Собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:42, научная работа

Описание работы

Отношения собственности всегда были тем стержнем в обществе, вокруг которого формировались и развивались все остальные общественные отношения. Они имеют две стороны: внешнюю (оболочка) и внутреннюю (содержание). Внешней стороной является юридическое (правовое) выражение отношений собственности. Их содержание составляют экономические отношения между людьми по производству, распределению (перераспределению) обмену и потреблению продуктов.

Работа содержит 1 файл

6.1.1история возникновения собственнности.docx

— 81.34 Кб (Скачать)

Наряду с частной, господствующей в условиях рыночной экономики, собственностью, существует общественная собственность – собственность общества (народа) в целом. Рассматривая общественную собственность, надо иметь в виду, что, во-первых, поскольку общество – это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень имеет относительную экономическую самостоятельность, соответственно, и общественная собственность многоуровневая. И, во-вторых, поскольку политической организацией современного общества является государство, то общественная собственность выступает, прежде всего, в форме государственной. При этом равенство всех членов общества как собственников обусловлено степенью развития демократических начал в стране. Является ли государственная собственность действительно общественной, во многом зависит и от того, насколько интересы государственного аппарата совпадают с интересами общества в целом, так как практически управление и распоряжение объектами государственной собственности осуществляются представителями государственной власти.

Формы общественной собственности зависят от государственного устройства общества, она может выступать в форме собственности государства в целом или того или иного национального или административно-территориального образования. В России, соответственно, существуют федеральная собственность и собственность субъектов Федерации (региональная).

 Государственная собственность преобладает в отраслях, имеющих общеэкономическое значение, т.е. отраслях, которые необходимы обществу в целом, но часто малоэффективны и не выгодны для частного бизнеса. Практически государственная собственность представлена преимущественно в таких сферах и отраслях экономики, как:

            − производственная инфраструктура (передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.);

− непроизводственная инфраструктура (школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство);

− новейшие наукоемкие отрасли;

– атомная, аэрокосмическая  промышленность и т.п.

Совокупность инфраструктур связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. Основной эффект инфраструктуры – снижение затрат и потерь в других отраслях и сферах общественной жизни, повышение продуктивности всех звеньев экономики. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, низкой рентабельностью отраслей, поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности.

Государственные предприятия  не являются собственниками своего имущества. Закрепленное за ними имущество находится в их хозяйственном ведении. Оно (имущество) не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, функционируют в интересах общества в целом, они, как правило, не ставят перед собой задачу максимизации прибыли, и их деятельность направлена на максимизацию социально-экономических выгод, достижение общенародных, социальных целей. Это предполагает четкое определение этих целей и создание условий, обеспечивающих использование ограниченных ресурсов именно в интересах общества в целом (голосование, делегирование прав профессионалам, единоличное распоряжение главой государства и т.п.)

Государственные предприятия  образуют государственный сектор страны, доля которого в странах с развитой рыночной экономикой колеблется в пределах 20–40%.

Государственная собственность  может возникать в результате:

− национализации – перехода имущества из частной собственности в государственную, осуществляемого, как правило, методом выкупа;

− строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;

− покупки государством контрольного пакета акций частной компании.

В России, к началу 90-х  годов, в государственной собственности  находилось более 80% основных фондов страны. В ходе экономической реформы, осуществленной в России 90-х годов, в частности в результате приватизации доля государственной собственности резко сократилась.

Наряду с государственной  в России существует муниципальная (местная) собственность – собственность органов местного самоуправления (районов, городов, сел, поселков и т.п.)(ст. 215 ГК). .(экономика,учебное пособие,ефимова)

Субъектами права муниципальной  собственности выступают органы местного самоуправления, их должностные  лица, а также население муниципального образования. Однако и ГК и Федеральный  закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что права  собственника муниципального имущества  осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает норма п.2 ст.212 ГК, в соответствии с которой имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Что же касается организационно-правовых форм предприятий как форм хозяйствования, где экономически реализуются отношения собственности, то в соответствии с ГК они максимально приближены к структурам, сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой.

