Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:27, курсовая работа
В Кодексе Наполеона говорилось, что «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом». Здесь отношения собственности представлены в форме юридических отношений, где субъекты наделены правом пользования материальными ценностями.
Человек живет, производит и использует результаты труда в тесном взаимодействии с другими людьми. В силу этого можно утверждать, что собственность -- это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения благ, в. особенности форму присвоения средств производства.
Для правильного и более полного представления о собственности я в своей работе определю то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.
Предприятие (фирма) - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.
Введение
1.Содержание собственности
1.1.Понятие собственность, его экономическое содержание
2. Формы собственности
2.1.Исторические формы собственности
2.2. Признаки классификации форм собственности
2.3. Формы собственности
3. Собственность в России
3.1. Образование собственности в России
3.2. Критерии эффективности преобразований собственности
3.3. Особенности преобразования собственности в России
4. Производственное предприятие
4.1. Предприятие, его задачи и функции
5. Типы предприятий
5.1. Признаки классификации предприятий
5.2. Частный предприниматель
5.3. Партнерство (товарищество)
5.4. Корпорация (компании с ограниченной ответственностью)
5.4.1. Малое предприятие.
5.4.2. Акционерное общество (закрытое и открытое).
5.4.3. Совместное предприятие.
5.5. Кооперативы
5.6. Государственные предприятия (публичные корпорации)
6. Предприятия и предпринимательство в РФ
Заключение
Список литературы
Говоря о многоличностной собственности, мы исходим из самого широкого понимания её как многообразия общественных по своей природе форм собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной. Это любая интегративная, в известном смысле общественная, форма.
Беря своё начало в узкоколлективной, групповой собственности, в рамках которой имеет место прямое непосредственное участие и контроль со стороны собственника за пользованием объектом собственности, многоличностная собственность постирается до государственной, общенародной, где воздействие на направление пользования объектом собственности со стороны собственника (народа) значительно опосредовано.
Разделение форм собственности на индивидуальную и многоличностную отражает весьма укрупненное структурирование разнообразных форм, охватывающих во всем своем многообразии значительную их совокупность. Отметим, что подобное разделение собственности на две формы: индивидуальную и многоличностную - не является общепринятым ни в экономической науке, ни в практике. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет частную, государственную и муниципальную форму собственности, признавая в то же время возможность существования других форм. В то же время широко известно разделение собственности на собственность юридических и физических лиц. Последняя форма явно ассоциируется с индивидуальной собственностью.
Попытаемся конкретизировать формы собственности более четко и детально путем выделения наиболее характерных форм (классов, видов), исходя из стремления отразить реально складывающиеся формы и обозначить условные, название которых не соответствует их истинному содержанию.
Достаточно ясно, что использовавшиеся в советское время российской истории представления о "государственной" собственности, за спиной которых стояла собственность государственных органов, "кооперативно-колхозной", которая была слабо отличима от государственной и личной собственности только на предметы потребления, были догматическими и условными.
Необходимо внести ясность в категорию "общенародная собственность", отделить её от категории "государственная собственность", ибо смешение этих понятий создает путаницу и возможность манипулирования формами и отношениями собственности, а вследствие этого - и реальными объектами собственности.
Глобальное представление об общенародной собственности, охватывающей всё, что выше названо совместной собственностью, весьма абстрактно в том смысле, что трудно конкретизировать собственника. Совершенно ясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отношению ко сем видам совместной собственности, как порождается механизм ответственности за так называемую общенародную собственность.
Думается, что следует выделить такую форму, как общенародная (общественная) собственность на природные богатства, не вовлеченное в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну. Эти богатства следует назвать общенародным достоянием. Они являются исключительным объектом собственности всего народа. По отношению к этому объекту собственности должна применяться формула: "это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности". На пользование такой собственностью дворник имеет равные права с президентом, все становятся в общую очередь распорядительство общенародной собственностью по поручению её владельца - народа, населения могут осуществлять только органы народовластия.
Что
же касается государственной собственности,
то она вовлечена в общественное производство
и потому не может принадлежать всем на
равных началах.
