Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:16, курсовая работа
Надежная финансовая система
Является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Введение
1 Сущность и структура финансовой системы.....................................................4
1.1 Сущность и функции финансов.......................................................................4
1.2 Основные составляющие финансовой системы ............................................11
1.3 Бюджетная система как основное звено финансовой системы ...................18
1.4 Формирование государственной политики в области финансов.................23
2.Финансовая система Республики Казахстан......................................................26
2.1Государственный бюджет Республики Казахстан...........................................26
2.2 Финансовая политика Республики Казахстан ...............................................30
Заключение
Список использованной литературы
Слабо проводится работа по погашению задолженностей в бюджет, хотя именно здесь имеются значительные резервы для увеличения поступлений.
Требует изменений порядок предоставления налоговых отсрочек по платежам в бюджет, так как в настоящее время руководитель налогового органа по согласованию с руководителем соответствующего финансового органа вправе предоставить отсрочку по уплате налогов. Крайне затруднена защита прав налогоплательщиков через обычные суды по причине их перегруженности и отсутствия у судей специальных знаний. Серьезный экономический ущерб наносит государству возможность ввоза товаров на территорию Казахстана из сопредельных государств помимо таможенного контроля При ежегодном росте объема ВВП остается в целом низким объем госбюджета, составляющий менее 25% от ВВП. При таком уровне расходов государственный бюджет не полностью обеспечивает исполнение всех функций государства. Ключевой проблемой межбюджетных отношений остается незавершенность децентрализации бюджетной системы. Бюджетная несбалансированность усугубляется недостаточно четким разграничением полномочий бюджетов. Существует диспропорция между децентрализацией бюджетных ресурсов и централизацией бюджетных полномочий. Сложившиеся в настоящее время условия осложняют децентрализацию бюджетной системы. Прежде всего это связано с сохранением представлений о бюджетной вертикали. Резкие межрегиональные различия препятствуют использованию преимуществ децентрализации бюджетной системы. Временные рамки бюджетного планирования краткосрочны как на центральном, так и на региональном уровнях.
Не закреплены собственные источники доходов за районным и областным уровнями бюджетов.
Перевыполнение доходной части местных бюджетов за счет доходов, частично зачисляемых в республиканский бюджет, часто образует свободные средства государственного бюджета. Местные исполнительные и представительные органы сталкиваются с проблемой невозможности увеличения плана доходов по этим источникам и направления средств на дополнительные расходы.
Свободные средства не могут быть своевременно вовлечены в оборот и направлены на решение острых социально-экономических проблем. Часто встречаются факты завышения или занижения прогнозных данных по тем или иным доходным источникам, что в свою очередь дестабилизирует исполнение бюджетов различных уровней. Законодательно определенные процедуры установления долговременных размеров бюджетных изъятий и субвенций на практике реализуются не в достаточной степени. Расходы местных бюджетов сконцентрированы в основном на текущих затратах, и существует неопределенность в закреплении капитальных затрат. Текущий механизм трансфертов не содержит важных факторов оценки состояния регионов, непрозрачен и нуждается в постоянной корректировке из центра. Действующая система трансфертов по сути дублирует старый механизм "латания дыр" методом регулирования изъятий и субвенций и тем самым уравновешивает бюджеты областей. Планы расходов не всегда увязываются с приоритетами развития страны.
Недостаточная прозрачность исполнения республиканского и местных бюджетов ведет к неэффективному управлению государственными расходами. В расходной части бюджета не выделены отдельно расходы текущего характера и расходы, предназначенные на развитие. Неэффективна система внутреннего и внешнего аудита. Отсутствует система мониторинга расходования бюджетных средств с точки зрения оценки эффективности осуществляемых расходов.
Увеличиваются неиспользованные средства бюджета в результате неэффективного управления бюджетными средствами на уровне администраторов бюджетных программ и их подведомственных учреждений, а также за счет несвоевременно проводимых конкурсов на приобретение товаров и услуг.
Проведенные конкурсы часто определяют победителей из одного источника со ссылкой на отсутствие других потенциальных поставщиков. Экономия бюджетных средств, образованных за счет конкурсного определения поставщика товаров и услуг, остается непрозрачной. Требования в отношении обслуживания исполнения местных бюджетов территориальными органами Казначейства не полностью обеспечивают рациональное и эффективное использование средств. Остаются высокими консультационные расходы, связанные с заимствованием средств из зарубежных источников. Формирование устойчивой системы межбюджетных отношений при сопутствующем четком определении стабильных доходных источников.Наличие содействия со стороны международных организаций, изучение и внедрение зарубежного опыта.
