Собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение современных форм собственности.
Для реализации поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое и юридическое содержание категории "собственность";
- исследовать виды и формы собственности;
- дать анализ реформированию отношений собственности в России.

Работа содержит 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

 

 

  1. Приватизация

 

    1.  Понятие и функции приватизации

 

Приватизация - длительный и мучительный процесс. Исторический опыт дает и факты, которые свидетельствуют  о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в нормальной западной стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия. 
Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому на добрые полвека, или раздать средства частным лицам бесплатно, или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления.

  Общие (типовые)  функции.

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач: повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и многое другое. 
Для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной, немаловажным является также развитие многоукладности экономики и становление института частной собственности. Приватизация в постсоциалистических странах рассматривается как инструмент коренного изменения отношений собственности и создания социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса. В общем же виде к целям приватизации предприятий относятся повышение эффективности отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем правительства, а также ослабление монопольного положения государственного сектора.

    Ниже рассмотрим последовательно основные функции приватизации, начав с укрепления социально-экономической системы, основывающейся на частной собственности.

 Функция укрепления общественного строя. 

Государственный сектор, однажды возникнув, превращается в  составную часть народного хозяйства. Он может увеличиваться во время  войн, кризисов, необходимости создания объектов инфраструктуры или экспериментальных производств. Его доля может сокращаться в экономике и без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размеры госсектора и его роль в национальной экономике - это количественный, но и социально-экономический показатель, так как устойчивость общественного строя наряду с прочим зависит от степени господства определяющих экономических отношений собственности и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом. Разрастание государственного сектора сужает поле деятельности частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.

Приватизация чрезмерно  разросшегося государственного сектора  соответствует интересам укрепления социально-экономического строя в  той мере, в которой этот сектор не являются необходимым для сохранения этого строя элементом. Таким образом, вопрос о приватизации конкретных объектов госсектора встает тогда, когда частный национальный капитал может существовать без соответствующего государственного объекта или когда жизненно важный для народного хозяйства объект стал настолько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается в государственных капиталовложениях, дотациях и льготах.

Отметим, что время  приватизации - годы благополучного хозяйственного развития, отсутствия военно-политических потрясений, глубоких кризисов, обновления основного капитала в общехозяйственных масштабах, а время роста государственного сектора за счет нового строительства или национализации предприятий и отраслей частных вла-дельцев - годы подготовки к войне, войны, послевоенной разрухи, кризиса экономического или вызванного внешними обстоятельствами, например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к обществу, существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.

Социально-политическая функция.

Эта функция приватизации в условиях стабильной рыночной экономики  содействует расширению социальной базы общественной системы и государственной  политики, особенно среди социальных групп, непосредственно заинтересованных в приватизации. Расширение социально-политической базы проявляется в поддержке правительственного курса во время выборов, референдумов, а также в средствах массовой информации, общественных движениях, в виде материальной поддержки предвыборной кампании соответствующих партий.

Каждый строй или  его модификация оказывались  жизнеспособными не столько в  результате идеологической убежденности населения, сколько благодаря неразрывной  связи личных хозяйственных интересов  граждан с этим строем. Например, устойчивость американского капитализма долго объяснялась поддержкой, оказываемой ему миллионами фермеров, получивших за символическую плату большие участки плодородных земель. 
Приватизация государственной собственности дает правительству уникальную возможность выступить благодетелем собственного населения, надолго стабилизировать социально-экономическую обстановку в стране, обеспечить себе массовую поддержку избирателей.

Глобальные народно-хозяйственные  функции. К ним можно отнести  следующее: 
1. Привлечение капитала внутри страны.

Для многих развитых стран  мира характерен избыток капитала, который имеет относительный  характер и определяется соотношением рентабельности вложений капитала внутри страны и за рубежом. Приватизация эффективных  или перспективных объектов на время расширяет сферу приложения частного национального капитала внутри страны, вызывает затраты на реструктуризацию приватизированных компаний и их модернизацию, способствует оживлению конъюнктуры в стране, росту спроса и занятости. Часть избыточного частного капитала, которая в других условиях была бы вывезена за границу, остается в стране, частично поступает в доход государства в виде платы за приватизированные объекты, а частично включается в хозяйственный оборот. 
2. Повышение экономической эффективности функционирования объектов, переходящих из государственной собственности в частную.

