Система мер государственной поддержки российского экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2010 в 10:46, реферат

Описание работы

На основании изученного опыта ведущих мировых стран-экспортеров Минэкономразвития РФ разработало направления государственной поддержки экспорта. Предложения предусматривают реализацию финансово-крединых, торгово-политических и специальных мер поддержки экспорта промышленной продукции. В октябре 2003 г. была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. С началом реализации Концепции в 2004 г. должен вступить в действие механизм гарантийной защиты российских экспортеров промышленной продукции от политических и долгосрочных коммерческих рисков. Механизм гарантирования рисков включает в себя гарантирование экспорта, экспортных кредитов и российских капиталовложений за рубежом для обеспечения их защиты от политических и долгосрочных (более двух лет) коммерческих рисков, возникающих на стадии освоения рынка, что позволит экспортерам машинно-технической продукции осуществить выход на новые рынки с новыми разработками.

Работа содержит 1 файл

Система мер государственной поддержки российского экспорта.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Система мер государственной  поддержки российского  экспорта

На основании  изученного опыта ведущих мировых  стран-экспортеров Минэкономразвития  РФ разработало направления государственной  поддержки экспорта. 
 
Предложения предусматривают реализацию финансово-крединых, торгово-политических и специальных мер поддержки экспорта промышленной продукции.  
 
Финансово-кредитные меры  
 
В октябре 2003 г. была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. С началом реализации Концепции в 2004 г. должен вступить в действие механизм гарантийной защиты российских экспортеров промышленной продукции от политических и долгосрочных коммерческих рисков.  
 
Механизм гарантирования рисков включает в себя гарантирование экспорта, экспортных кредитов и российских капиталовложений за рубежом для обеспечения их защиты от политических и долгосрочных (более двух лет) коммерческих рисков, возникающих на стадии освоения рынка, что позволит экспортерам машинно-технической продукции осуществить выход на новые рынки с новыми разработками.  
 
В течение первых лет функционирования гарантийной системы предлагается сконцентрироваться на гарантировании кратко- и среднесрочных рисков с постепенным изменением структуры гарантийного пакета в сторону увеличения объемов гарантирования долгосрочных рисков.  
 
Помимо этого, в Минэкономразвития России ведется разработка финансового инструмента, позволяющего обеспечить выравнивание ставок по коммерческим кредитам для производителей промышленной продукции в приоритетных отраслях при осуществлении экспортных операций. Предлагаемый финансовый инструмент призван обеспечить выравнивание условий доступа российских и иностранных товаров на рынки третьих стран.  
 
Реализация этих предложений станет действенным дополнением к практике выделения бюджетных средств на связанные государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, а также на финансовое покрытие, необходимое при предоставлении государственных гарантий по связанным коммерческим кредитам.  
 
Торгово-политические меры  
 
В настоящее время сохранение имеющихся у России на внешних рынках позиций и создание новых возможностей для успешного российского экспорта во многом связано с решением проблем доступа на зарубежные рынки. При этом имеется в виду как устранение действующих ограничений в отношении российского экспорта, так и создание благоприятного торгово-политического климата для устранения угрозы их применения в будущем.  
 
Работа по обеспечению доступа отечественных товаров на внешние рынки направлена на устранение дискриминационного подхода в отношении российских экспортеров путем присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.  
 
Специальные меры стимулирования экспорта  
 
В принципиальном плане эти меры можно разделить на две основные группы: информационно-консультационные и организационно-промоционные.  
 
Организационно-промоционные меры  
 
Эти меры призваны содействовать установлению деловых контактов путем постоянного мониторинга федерального законодательства на предмет неухудшения условий для экспортной деятельности, а также через презентацию отечественной продукции внутри страны и за рубежом на конкурсах, международных выставках, ярмарках, в СМИ.  
 
На этом направлении нами планируется привлечение экспортеров к участию в ряде экспортоориентированных выставок на территории Российской Федерации.  
 