- деградация социально-экономической сферы государства;
- несовершенство налогового законодательства и налогового администрирования не способствует повышению платежной дисциплины;
- множество видов сборов и других обязательных платежей и процедур их взимания усложняет налоговую систему;
- региональные диспропорции в социальном развитии;
- рост государственного долга;
Стратегические задачи. Основными стратегическими задачами на период 2001-2010 годы в области налогово-бюджетной политики станут:
- обеспечение стабильности налоговой системы;
- обеспечение роста налоговых поступлений в бюджет до уровня 30% ВВП;
- совершенствование налогового законодательства;
- систематизация налоговых льгот;
- обеспечение эффективного государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью предприятий;
- реализация принципов бюджетной децентрализации;
- осуществление ориентации бюджетной политики на развитие социально-экономической сферы государства во взаимосвязи со стратегией развития;
- усовершенствование системы межбюджетных трансфертов;
- достижение стабилизации и постепенного сокращения государственного долга по отношению к ВВП;
- усовершенствование системы бюджетного планирования;
- обеспечение прозрачности бюджета.
Необходимо в законодательном порядке закрепить принцип стабильности налогового законодательства, поскольку частые изменения, вносимые в налоговое законодательство, отрицательно влияют на экономическую среду в стране. По мере укрепления финансово-банковской системы, аграрного сектора экономики, становления малого предпринимательства как среднего класса общества, укрепления экономической основы социальной сферы необходимо принять новую редакцию Налогового кодекса. С укреплением доходной части и ростом возможностей государственного бюджета необходимо от политики самовыживания населения и предоставления налоговых льгот отдельным секторам экономики перейти к усилению роли прямой поддержки государством социально уязвимых слоев населения, а также неэффективных, но имеющих большое социальное значение секторов экономики .Обеспечение роста налоговых поступлений в бюджет до уровня 30% ввп. Рост налоговых поступлений в государственный бюджет будет обеспечиваться за счет улучшения налогового администрирования и неукоснительного соблюдения норм налогового законодательства. В ближайшие годы уровень налоговых и неналоговых поступлений в государственный бюджет по отношению к ВВП достигнет 30%, учитывая, что с каждым десятилетием доля ВВП, распределяемая во всех развитых странах, закономерно растет и приближается к 50% ВВП.Совершенствование налогового законодательства. В перспективе через 5-7 лет в налоговой системе будут проведены реформы по следующим направлениям:
- будет преобразован социальный налог, имеющий значительное сходство по системе обложения с индивидуальным подоходным налогом, во взносы в фонды государственного страхования. В этом случае плательщики взносов будут знать, на какие цели используются средства фондов в отличие от социального налога, который в бюджете обезличивается (см. Раздел IX. Инвестиционная политика);
- будут введены в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей, в том числе за счет всеобщего декларирования доходов физических лиц и усиления налогообложения лиц с наиболее высокими доходами, что значительно улучшит положение дел со сбором налогов с этой категории налогоплательщиков;
- для расширения базы налогообложения и более равномерного распределения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики будет рассмотрена целесообразность введения налога с розничных продаж, являющегося в мировой практике важным источником доходов для местных бюджетов. Систематизация налоговых льгот. Принципиальное значение имеет вопрос равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Необходимо сформировать целенаправленную единую систему льгот, стимулирующую деловую активность в приоритетных отраслях. Ликвидируются необоснованные индивидуальные налоговые льготы, нарушающие принцип справедливости налоговой системы в отношении тех налогоплательщиков, которые не пользуются налоговыми привилегиями, поскольку льготный налоговый режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Обеспечение эффективного государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью предприятий. Рост внешнеторговой деятельности казахстанских лиц, активные преобразования во внешнеэкономической деятельности повышают роль таможенных органов Республики Казахстан в обеспечении экономической безопасности на таможенной границе, заслона контрабанде, взысканий в полном объеме таможенных платежей и налогов. Повышение качества таможенного администрирования будет обеспечено введением единой автоматизированной информационной системы таможенной службы республики.Наряду с этим необходимо реформировать систему оплаты труда сотрудников таможенных служб, в особенности непосредственно в пунктах пропуска на таможенной границе, поскольку именно низкая оплата труда является причиной некачественного таможенного контроля, и, как следствие, увеличения коррумпированности сотрудников таможенных служб.
Реализация принципов бюджетной децентрализации.Необходимо:
- создать эффективную систему межбюджетных отношений путем обеспечения максимальной самостоятельности местных бюджетов;
- достичь четкого законодательного разграничения расходных полномочий и ответственности по расходам;
- разработать и принять Бюджетный кодекс Республики Казахстан, который обеспечит единую правовую норму составления, утверждения и исполнения бюджетов;
- закрепить налоги и сборы за определенными уровнями государственного бюджета;
- создать эффективную систему трансфертов;
- обеспечить самостоятельность регионов в определении приоритетов социально-экономического развития в рамках общегосударственной стратегии развития и расходовании бюджетных средств в соответствии с ними.
