Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:04, реферат
Для перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых важнейшим являются наличие многообразных форм собственности. Обоснование не только возможности, но и необходимости многообразия форм собственности являются одним из фундаментальных достижений экономической теории.
1. Введение
2. Марксистское учение собственности
3. Экономическая теория прав собственности
4. Виды собственности
5. Формы собственности
6. Заключение
7. Список литературы
В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности.
Пункт 3 статьи 212 ГК РФ включает в себя две нормы различной направленности.
В абз. 1 отмечены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности.
Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. При национализации, например, имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность, при приватизации - все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 "Приобретение права собственности" и гл. 15 "Прекращение права собственности" ГК. В отношении необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения п. 3 статьи 212 ГК РФ должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например оружия. Иначе можно вступить в противоречие с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 статьи 212ГК РФ. "Права всех собственников, - указано в ней, - защищаются равным образом". В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед законом.
Отсылочная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 статьи 212 ГК РФ, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.
Было бы более
правильным указанное имущество
вообще не относить к государственной
или муниципальной
В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.
Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций.
Действие статьи
213 ГК РФ распространяется на граждан,
а также на юридических лиц
независимо от формы собственности,
к которой относится
В п. 3 статьи 213 ГК
РФ содержатся три важные новеллы, вводимые
в гражданское законодательство
РФ в части видов имущества, которое
может находиться в собственности
граждан и юридических лиц. Во-первых,
законодатель не дает перечня видов
имущества, могущего быть объектами
права собственности граждан, как
это имело место в советском
гражданском законодательстве. Во-вторых,
граждане и юридические лица располагают
одинаковыми правами в
В п. 2 статьи 213 ГК
РФ предусматривается положение
об отсутствии в законе количественных
и стоимостных ограничений в
отношении имущества, находящегося
в собственности граждан и
юридических лиц. Исключение могут
составлять лишь случаи, когда ограничения
вводятся законом в целях, предусмотренных
п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например,
в отношении отдельных видов
имущества, принадлежащих гражданам,
о которых упоминается в п.
2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический
запрет со стороны федерального государства,
касающийся количества и стоимости
имущества, которое может находиться
в собственности граждан и
юридических лиц. Отсутствие такового
запрета не означает, что государство
лишено возможности устанавливать
дополнительные требования экономического
порядка к собственникам
В п. 3 статьи 213 ГК
РФ содержится норма, устанавливающая,
что все коммерческие и некоммерческие
организации, являющиеся юридическими
лицами, считаются собственниками имущества,
находящегося на их балансе. В состав
данного имущества входит имущество,
внесенное в качестве вкладов (взносов)
их учредителями (участниками, членами),
а также иное имущество, произведенное
и приобретенное этими
В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.
В п. 1 статьи 214 ГК
РФ рассматриваются два вида государственной
собственности, существующей в Российской
Федерации: федеральная собственность
и собственность субъектов РФ.
Соответственно, субъектом права
федеральной собственности
Остаточный принцип
в отношении права
ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.
Применительно
к названным видам имущества
было бы правильным говорить о праве
государственной собственности
так, как это обозначено в названии
комментируемой статьи, а не государственной
собственности вообще. Понятие государственной
собственности как
Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.
Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования.Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.
Заключение
Отношения собственности
определяют, в чьих интересах ведется
производство, т.е. его целевую направленность,
тип общества, его классовую структуру.
Каждый крупный этап общественного
развития имеет только ему присущую
систему отношений
В современных условиях вряд ли можно найти страну, где бы в чистом виде существовал только один тип собственности - частная или общая. Поэтому современную экономику называют смешанной, т.е. в ней можно обнаружить оба типа собственности.
Эволюционный
путь развития собственности предполагает,
что преимущественное развитие получают
те формы собственности, которые
доказывают свою жизнеспособность. Революционный
путь смены форм собственности заключается
в насильственном утверждении господства
новых форм собственности.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф.
Экономическая теория Курс
2. Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996..
3. Ермишин П.Е. Основы экономической теории, М., 2001
4. Калиин А.Г., Масляев А.И., Гражданское право, часть 1, Учебник. - М., 1997.
5. Красникова
Е.В.Экономика переходного
6. Кузнецов В. Рынок и приватизация.- М: “МЭ и МО”; 1999
7. Экономическая теория. Учебник.
Информация о работе Собственность в различных экономических теориях