Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 03:51, курсовая работа
Благоприятные изменения в экономике в последние годы и предпринимаемые меры по обеспечению устойчивого роста позволяют перейти к созданию комплексной системы социальной защиты. В этой связи возникла необходимость в разработке новой Концепции социальной защиты с учетом приоритетов и возможностей Казахстана в настоящем и будущем.
Введение
1.1 Современное состояние системы социальной защиты безработных РК…….6
1.2 Основные направления развития системы социальной защиты …………….7
1.3 Причины, виды и сущность безработицы ……………………………………13
1.4 Причины возникновения и рост безработицы………………………………..15
2. Проблемы занятости населения………………………………………………...17
2.1 Последствия безработицы……………………………………………………..17
2.2Государственная защита от безработицы……………………………………..22
2.3 Численность экономически активного населения …………………………..23
Заключение
Список использованной литературы
В таких областях как Жамбылская, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Мангистауская процент трудоустройства ниже средне республиканского
График 1. Уровень безработицы во 2 квартале 2010г.
Большая часть безработицы проявляется в скрытой форме. Нам представляется, что под скрытой безработицей следует понимать не только вынужденный уход работника в отпуска без сохранения удержания и перевод их по инициативе администрации на режим неполного рабочего времени. Необходимо рассматривать скрытую безработицу более широко. В данном случае речь идет о людях, которые хотя официально и не числятся безработными, однако фактически работают не полную рабочую неделю, месяц, год Скрытая безработица имеет место и в том случае, если работники из-за отсутствия соответствующих трудятся не в полную меру своих сил. Скрытая безработица является сложнейшей проблемой, требующей разрешения как на теоретическом, так и на практическом уровне. Для характеристики этого феномена используются и другие термины: «частичная безработица», неполная занятость», «маргинальная занятость», «потенциальная безработица» и др.Суть рассматриваемого явления состоит в том, что из-за временности остановки или неполной загруженности предприятия, многие работники в начале отправляются в вынужденные (частично оплачиваемые и не оплачиваемые отпуска) или переводятся на режим неполной рабочей недели (не полного рабочего дня).При наличии финансовых ресурсов у предприятия часть персонала появляется на рабочих местах, и, хотя она не занята какой - то полезной работой, получает материальное вознаграждение в форме оплаты простоя, а некоторые категории работников (электрики, наладчики, слесари и др.), а также специалисты сохраняют свои должностные оклады. В отличие от безработных, «вынужденным отпускникам» гарантируется рабочее место, и при благоприятном развитии событий они могут вернуться на работу с полным рабочим днем .В период временной незанятости они компенсируют падение доходов более активной работой в приусадебном хозяйстве, случайными заработками, помощью родственников (иждивенчеством) и мелким бизнесом (в основном перепродажей товаров). Последняя временная форма занятости при соответствующих способностях становится весьма доходной и часто превращается в основное занятие. Руководители предприятий стараются сохранить основные кадры, руководствуясь человеческими мотивами (социальная ответственность, сострадание) и сугубо прагматическими соображениями, ибо при оживлении (экономическом подъеме) производства они имеют под рукой дешевый и достаточно изученный резерв рабочей силы. Важно и статусное положение, ибо наличие персонала отождествляется с сохранением предприятия, как производственного и социального организма и его менеджмента .Пожалуй, наибольшие потери от излишней численности «неработающих работников» несет оставшаяся часть занятого персонала, поскольку они должны делиться с первыми доходами предприятия, т.е. по сути, работать за них. При больших масштабах скрытой безработицы существенные издержки несет все общество в целом, ибо затраты на содержание излишнего персонала включаются в себестоимость и, следовательно, цену реализуемых товаров, а рост цен влияет на уровень жизни всех слоев населения. Кроме того, неполная занятость снижает мотивацию у руководителей к реструктурированию неэффективного производства и происходит деквалификация работников. Таким образом, налицо дилемма, вызывающая неоднозначную оценку научных и практических работников: что лучше (эффективнее, выгоднее) - перевести скрытую безработицу в открытую форму, с последующим трудоустройством и социальным обеспечением (выплатой пособия) безработных или разрабатывать меры по оживлению производства и снижению на этой основе масштабов неполной занятости.