В российском законодательстве выделяют следующие типы частных  коммерческих организаций (предприятий):

    1. Индивидуальные частные предприятия и крестьянские фермерские хозяйства. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
    2. Хозяйственные товарищества и общества. Это коммерческие организации  с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Товариществом на вере признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Формирование и наличие  разнообразных форм собственности  в России является условием и предпосылкой перехода к рыночной экономике.(экономика,учебное пособие,ефимова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ форм собственности в современной России

 

За период с 2002 по 2005 гг. доля государственной собственности  РФ в капитализации экономики  увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2006 г. правительство  усиливает присутствие государства  в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям  государственных корпораций, а также  росту курсовой стоимости акций  произошло увеличение доли государства  с 48 млрд дол. в 2003 г. до 190 млрд дол. на начало 2006 г., причем за это время капитализация  Сбербанка и Газпрома выросла  в 6 раз. Государством приобретено 10,7% акций  Газпрома, а сама корпорация слилась  с ОАО "Сибнефть"; ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (группа "Уралмаш-Ижора") пополнилось долями в РАО "ЕЭС России", "Мосэнерго".

Был усилен контроль над  ОАО "АвтоВАЗ" и "КАМАЗ", "Силовые  машины" и др. Так, в 2005 г. ОАО "ЕЭС  России" приобрело пакет акций "Силовых машин", "Рособоронэкспорт" - пакет акций "АвтоВАЗа", "Оборон-пром" - акции "Камова". В 2006 г. было приобретено 13% акций "Алросы" -- второй по величине алмазодобывающей корпорации в мире, а также ряда других компаний. Российская Федерация является весьма крупным собственником. На данный момент Россия является страной с преобладающей формой частной собственности. На 1 октября 2009г по данным Росстата доля предприятий с частной формой собственности составляет 83,9%. Динамика структурных изменений госсобственности и финансовые результаты показаны в табл. 2.

Ротация форм собственности  происходит двумя способами.

Первый - это отъем собственности  у так называемых эффективных  собственников. Инструментом деприватизации служит дополнительная эмиссия акций  в размере долга и эти акции  становятся собственностью государства.

Показатель

1996

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего организаций

2249,5

3346,5

3593,8

3845,3

4199,8

4417,1

4767,3

4506,6

4674,9

4771,9

В том числе по формам собственности:

 

частная

1425,5

2509,6

2725,9

2956,8

3237,7

3499,2

3837,6

3638,8

3855,4

3975,5

государственная

322,2

150,8

155,1

157,1

161,3

159,2

160,4

149,3

141,7

135,0

муниципальная

197,8

216,6

231

239,3

246,1

248,2

252,1

264,3

262,7

257,6


 

Табл.2. Распределение предприятий и организаций по формам собственности(на 1 янв. 2010г.).

 

 

Второй способ - выкуп контрольного пакета акций корпорации, предотвращающий ее неизбежное банкротство (инициируемое или планируемое собственниками).

Несмотря на явные изменения  в структуре собственности, государство  еще не распродало принадлежащие  ему пакеты акций в тысячах  открытых и закрытых АО; до настоящего времени не завершена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий. Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной государственной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству.

Заметим, что экономическая  эффективность представляет собой  соотношение результатов и затрат, а ее целью выступает максимизация производства материальных благ для  удовлетворения потребностей  населения  и общества при сокращении затрат используемых в производстве ресурсов. Является очевидным, что эффективным, может быть, любая форма собственности, будь то, государственная, частная или  общественная.

Проводилось ряд исследований сравнения эффективности различных  форм собственности, одни (Перевалов  Ю., Фоминых А.) пришли к выводу, что  частная собственность эффективнее  государственной, другие (Батяева А.) пришли к одинаковой эффективности  государственной и частой форм собственности, третьи (Новрузов Р.) утверждали о высокой  эффективности государственной  формы собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Собственность – основное звено экономических отношений, на котором основаны все остальные  звенья экономической системы. Выяснение  сущности данной проблемы имеет принципиальное значение для характеристики типа экономической  системы. Именно собственность обуславливает  экономический способ соединения работника  со средством производства, цель развития экономической системы, социальную структуру общества, способ распределения  социальных благ и услуг.

Особая роль закрепляется за собственностью при переходе к  рынку. Невозможно создать новые  формы хозяйствования без реформирования отношений собственности.

Поскольку собственность  – это отношения между людьми по поводу производства и потребления, материальных благ и услуг, люди могут  и должны познавать эти отношения  в своих интересах регулировать их развитие. Разрабатываемая и используемая система мер по регулированию  экономических отношений представляет собой хозяйственный механизм. Отношения  собственности, взятые как система  экономических отношений, вместе с  механизмом хозяйствования представляет собой экономический базис общества. Его характер и природа определяются господствующими в обществе отношениями собственности, прежде всего на материальные условия производства.

Информация о работе Собственность