Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:23, реферат
Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия, процесс и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. СНС представляет собой систему упорядочения информации о макроэкономических процессах, в этом смысле она является национальным учетом в рамках страны в целом (в указанном аспекте термин “национальное счетоводство” более адекватен). Теоретической основой рассматриваемой системы показателей, или системы учета, являются современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики, поэтому СНС называют также макростатистической моделью рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЁТОВ 4
1.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЁТОВ 4
1.2. ОБЩАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЁТОВ 5
Глава 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА 6
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЁТОВ 6
2.2. ОСНОВНЫЕ СЧЕТА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЁТОВ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 10
Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия, процесс и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. СНС представляет собой систему упорядочения информации о макроэкономических процессах, в этом смысле она является национальным учетом в рамках страны в целом (в указанном аспекте термин “национальное счетоводство” более адекватен). Теоретической основой рассматриваемой системы показателей, или системы учета, являются современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики, поэтому СНС называют также макростатистической моделью рыночной экономики.
СНС возникла
в ряде развитых стран в конце 30-х годов
XX столетия, а как системная работа в рамках
официальной статистики — после окончания
Второй мировой войны (прежде всего, в
Англии, США, Франции, Германии, скандинавских
стран). Построение СНС— результат объединения
двух направлений в макроэкономических
расчетах — статистики национального
дохода и исследований экономического
цикла в связке с моделированием механизма
регулирования рыночной экономики. Первое
направление связано с именами таких крупных
экономистов-статистиков, как К. Кларк,
С. Кузнец, А. Маршалл. Второе — с полным
основанием ассоциируется прежде всего
с Дж.М.Кейнсом — одним из крупнейших экономистов
XX в. Кстати, по мнению ряда специалистов
в области макроэкономического анализа,
Кейнс является “теоретическим отцом”
национального счетоводства (в широком
смысле слова). [8, c. 24]
Российская система национальных счетов является адаптацией международных стандартов по национальному счетоводству, прежде всего, СНС ООН, а также используемой странами Европейского Сообщества Европейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС), к российским условиям. Во второй половине 90-х годов XX столетия в статистике Российской Федерации завершен первый этап по внедрению СНС в практику. Предполагается, что заключительная стадия национального учета должна включать следующие блоки счетов для: экономики в целом (консолидированные счета); секторов экономики; отраслей экономики; отдельных экономических операций.
Счета (различают две стороны: ресурсы и использование) используются для регистрации экономических операций, осуществляемых хозяйствующими субъектами, или институционными единицами.
Институционные единицы группируются по секторам экономики (институциональным секторам). Для структуризации внутренней экономики выделяются секторы: нефинансовые предприятия (нефинансовые корпорации или квазикорпорации); финансовые учреждения (финансовые корпорации или квазикорпорации); правительственные учреждения (государственное управление); некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства.
Современная система национальных счетов в самом общем смысле представляет собой используемую в современной статистической практике большинства государств мира макростатистическую модель описания и анализа большой полиструктурной системы - национального хозяйства - в виде определённого набора основных счетов, соответствующих трём фазам экономического оборота (производству, распределению и использованию), и дополнительных балансовых таблиц.
Первая версия СНС ООН разработана в 1952 году (опубликована в 1953 и носит название «голубая книга»). Это взаимоувязанная система из шести счетов, характеризующих результаты и ход основных процессов в экономике. Дальнейшее развитие национального счетоводства нашло отражение в версии международного стандарта 1968 года. ( Многие переводные учебники зарубежных авторов по макроэкономике, а также отечественные учебники содержат описание основных показателей СНС согласно именно этой версии). С 1993 года действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах. Не углубляясь в «скучную теорию», рассмотрим лишь некоторые изменения.
Современная система
национального счетоводства - это счета
и показатели не только для экономики
страны в целом, но и для ее отдельных секторов,
отраслей и регионов. Совершенно новой
является группировка видов деятельности
по секторам. Термин «Национальное счетоводство»
был предложен накануне второй мировой
войны голландским экономистом Ван Клиффом.
2.2 ОСНОВНЫЕ СЧЕТА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЁТОВ
Внедряемая в статистическую практику СHС базируется на международных стандартах по национальному счетоводству ООH (СHС ООH) и ЕЭС.
Европейская
система интегрированных
В СHС ООH и ЕСИЭС группировки по отраслям производятся на основе разных методик. При группировке по секторам финансовые учреждения в ЕСИЭС делятся на два сектора: «Кредитные учреждения» и «Страховые организации», в то время как в СHС ООH они объединены в один сектор «Финансовые учреждения».
Более существенны различия в системе счетов:
а) в СHС ООH эта система носит более сложный характер;
б) в СHС ООH, где на разных уровнях используются различные схемы счетов, в ЕСИЭС система счетов носит сквозной характер, т. е. схемы счетов, используемых на разных уровнях, почти одни и те же, что существенно облегчает их сведение в анализ;
в) счета ЕСИЭС являются более дезагрегированными по сравнению с СHС ООH;
г) в ЕСИЭС более детально разработана характеристика распределительных операций, отражающих распределение и перераспределение доходов, а также финансовых операций;
д) ЕСИЭС также обеспечивает дополнительную информацию в отношении показателей производства, таблиц «затраты-выпуск» В то же время ЕСИЭС не включает балансовые таблицы активов и пассивов.
В отличие от национальных счетов зарубежных стран, в отечественной СНС предусматривается возможность разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются скоординированные между собой показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития стран и региона.
Все перечисленные показатели СНС, разрабатываемые территориальными комитетами государственной статистики, являются важными индикаторами социально-экономического развития регионов, однако базовым показателем в этой системе является валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость). По своему экономическому содержанию этот показатель аналогичен показателю -валовой внутренний продукт (ВВП)?, рассчитываемому для экономики страны в целом. Однако сумма валовых региональных продуктов по всем субъектам Российской Федерации не составляет общенациональный ВВП, между ними существуют определенные методологические различия. Эти различия в основном связаны с наличием в составе ВВП элементов, которые не могут быть распределены по регионам. Вот несколько примеров. Технически невозможно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, оказываемые государственными учреждениями обществу в целом (оборона, государственное управление и др.). Деятельность финансовых посредников, особенно банков, редко ограничивается отдельными регионами. Данные о внешней торговле во многих случаях можно получить только на федеральном уровне. В силу специфики учета налогов на экспорт и на импорт их общую величину также невозможно полностью распределить между отдельными регионами. Перечисленные показатели рассчитываются на федеральном уровне для всей России. По мере того как будет расширяться устойчивая информационная база расчетов показателей СНС на региональном уровне, расхождение между величиной ВВП и суммой валовых региональных продуктов по субъектам Российской Федерации будет постепенно сокращаться содержательно и количественно.