Собственность: экономическая сущность, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является различные формы собственности.

Целью курсовой работы является изучение современных форм собственности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и сущность собственности 5

1.1. История возникновения собственности и развитие её

форм 5

1.2. Экономическое понятие собственности 7

1.3. Юридический аспект собственности 11

Глава 2. Основные формы и виды собственности 16

2.1. Классификация форм собственности 17

2.2. Индивидуальная собственность. 20

2.3. Частная собственность. 20

2.4. Кооперативная собственность. 21

2.5. Государственная собственность. 21

2.6. Муниципальная собственность 27

2.7. Смешанные формы. 27

2.8. Комбинированные формы. 28

2.9. Особенности акционерной собственности 30

Глава 3. Приобретение и прекращение права собственности 33

Заключение 42

Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по МИКРОЭКОНОМИКЕ готовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     2.1. Классификация форм  собственности.

       В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (табл. 1).

Классификационный код Наименование
1.

1.1.

1.1.1.

1.1.2.

1.2.

1.3. 

1.4.

1.5. 

1.6. 

2.

2.1.

2.2.

2.3. 

2.4. 
 

2.5. 

3.

Российская  собственность

Государственная собственность

Федеральная собственность

Собственность субъектов Федерации

Муниципальная собственность

Собственность общественных объединений (организаций)

Частная собственность

Смешанная российская собственность (без иностранного участия)

Российская  собственность в составе смешанной  собственности с иностранным  участием

Иностранная собственность

Собственность международных организаций

Собственность иностранных государств

Собственность иностранных юридических лиц, граждан  и лиц без гражданства

Смешанная иностранная собственность (без  российского участия)

Иностранная собственность в составе смешанной  собственности с российским участием

Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием

 

Таблица 1.Основная схема  классификатора форм собственности в  России

       Классификатор форм собственности предусматривает  наличие в нашей стране различных  форм собственности, включая иностранную  и смешанную собственность с  совместным российским и иностранным участием.

       Итак, ни одна из форм собственности не может  быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет  свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность  функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны в случаях, когда необходима концентрация значительных средств. Частная индивидуальная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

       В экономической литературе помимо основных форм собственности выделяют и другие, производные формы - такие как  собственность общественных организаций, ассоциаций, товариществ, церкви и т.д., семейная собственность. Особое место занимает интеллектуальная форма собственности, которая представляет собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изобретениями.

     Развитие  форм собственности на современном  этапе характеризуется процессом  интернационализации отношений  собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности (рис. 2).

     

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

Рис. 2. Классификация форм собственности на основе различных критериев

     2.2. Индивидуальная собственность.

     Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками. К этой форме могут быть отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая "челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

     2.3. Частная собственность.

     Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом  лице. Но частная собственность, как  особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью.

     В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую). 

     2.4. Кооперативная собственность.

     В основе этой формы лежит объединение  индивидуальных собственников.

     Но  это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их функционирующее  единство. Каждый в кооперативе участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.

     Кооперативная собственность может быть долевой, где определены доли каждого участника  в имуществе кооператива, или  без долевой, т. е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника.

     В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы управления. В крупных кооперативах создаются  специальные органы управления и  выделяются специальные люди для  управления делами кооператива. В этом случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку участники кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших прав собственности — управление и даже частично функции распоряжения.

     Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия, получившие названия "рабочей собственности", которая образуется в результате выкупа работниками предприятий у частных собственников.

     2.5. Государственная собственность.

     От  предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права собственности  находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти.

     Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные  государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.

     Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают федеральные государственные органы.

     Развитие  процессов обобществления в индустриальном производстве ведет к нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных программ.

     Государственная собственность реализуется еще  в одном направлении.

     Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть  доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины  и т. д.) и перераспределяет их.

     Госсобственность  в переходный период.

     Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами: результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности; федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами; объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях; реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

     Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

     Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

     В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности  должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

     Еще долгое время государственному сектору  будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

     Важная  проблема в развитии государственной  собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной  системы. С превращением бывших республик  в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как  многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

     Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной  собственности, - это долгий и сложный  процесс. Отчасти преодоление монополизма  может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

     Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

     В преодолении монополизма может  играть положительную роль использование  опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон 
Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс.долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

Информация о работе Собственность: экономическая сущность, формы