Для активизации государственного содействия российским компаниям в развитии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами в Министерстве также осуществляется практика организации бизнес-делегаций и проведения двусторонних заседаний рабочих групп по поддержке экспорта промышленной продукции, к участию в которых приглашаются региональные экспортоориентированные предприятия.  
 
Целью организации этих мероприятий является оказание политического содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта. Участие компаний в организуемых внешнеторговым ведомством мероприятиях подтверждает их деловую состоятельность перед зарубежными партнерами, а также позволяет использовать возможности государственного аппарата для продвижения отечественной продукции на зарубежных рынках, сопровождения переговоров, согласования совместных проектов в соответствующих инстанциях страны контрагента.  
 
На 2004 г. проведение мероприятий подобного формата запланировано в Китае, Индии, Малайзии, то есть в тех странах, где традиционно сильно влияние государства на принятие экономических решений.  
 
В рамках организационно-промоционной поддержки отечественных предприятий Министерство оказывает содействие региональным предприятиям по запросам о содействии в продвижении на зарубежные рынки производимой продукции. В этих случаях мы подключаем торговые представительства за рубежом и аппараты торговых советников для поиска потенциальных рынков сбыта предлагаемой продукции.  
 
Кроме того, в рамках Торгово-экономического совета при Минэкономразвития России продолжается практика проведения конкурса на звание лучшего российского экспортера. В этом году для кандидатов на звание "Лучший российский экспортер" были введены 22 номинации:  
 
- лучший экспортер отрасли (20 отраслей);  
- самый динамично развивающийся российский экспортер;  
- лучший российский экспортер в страны СНГ.  
 
Мероприятие получает высокую оценку как среди российских деловых кругов, так и у иностранных гостей, и, мы надеемся, служит дополнительным стимулом для российских предпринимателей к активизации внешнеторговых контактов, освоению новых сегментов зарубежных рынков, инвестированию в перспективные экспортоориентированные научно-технические разработки.  
 
Информационно-консультационные меры  
 
Одним из существенных факторов конкурентоспособности российских предприятий и экспортеров является эффективная работа по сбору информации о потребностях потенциального контрагента, его платежеспособности, а также оценка особых условий, присущих определенному региональному рынку, на стадии подготовки экспортного контракта.  
 
Информационно-поисковая система (ИПС) "Экспортные возможности России"  
 
Сегодня, по данным статистики, трансакционные издержки, или предконтрактные расходы экспортеров, составляют около 3% от всей суммы сделки. Существует значительный дефицит информации по основам законодательства внешнеэкономической деятельности местных рынков, отсутствует система информации о платежеспособности потенциальных потребителей российских товаров и услуг, скорость прохождения информационных потоков между зарубежными представительствами России и российскими экспортерами, их отраслевыми объединениями недопустимо низка.  
 
Вышеозначенные факторы существенно снижают общую конкурентоспособность российских производителей экспортной продукции на мировом рынке. Особенно подвержены этим тенденциям региональные российские предприятия и сектор малого и среднего бизнеса, которые не обладают существенными финансовыми ресурсами для создания корпоративных информационных сетей и организации собственных представительств в Москве и за рубежом.  
 
Одной из наиболее эффективных и распространенных форм в области информационно-консультационной поддержки национального экспорта является создание специализированной информационной системы открытого доступа. Аналогичные информационные системы имеются во многих странах, осуществляющих государственную поддержку национального экспорта - Китай, Индия, Мексика, Корея, Польша, Румыния.  
 
Во исполнение решения Правительства Российской Федерации "О системе мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции" Минэкономразвития России разработана и введена в опытную эксплуатацию информационно-поисковая система (ИПС) "Экспортные возможности России".  
 
На первом этапе было решено разработать русскоязычную версию Системы как основу для дальнейшего совершенствования. 15 сентября 2003 г. Система запущена в открытый доступ в Интернете.  
 
Основными задачами системы являются:  
 
- управление комплексом информации, связанной с государственной поддержкой экспортных возможностей российских предприятий и анализом спроса на промышленную продукцию на зарубежных рынках;  
- предоставление российским экспортерам полного объема открытой деловой и аналитической информации, относящейся к сфере внешнеэкономической деятельности;  
- предоставление всем заинтересованным зарубежным контрагентам информации о предложениях российских экспортеров непосредственно на языке пользователя.  
 
