Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………2
1. Социальная политика государства как часть государственного управления………………………………………………………………………………………4
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства ………..4
1.2. Функции и методы социальной политики …………………………………7
1.3. Основные направления социальной политики …………………………..13
1.4. Механизм формирования доходов населения ……………………………17
2. Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения………………………………………………………………………………………...20
2.1. Социальная политика реформы и обязательства……………………….20
2.2. Приоритеты социальной политики России……………………………….23
2.3. Социальные проблемы современной России……………………………..26
Заключение…………………………………………….…………………………….32
Список использованной литературы………………………….…………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовик1.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

       Государственные социальные пособия семьям, имеющим  детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

       Страховые пособия в связи с рождением ребёнка.

       При рождении ребёнка выплачивается  довольно значительное пособие, что  является существенной поддержкой семье  с новорождённым ребёнком. Также  существует не большое пособие для  женщин, ожидающих ребёнка, материально  поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.

       Выплаты взрослым членам семьи.

       Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему  лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины  МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки  средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

       Также дело обстоит и с выплатами  женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией  организации. Эти пособия выплачиваются  из федерального бюджета органами соцзащиты.

       В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты  женам военнослужащих, студентам  и аспирантам ВУЗов. Также и они  не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

       Пособия по безработице это особая форма  выплат. Эти пособия в России появились  не так давно. Нет отлаженного  механизма “присваивания звания”  безработного и выплаты этого  пособия. Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

       Стипендии:

       Стипендия для студентов ВУЗов равна  МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда.

       Особой  формой поощрения студентов и  аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.

       Функционирование  пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения  не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились  в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.

       В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.

       Социальная  жизнь общества  за последний  период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась  свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

       Существуют  проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут  устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты  уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

       Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

  • стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
  • погашение задолженности работникам по заработной плате;
  • расширение источников финансирования социальных услуг;
  • внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
  • введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

       Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение  государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России. 

 

       Заключение 

       Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и  социальное развитие не совместимы, взаимоисключающи, можно доказать следующую теорему: успешное решение проблем выхода из глубочайшего социально - экономического кризиса, повышения уровня и качества жизни невозможно без умелого использования эффективных рыночных механизмов.

       Можно  привести  три  аргумента  в  доказательство этой теоремы.

       Первый. Рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства, соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, являются главным источником роста национального богатства и, следовательно, увеличения личных доходов работников, массы и доли этого богатства, выделяемого на поддержку фундаментальной науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов и т.п. Чем богаче нация, тем более значительные потоки средств она может направлять на социальное развитие. Убедительные примеры - Германия и Япония, которые от послевоенной разрухи и нищеты, заменив тоталитарные механизмы рыночными, сумели достичь блестящих результатов в темпах экономического роста, повышения и качества жизни населения.

       Второй. Социальная сфера, отрасли услуг и духовного воспроизводства - не только потребители национального богатства, но и его производители. В перспективе значимость сферы услуг, в качестве источника общественного богатства будет нарастать, прежде всего за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства - единственного источника роста уровня и качества жизни.

       Третий. Социальная сфера становится все более эффективным полем приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры, искусства в развитых странах растет опережающими темпами, увеличивается доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего высокие прибыли. В начале 90-х годов продажа видеокассет с США превысила 10 млрд. долл. в год. Быстро растет рынок программного и мультимедийного продукта, огромны доходы мощных телерадиокомпаний. Ренессанс искусства, превышение его в крупнейший экономический ресурс, американский футуролог Джон Нэсбитт считает одной из десяти глобальных тенденций 90-х годов. Это одна из характерных черт становится гуманистически - информационной постиндустриальной цивилизации, которая станет доминирующей в следующем веке. Десятки миллиардов долларов прибыльного вкладываются в медицину, здравоохранение, услуги отдыха, туризм, который вскоре завоюет первенство на мировом рынке, потеснив нефть.

       На  этом фоне мирового прогресса, сложившиеся  в России, в связи с переходом  к рынку, тенденции представляются уродливыми и противоестественными. А именно: обнищание десятков миллионов работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства населения.

       Россия  исторически обладает крупнейшим в  мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон  плохо, расхищается, скудеет.

       Россия  может сохранить высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом сообществе XXI века не путем увеличения добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе - в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и богатейшем культурном наследии, развитой системы образования. Если у нас сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать, страна надолго откатится на дальнюю периферию мирового прогресса, накопленное за тысячелетие российской истории духовного богатства будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально - экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, перспектива возрождения России и решения сложнейшего комплекса проблем социального характера будет успешно решена.

       После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.  

 

       Список использованной литературы 

       
  1. М.А. Асжина, Г.Г. Чибриков. Основы экономической  теории”-М.: “Норма”, 1996г 
  2. С. А. Глазьев. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2000-2001 г.г.:  “РЭЖ  - 2000”, №8.
  3. В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры социальной политики России: ”ЭКО - 2000”, №10.
  4. А. В. Московская,  С. В. Московская.  Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости: “Вопросы экономики”: 1999 г., №11.
  5. А.И. Стребков. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002,. выпуск 12. С.396-403
  6. С.С. Смирнов, Н. А.  Исаев. “Социальная политика. Новый курс”: “Вопросы экономики” ,1999г,  № 2
  7. Е. А. Тишин. Актуальные проблемы социального развития: “Экономист”, 1997 г., №4.

Информация о работе Социальная политика государства