Наиболее часто встречающейся  причиной, побуждающей правительства  различных стран к приватизации предприятий, является низкая эффективность  последних. Многие другие причины, как правило, являются либо производными, либо дополняющими ее. Так, вследствие неэффективности государственных предприятий в отдельных странах нередко увеличиваются бюджетные расходы, из-за правительственной протекции государственных предприятий на рынке обостряется проблема монополизма, что опять-таки негативно сказывается на эффективности производства, а по причине чрезмерной регламентации увеличивается техническое отставание объектов госсектора от мирового уровня. 
3.Совершенствование народно-хозяйственной структуры.

В случае если средства, выручаемые от приватизации, не идут на покрытие бюджетного дефицита или выплату  долгов, а расходуются на финансирование долгосрочных инвестиционных программ, в стране может быть достигнут  заметный эффект прогрессивной реструктуризации. В экономике всегда есть узкие места, глобальные и частные проблемы, для решения которых у частного капитала мотивации недостаточно. Продажа объектов государственной собственности и санирование за счет вырученных денег других отраслей, регионов, финансирование инфраструктуры, научных исследований могут улучшить отраслевую и региональную структуры в целом, повысить конкурентоспособность национальной экономики. Нужно отметить, что в процессе приватизации государственная собственность может оставаться неизменной, если вырученные средства вместе с внутренним накоплением используются на новые капиталовложения, или уменьшиться, если средства от приватизации используются на другие нужды.  
4. Функция пополнения бюджета и обслуживания государственного долга.

 В период перехода  от одной общественно-экономической  системы к другой резко возрастает  нагрузка на государственный  бюджет. Государству приходится  в значительной степени административными  мерами создавать хозяйственную  систему, адекватную новой идеологической и административно-политической надстройке, а это требует дополнительных расходов. В этих условиях одним из источников относительно безболезненного пополнения бюджета, как правило, недостаточного для покрытия бюджетного дефицита, являются средства от приватизации государственной собственности. Роль этих средств зависит от многих факторов: размера дефицита, продолжительности бюджетного кризиса, организованности и эффективности продажи государственной собственности, платежеспособного спроса и заинтересованности потенциальных покупателей.

Наряду с дополнительными  поступлениями средств фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета за счет сокращения расходов на содержание государственного сектора в результате продажи  нерентабельных объектов.

Обслуживание государственного долга является одной из возможных  функций приватизации. Это непроизводительное расходование средств, но необходимое, так, же как использование их на покрытие дефицита государственного бюджета.

Резюмируя изложенное в настоящем параграфе, нужно отметить, что рассмотренные функции приватизации имеют различную, часто взаимоисключающую направленность. Средства от приватизации могут быть использованы для финансирования структурных изменений в народном хозяйстве или на «латание дыр» в бюджете; государственные объекты целиком или в виде акций могут перейти в собственность национальных средних слоев населения или быть переданы иностранцам в уплату долгов. Одновременно эти действия невыполнимы. Многообразные функции приватизации свидетельствуют о широких возможностях применения ее в качестве средства государственного регулирования экономики, в условиях стабильно существующего строя и, особенно, в переходный период.

 

    1. Способы приватизации

 

Восемь способов приватизации.

 В государственной приватизационной программе центральное место отводится способам приватизации.

Программа предусматривает 8 способов приватизации  государственного имущества:

1.Выкуп объектов малой приватизации    способ приватизации, при котором собственником объекта становится товарищество покупателей, образованное его работниками. Этот способ приватизации не предусматривает конкуренции покупателей.

2.Выкуп государственного  имущества предприятия с альтернативным планом приватизации, по которому собственником объекта или его части становится товарищество покупателей, образованное его работниками в соответствии с разработанным покупателями планом, который является альтернативным к плану, предложенному комиссией по приватизации. 
   3.Выкуп государственного  имущества, сданного в аренду с выкупом, способ, приватизации, по которому собственником объекта становится арендатор, в соответствии с договором аренды.

4.Продажа на аукционе  способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который предложил в ходе аукциона максимальную цену.

5.Продажа по коммерческому курсу  способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который предложил наилучшие условия дальнейшей эксплуатации объекта, или при равных условиях  наибольшую сумму.

          6.Продажа по коммерческому курсу  способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который предложил при фиксированных начальных ценах наивысшую цену. 
          7. Продажа по конкурсу с отсрочкой платежа  способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, который на конкурсной основе добился права уплатить за приобретение объекта с отсрочкой платежа на три года, на условиях предоплаты       30% его стоимости. 
          8.Продажа акций открытых акционерных обществ ¾ способ приватизации, по которому собственниками акций, преобразованных в открытые акционерные товарищества государственных  предприятий, на конкурсной основе становятся покупатели, которые предложили наибольшую цену за наибольшее количество акций после реализации акций на льготных условиях.

 

 

 

 

    1. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы

 

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины  развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так  и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Информация о работе Собственность