В настоящее время, в ходе работы над системой, основное внимание направлено на информационную поддержку национальных производителей продукции обрабатывающего сектора.  
 
Запланированный в ближайшее время переход к мультиязычной версии системы обеспечит тесное взаимодействие между российскими производителями и зарубежными потребителями.  
 
Информационное наполнение системы производят сотрудники Минэкономразвития РФ, торговых представительств РФ за рубежом в режиме авторизованного доступа. Также информацию для наполнения предоставляют администрации регионов РФ, управления и аппараты уполномоченных Минэкономразвития РФ, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры.  
 
Информационно-поисковая система "Экспортные возможности России" создана с использованием передовых информационных технологий и соответствует самому современному уровню систем подобного класса.  
 
Опытная эксплуатация системы привела к активизации сбора российскими торговыми представительствами информации о проводимых тендерах за рубежом и коммерческих запросах иностранных организаций. Кроме того, поступающие в Минэкономразвития РФ запросы позволяют сделать вывод о нарастающем интересе российских экспортеров к системе.  
 
В дальнейшем введение системы в промышленную эксплуатацию позволит предоставлять оперативную информацию об экспортном потенциале России широкому кругу иностранных потребителей товаров и услуг на всех региональных рынках.  
 
Справка  
Внешнеторговый оборот Российской Федерации по методологии платежного баланса в июне 2004 г. составил (в фактически действовавших ценах) 21,7 млрд. долл. (629,5 млрд. руб.), в том числе экспорт – 13,8 млрд. долл. (400,1 млрд. руб.), импорт – 7,9 млрд. долл. (229,4 млрд. руб.). 
 
Платежный баланс формируется Банком России в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке Российской Федерации №86-ФЗ от 10.07.2003 г. и представляет собой статистический отчет, в котором отражаются все внешнеэкономические операции Российской Федерации с другими странами мира в ценах франко-граница страны-экспортера (ФОБ), включающих стоимость товара и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера. 
 
Составной частью счета текущих операций платежного баланса является внешняя торговля, которая, в соответствии с Руководством по платежному балансу МВФ (5 издание), включает в себя: 
 
– данные таможенной статистики внешней торговли, полученные на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности, с учетом данных Республики Беларусь; 
 
– данные об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации (рыбы и морепродуктов, выловленных и проданных в нейтральных водах, топлива и товаров, приобретенных иностранными (российскими) транспортными средствами в российских (иностранных) портах), полученные на основе федерального государственного статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики; 
 
– досчеты Банка России к данным статистики внешней торговли, которые включают оценку стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов. 
 
Внешнеторговый оборот, по данным таможенной статистики, в июне 2004 г. составил 19,5 млрд. долл. Экспорт составил 13,2 млрд. долл., в том числе в страны вне СНГ – 10,8 млрд. долл., в государства – участники СНГ – 2,4 млрд. долл. Импорт составил 6,4 млрд. долл., в том числе из стран вне СНГ – 4,8 млрд. долл., из государств – участников СНГ – 1,6 млрд. долл. Сальдо торгового баланса в июне 2004 г. сложилось положительное – 6,8 млрд. долл. (в июне 2003 г. – положительное, 6,5 млрд. долл.). 
 
Таможенная статистика внешней торговли формируется по всем товарам (в том числе ценностям, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны, и не включает товары, не пересекающие таможенную границу России (рыба и морепродукты, добытые и отгруженные в нейтральных водах, топливо и товары, приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах), а также данные по ввозу (вывозу) товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот, или перемещаемых через таможенную границу в упрощенном порядке. 
 
Данные по экспорту приведены в ценах франко-граница страны-экспортера (ФОБ), которые учитывают стоимость товара и расходы по доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера, по импорту – в ценах франко-граница страны-импортера (СИФ) с учетом расходов по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.

Информация о работе Система мер государственной поддержки российского экспорта