Осуществление ориентации бюджетной политики на развитие социально-экономической сферы государства во взаимосвязи со стратегией развития. Предусматривается создание новой структуры республиканского бюджета, разделенного на текущий и бюджет развития. Из текущего бюджета Республики Казахстан (далее - текущий бюджет) финансировать текущие расходы функциональных групп и обслуживание государственного долга. Расходная часть текущего бюджета формируется на основе бюджетных программ с указанием конкретных целей. Основным приоритетом расходов текущего бюджета станут расходы на социальную сферу. Расходы на образование будут доведены до 8% ВВП, на здравоохранение - 4% ВВП, на социальное обеспечение и социальную помощь - 9% ВВП, на оборону - 1% ВВП.К 2010 году расходы государственного бюджета достигнут порядка 30% к ВВП. Государственные расходы в европейских странах увеличились в среднем с 34,5% ВВП в 1970 г. До 46,6% в 1997 г. В настоящее время аналогичные показатели по США и Японии - 34% и 35% ВВП, соответственно. Бюджет развития Республики Казахстан (далее - бюджет развития) станет составной частью республиканского бюджета, формируемой в составе капитальных расходов и используемой для финансирования инвестиционных программ (см. Раздел IX. Инвестиционная политика).
Бюджетом развития будет обеспечиваться финансирование расходов следующих программ:
- кредитование реального сектора экономики;
- строительство новых объектов в отраслях бюджетной сферы;
- транспортная инфраструктура;
- приобретение современного оборудования и техническое оснащение объектов бюджетной сферы;
- возрождение национально-культурных ценностей.
Отчет об исполнении бюджета развития будет предоставляться в Парламент Республики Казахстан в составе отчета об исполнении республиканского бюджета.
Будет рассмотрена возможность определения одним из источников бюджета развития ежегодных поступлений от средств распределительного счета Национального фонда Республики Казахстан. Усовершенствование системы межбюджетных трансфертов. Будет совершенствоваться методика определения официальных трансфертов. Система трансфертов будет гарантировать минимальную обеспеченность социальных услуг в регионах и в то же время будет стимулировать регионы к расширению налоговой базы.Текущий бюджет будет обеспечивать нижестоящие бюджеты необходимыми трансфертами за счет средств фонда трансфертов регионам, рассчитанными на душу населения, с учетом основных объективных факторов (численность населения, число учащихся, престарелых, природно-климатические условия, уровень бедности, протяженность автомобильных дорог и др.).Достижение стабилизации и постепенного сокращения государственного долга по отношению к ввп. Будут приниматься меры по обеспечению платежеспособности государства. Следует достичь стабилизации и постепенного сокращения государственного долга в отношении к ВВП.
Сокращая уровень дефицита бюджета, необходимо совершенствовать механизм управления государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом Правительства. Усовершенствование системы бюджетного планирования. Будут обеспечены:
- совершенствование методологий бюджетного планирования, в том числе на основе оценки результатов выполнения бюджетных программ;
- разработка системы среднесрочного планирования бюджетных показателей до 3-5 лет с максимальной сбалансированностью обязательств государства с его ресурсами;
- распределение ресурсов между центральными и местными органами управления осуществить адекватно их задачам;
- непрерывность в финансировании государственных услуг и эффективное финансовое планирование.
Обеспечение прозрачности бюджета. Следует достичь четкой и ясной информации о бюджетном финансировании. Принцип открытости бюджетного финансирования будет осуществлен:
- опубликованием законодательных и нормативных документов;
- опубликованием годовых финансовых и оперативных докладов и отчетов (администраторами бюджетных программ);
- опубликованием исчерпывающей информации о государственных финансах.
Для оценки эффективности осуществляемых расходов будет усилен контроль за использованием бюджетных средств. Мониторинг расходования средств будет осуществлен по жесткой и усовершенствованной системе.Как внутренний, так и внешний аудит играют важную роль, так как они не только позволяют выявить случаи растрат и фальсификаций, но и способствуют проведению структурных реформ. Объективный аудит помогает определить излишние факторы и распространить нововведения и лучший практический опыт.Будет продолжена работа по совершенствованию законодательной базы для развития системы внутреннего и внешнего аудита государственного сектора. Необходимо достичь определения оценки эффективности, выявить устаревшие положения, применение которых становится сложным и дорогостоящим, а также скорректировать ранее разработанные реформы. Усилится контроль за проведением конкурсов на поставку необходимых товаров и услуг для бюджетной сферы.Будет усилена роль Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.