Социальные гарантии - это
материальные условия, которые в данный
период государство, общество может обеспечить
гражданину при потере им работы и безработице.
Международные нормы права устанавливают
обеспечение гражданам и в этот период
достаточный жизненный уровень. Так, Международный
пакт ООН “Об экономических, социальных
и культурных правах” 1966г. (Международное
право в документах. М., 1982. С. 308-317) предусматривает,
что каждый человек имеет право на труд,
включающее его право на получение возможности
зарабатывать на жизнь трудом, а государства
должны принимать меры в целях полного
осуществления этого права (ст.2). В ст.11
указанного Пакта закреплено, что государство
признает право каждого на достаточный
жизненный уровень для него и его семьи,
включая достаточное питание, одежду и
жилище, и на непрерывное улучшение жизни.
Поэтому при потере работы, безработице
государство обязано осуществлять соответствующую
социальную помощь таким лицам в виде
социальных гарантий. Уровень этих гарантий
зависит от возможностей страны на данном
этапе ее развития. Закон РК “О занятости
населения” предусматривает следующие виды
социальной защиты таким гражданам:
содействие в трудоустройстве; профессиональная
подготовка, повышение квалификации, переподготовка
и организация общественных работ для
безработных; оплата труда безработных,
занятых на общественных работах; оказание
государственной адресной социальной
помощи безработным из числа малообеспеченных
граждан в соответствии с законодательными
актами. Различные дополнительные социальные
гарантии и помощь при потере работы могут
быть предусмотрены коллективными договорами
и социально-партнерскими соглашениями.
Безработные граждане, желающие найти
работу, могут обратиться в уполномоченный
орган и частное агенство занятости .Безработныеграждане,
Уполномоченным органом ведется региональная
база данных граждан, обратившихся в поисках
работы, и безработных. Уполномоченный
орган снимает с учета безработного в
случаях: письменного отказа от двух предложенных
вариантов подходящей работы; неявки без
уважительных причин в течение пяти рабочих
дней со дня выдачи направления уполномоченным
органом по месту предложенного трудоустройства
или обучения; неявки без уважительных
причин в течение двух рабочих дней по
вызову в уполномоченный орган для получения
направления на работу, учебу; самовольного,
без уважительной причины прекращения
безработным участия в общественных работах
или обучения по направлению уполномоченного
органа; нарушения безработным без уважительных
причин сроков посещения уполномоченного
органа; осуждение безработного к наказанию
в виде лишения свободы либо направления
на принудительное лечение по решению
суда; назначения пенсии в соответствии
с законодательством Республики Казахстан.
При этом безработные обязаны: соблюдать
порядок, условия и сроки посещения уполномоченных
органов; обратиться к работодателю по
вопросу трудоустройства в течение пяти
рабочих дней со дня получения направления
на работу, выданного уполномоченным органом;
своевременно (в течение пяти рабочих
дней) предоставлять уполномоченному
органу сведения об изменениях, влияющих
на дальнейший порядок работы с безработным,
включая: перемену места жительства; трудоустройство
на постоянную работу, временную, сезонную
работу, работу по договорам гражданско-правового
характера; занятие предпринимательской
деятельностью; учредительство в организации
независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности; установление
или изменение группы инвалидности; назначение
пенсии и получение иных доходов. В случае
сокрытия вышеперечисленных сведений
или предоставления заведомо ложных сведений
или поддельных документов безработные
снимаются с регистрации и могут быть
привлечены к ответственности в соответствии
с законодательными актами Республики
Казахстан. Уполномоченный орган по вопросам
занятости предоставляет безработному
подходящую работу .Для зарегистрированных
безработных граждан подходящей считается
работа, которая соответствует профессиональной
подготовке, трудовому стажу и опыту работы
по прежней специальности, условиям последнего
места работы (за исключением оплачиваемых
общественных работ), состоянию здоровья,
транспортной доступности нового рабочего
места. Транспортная доступность определяется
соответствующими с исполнительным органом.
Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих
профессии (специальности), а также не
имеющих работы более двух лет, в качестве
подходящей может считаться работа, требующая
предварительной профессиональной подготовки,
а в случае невозможности ее предоставления
- другая оплачиваемая работа (включая
работу временного характера) с учетом
возрастных и иных особенностей граждан
и требований законодательства о труде.
