социальной
работы складываются из соединения усилий
работников со всеми их хорошими и
не очень хорошими качествами. Но практическая
социальная работа – это не просто
сумма действий определенных людей.
Это взаимосвязанное
Известно, что социальная
напряженность в обществе носит
многосторонний характер. И это еще
раз подтверждает необходимость
четкой социальной ориентированности
работников всех структур государственного
управления. Сама социальная ориентированность
– это профессиональное качество
социального работника и
Социальная напряженность
в обществе носит многообразный
характер, что доказывает важность
социальной ориентированности всех
звеньев государственного управления,
а не только структур социальной защиты.
Социальная ориентированность должна являться профессиональным качеством социального работника. И вырабатывается она в ходе практической деятельности в результате приложения теоретических знаний к конкретным жизненным явлениям.