В итоге в укрупненном представление совокупность форм собственности охватывает:
В структуре форм и отношений собственности следует различать натурально-вещественный и стоимостный аспекты. При неделимости натурально-вещественного состава объекта собственности делению может подлежать только денежная стоимость. Поэтому вполне возможны и часто наблюдаются ситуации, когда собственник вправе претендовать на денежную стоимость объекта, но не на сам объект.
Подчеркнем, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - общей, на землю - государственной и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Отсюда следует, что мы вынуждены признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности в пределах одного объекта. Одни и те же средства производства могут быть одновременно в определенном ракурсе объектами разных форм собственности. И уж заведомо могут различаться владелец, распорядитель, пользователь объекта. Однако это обстоятельство не должно служить поводом для не узаконенного и несанкционированного использования объектов собственности субъектами, не имеющими на то оснований.
До сих пор мы вели речь о субъектах собственности в лице граждан, коллективов, организаций, народа той страны, которая обладает этой собственностью. Но на территории страны, в составе её национального богатства может находиться собственность иностранных граждан, организаций, государств в виде объектов, целиком или частично принадлежащих иностранным субъектам. Такое собственническое проникновение, к которому в нашей стране проявляется крайне настороженное отношение как со стороны отдельных групп населения, так и в правительственных кругах, есть неизбежное следствие развития внешнеэкономических связей и включения страны в мирохозяйственную систему. Так что в число форм собственности правомерно включить иностранную собственность в изолированном виде или в виде части смешанной собственности (совместные предприятия). Объектом такой собственности могут прежде всего быть средства производства, здания, имущество, инвестиционный капитал, кредитованные средства, залоговое имущество.
Завершая
описание структуры форм и отношений собственности,
укажем на проявившееся в последние годы
явное стремление подвести под неё законодательную
основу. На федеральном и республиканском
уровнях принимаются законодательные
акты об аренде и арендных отношениях,
о собственности, о земле и землепользовании,
об иностранных инвестициях. В число таких
актов уже вошел Гражданский кодекс Российской
Федерации, со временем войдет и закон
об интеллектуальной собственности. Хотя
принятые российские законы во многом
несовершенны, они, несомненно, образуют
первичный правовой фундамент собственнических
структур и отношений к упомянутому пакету
законов тесно примыкают законодательные
акты о разгосударствлении и приватизации
собственности, которые призваны направить
в нужное русло процессы изменения сложившихся
форм и отношений собственности.
3.
Собственность в России
3.1.
Образование собственности в России
В ходе революционных преобразований в России, начатых в октябре 1917 г., была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т. е. государственной и полугосударственной), собственности.
В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6; колхозная 8,7; кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5; собственность граждан 1,2%. Эти цифры, по существу, выражают высокий государственный монополизм на средства производства.
Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.
На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.
Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.
Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.
В
результате эффективность народного хозяйства,
основанного на государственной собственности,
оказалась невысокой, по многим показателям
она уступает эффективности рыночной
экономики. Замедлялись темпы роста производительности
труда, из года в год снижалась фондоотдача,
росла материалоемкость продукции.
Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности. Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права распоряжаться своей продукцией, поскольку основная часть ее поступала государству по установленным им ценам.
Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству, так или иначе, препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и служба управления предприятия стремятся к тому, чтобы оно работало эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий -- в сохранении своей должности.
В
России в ходе радикальных экономических
реформ в 90-х гг. сложилась система, включающая
ряд форм собственности (рис.1).
Различные
формы собственности, функционирующие
в общей системе экономических отношений,
не могут быть изолированными друг от
друга. Преодолевая свою специфику, они
неизбежно переплетаются. На основе такого
переплетения могут возникать смешанные
формы собственности. Объективная основа
указанного переплетения -- взаимное дополнение
и использование тех специфических возможностей,
которые заложены в каждой из конкретных
форм хозяйствования. Так, в приватизированных
российских акционерных обществах сейчас
сливается собственность отдельных граждан,
коллективов и государства.