Организация оплачиваемых общественных
работ. Под оплачиваемыми общественными
работами понимаются общедоступные, не
требующие, как правило, специальной профессиональной
подготовки виды временной трудовой деятельности
незанятого населения
2.2 Численность экономически активного населения
Численность экономически активного населения в третьем квартале 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010 года увеличилась на 272,8 тыс. человек, сообщает Министерство труда и социальной защиты населения РК. «Экономически активное население в третьем квартале 2011 года увеличилось на 272,8 тыс. человек (или на 3 %) и составило 8,9 млн человек, а численность занятого населения увеличилась на 272,1 тыс. человек или 3,2%», - говорится в сообщении ведомства. Кроме того, в 3 квартале 2011 года численность безработных уменьшилась на 9,3 тысяч и составила 472,3 тысяч человек, уровень безработицы - 5,3 %.По данным местных исполнительных органов на 1 ноября 2011 года в органы занятости республики за трудовым посредничеством обратилось 284,8 тысяч человек, из которых 190,5 тысяч (66,9 %) трудоустроены. В соответствии с региональными программами занятости населения, программой «Дорожная карта бизнеса 2020» в отчетном периоде на профессиональную подготовку направлены 23,4 тыс. безработных, приняли участие в общественных работах - 94,1 тысяч человек, на социальные рабочие места трудоустроены 16 тысяч безработных граждан, на прохождение «молодежной практики» направлено 18 тысяч выпускников организаций образования. Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами проводится систематическая работа по созданию новых рабочих мест.«За 10 месяцев 2011 года создано 241,4 тысячи новых рабочих мест, из них в сельской местности - 114,6 тысяч», - подчеркивается в информации. При этом в промышленности создано 26 тысяч рабочих мест, в торговле - 27,2 тысяч, в строительстве и коммунальном хозяйстве - 28,1 тысяч, сельском хозяйстве - 20,1 тысяч. Из общего количества созданных рабочих мест 168,4 тысяч - постоянные рабочие места, 67 тысяч приходится на сферу малого бизнеса. Пресс-релиз от 28.11. Численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше в ІІІ квартале 2011 года составила 751,5 тыс. человек. Уровень экономической активности сложился 67%. В экономике области были заняты 713,3 тыс. человек. Наемным трудом были заняты 478,6 тыс. человек, или 67,1% от всех занятых. Численность самостоятельно занятого населения составила 234,7 тыс. человек, или 32,9%. Среди занятого населения каждый второй был занят в сфере услуг; четвертый - в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; пятый - в промышленности и строительстве.
Безработное население и уровень безработицы по кварталам
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость. При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики. Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем: оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в республике, создание условий для движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе; совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров. Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание новых рабочих мест и преобразование старых рабочих мест. Существенное влияние на ситуацию рынка труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда. Предметом заботы органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории Казахстана с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения населения из ближнего зарубежья в Казахстан должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить, прежде всего, сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении. Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест: финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью; инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест; 3.инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством. Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
1 Статистическое обозрение Казахстана // Ежеквартальный журнал – Алматы, 2010 С.45-46.
2 Статистический пресс-бюллетень / Агентство Республики Казахстан по статистике / Алматы: Казинформцентр, 2009.- 192c.
3 Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. – М.: Таурус, Просперус, 1994.- 554c.
4 Курс экономической теории: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор Сидорович А.В. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова; Изд-во ДИС, 2001.- 832c.
5. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 576c.
6 Общая экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. У.К. Шеденова. – Актобе: Изд. «А-Полиграфия», 2004.- 568с.
7 Чепурин М.Н. Курс экономической теории. М.: Мысль, 2000.- 640с.
8. Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А.С. – М.: БЕК, 2000.- 896c.
10.Уровень безработицы по регионам Республики Казахстан во втором квартале 2003 года [] // Труд в Казахстане. - Алматы, 2011. - №11.- С.26.
11 Экономическая активность населения растет // Труд в Казахстане. - Алматы, 2011. - № 6.- С.34-36.