Система социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

Социальная защита – это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Работа содержит 1 файл

СРС-экономика.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

                    Государственная медицинская академия  г. Семей

 

 

 

 

 

   

      СРС

 

Специальность:  общая медицина

Дисциплина: основы экономической теории

Кафедра: истории Казахстана и политологии

Высшее базовое медицинское  образование, курс 1

Тема №14: «Система социальной защиты населения»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Хабаева Айгерим,

                                                                          107 группа ОМФ

                                                                          Проверила: Тусмаганбетова Д.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Семей, 2008

 

 

 

 

 

 

Социальная  защита – это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных  обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем  участия в достойно оплачиваемом труде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная организация труда, членом которой  является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

 

 

Стимулирование  стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

Предотвращение  и компенсацию части доходов  в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;

Предоставление  механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы социального страхования;

Доступ граждан  к основным правам и услугам, таким, как образование и медицинская помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  направления  развития  системы   социальной   зашиты базируются   на   анализе   международного  опыта  и  современного состояния.  Предлагается   построение   такой   системы,   которая  соответствует   рыночным   условиям  и  способствует  формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности  с  более высоким  уровнем  охвата  населения  при  минимальных  затратах на администрирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количественные  показатели систем социальной защиты в значительной степени определяются уровнем экономического развития, а степень солидарности между лицами, участия государственных институтов и уровень стимулирования находятся во взаимосвязи с выбранной социально-экономической моделью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В силу исторических, культурных, политических и иных факторов в государствах одинакового  уровня развития существуют разные степени  солидарности в организации систем социальной защиты и разные степени  участия государственных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полная  солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи между взносом и  выплатой, когда право на получение  зависит не от взноса, а определяется с момента наступления рискового  случая.

Финансовая  нагрузка ложиться на всех налогоплательщиков, а право на получение социальной защиты имеют все граждане. В такой системе механизмом перераспределения доходов и единственным источником финансирования является государственный бюджет, а в качестве регулятора выступает государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При ограниченной солидарности право  на получение выплат зависит от взноса человека. Как правило, такая система  финансируется за счет отчислений работников и работодателей, а право на получение  выплат в зависимости от взноса имеют только те граждане, которые производили отчисления (или за которых они производились работодателем). Такие системы обычно предоставляют дополнительную защиту определенной группе населения, например, работникам формального сектора или конкретного трудового коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, существуют системы, в которых солидарность отсутствует (нулевая солидарность), где каждый гражданин отчисляет  персонифицированные взносы, от которых  напрямую зависят выплаты при наступлении социальных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе анализа международного опыта можно сделать вывод, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты обычно включают в себя следующие основные элементы:

 

 государственные пособия;

 обязательное  социальное страхование;

 накопительное пенсионное обеспечение;

 социальную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные пособия предназначены для обеспечения  всех граждан гарантированными выплатами на определенном уровне в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите .

Обязательное  социальное страхование, финансируемое за счет отчислений работодателей и работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов плательщика.

Накопительное пенсионное обеспечение предназначено  для регулирования процессов  создания пенсионных накоплений каждым гражданином.

Социальная помощь предназначена для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан за счет средств бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная помощь предназначена  для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан за счет средств бюджета.

Кроме того, гражданин имеет право осуществлять добровольное страхование на случай наступления социальных рисков.

Такая комбинированная  система позволяет сочетать преимущества как солидарных, так и персонифицированных  систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное состояние системы социальной защиты населения РК

 

 

Действующая система социальной защиты характеризуется  преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами.

На  принципе полной солидарности организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и  по возрасту. Все физические лица - граждане Республики Казахстан, иностранцы и  лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан (далее - граждане), при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь  между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительной защиты работающих граждан при наступлении  социальных рисков с зависимостью выплат от размеров отчислений.     

 Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения при наступлении старости, основанный на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные стимулы для участия в системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действующим законодательством предусмотрено  осуществление добровольного страхования  на случай наступления социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило пока должного распространения.      

  Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты является государство. В соответствии с законодательством отдельным категориям граждан предоставляется социальная помощь за счет средств государства. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные механизмы социальной защиты при наступлении социальных рисков

 

 

Социальная  защита в случае потери трудоспособности и потери кормильца.

  При оценке степени инвалидности  граждан трудоспособного возраста предполагается учитывать не только степень ограничения жизнедеятельности, но и степень ограничения трудоспособности. Будут предприняты меры по регламентации процедуры присвоения статуса инвалидности и определения степени потери трудоспособности, а также разграничения ответственности медицинских работников и экспертов медико-социальных экспертных комиссий. Реформирование системы социальной защиты в случае потери трудоспособности и потери кормильца предусматривает внедрение следующей структуры.

Первый уровень: предоставление всем гражданам за счет средств бюджета пособий на одинаковом уровне (в зависимости от видов  социальных рисков).

 Второй уровень:  предоставление работникам формального  сектора дополнительных выплат  из системы обязательного социального  страхования до наступления пенсионного возраста или прекращения обстоятельств, послуживших основанием для страховых выплат.

Размер выплаты из системы социального  страхования будет рассчитываться на основе коэффициента замещения к  средней заработной плате за определенный промежуток времени, продолжительности отчислений и в зависимости от степени утраты трудоспособности или количества иждивенцев. С выплат из системы социального страхования будут удерживаться обязательные пенсионные взносы. Законодательно будет определен максимальный предел доходов работника, из которого будут производиться отчисления взносов и назначаться выплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Третий уровень:  в случае потери трудоспособности  и потери кормильца в результате  несчастного случая и профессионального  заболевания при исполнении трудовых  обязанностей предусматривается  дополнительная социальная защита  в виде выплат из страховой  организации до наступления пенсионного возраста или прекращения обстоятельств, послуживших основанием для страховых выплат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для работников государственных учреждений, финансируемых за счет республиканского и местных бюджетов, будет определен  особый порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей в виде единовременных компенсаций за счет сметы государственных учреждений. Размер компенсаций будет регулироваться соответствующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vСоциальная защита при наступлении    старости.  Из Государственного накопительного пенсионного фонда лицам пожилого пенсионного возраста ежемесячно выплачивается пенсия. А также предоставляются льготы на какие-либо услуги.

vСоциальная защита малообеспеченных граждан. В натуральной и институциональной форме социальная помощь предоставляется только нетрудоспособным гражданам (детям, пенсионерам, инвалидам) в виде пособий, пенсий. А трудоспособным  путем создания новых рабочих мест и повышении заработной платы.


Информация о работе Система социальной защиты населения