Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2010 в 10:46, реферат
На основании изученного опыта ведущих мировых стран-экспортеров Минэкономразвития РФ разработало направления государственной поддержки экспорта. Предложения предусматривают реализацию финансово-крединых, торгово-политических и специальных мер поддержки экспорта промышленной продукции. В октябре 2003 г. была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. С началом реализации Концепции в 2004 г. должен вступить в действие механизм гарантийной защиты российских экспортеров промышленной продукции от политических и долгосрочных коммерческих рисков. Механизм гарантирования рисков включает в себя гарантирование экспорта, экспортных кредитов и российских капиталовложений за рубежом для обеспечения их защиты от политических и долгосрочных (более двух лет) коммерческих рисков, возникающих на стадии освоения рынка, что позволит экспортерам машинно-технической продукции осуществить выход на новые рынки с новыми разработками.
На основании
изученного опыта ведущих мировых
стран-экспортеров
Предложения предусматривают реализацию
финансово-крединых, торгово-политических
и специальных мер поддержки экспорта
промышленной продукции.
Финансово-кредитные меры
В октябре 2003 г. была одобрена Распоряжением
Правительства Российской Федерации Концепция
развития государственной финансовой
(гарантийной) поддержки экспорта промышленной
продукции. С началом реализации Концепции
в 2004 г. должен вступить в действие механизм
гарантийной защиты российских экспортеров
промышленной продукции от политических
и долгосрочных коммерческих рисков.
Механизм гарантирования рисков включает
в себя гарантирование экспорта, экспортных
кредитов и российских капиталовложений
за рубежом для обеспечения их защиты
от политических и долгосрочных (более
двух лет) коммерческих рисков, возникающих
на стадии освоения рынка, что позволит
экспортерам машинно-технической продукции
осуществить выход на новые рынки с новыми
разработками.
В течение первых лет функционирования
гарантийной системы предлагается сконцентрироваться
на гарантировании кратко- и среднесрочных
рисков с постепенным изменением структуры
гарантийного пакета в сторону увеличения
объемов гарантирования долгосрочных
рисков.
Помимо этого, в Минэкономразвития России
ведется разработка финансового инструмента,
позволяющего обеспечить выравнивание
ставок по коммерческим кредитам для производителей
промышленной продукции в приоритетных
отраслях при осуществлении экспортных
операций. Предлагаемый финансовый инструмент
призван обеспечить выравнивание условий
доступа российских и иностранных товаров
на рынки третьих стран.
Реализация этих предложений станет действенным
дополнением к практике выделения бюджетных
средств на связанные государственные
кредиты, предоставляемые Российской
Федерацией иностранным государствам,
а также на финансовое покрытие, необходимое
при предоставлении государственных гарантий
по связанным коммерческим кредитам.
Торгово-политические меры
В настоящее время сохранение имеющихся
у России на внешних рынках позиций и создание
новых возможностей для успешного российского
экспорта во многом связано с решением
проблем доступа на зарубежные рынки.
При этом имеется в виду как устранение
действующих ограничений в отношении
российского экспорта, так и создание
благоприятного торгово-политического
климата для устранения угрозы их применения
в будущем.
Работа по обеспечению доступа отечественных
товаров на внешние рынки направлена на
устранение дискриминационного подхода
в отношении российских экспортеров путем
присоединения России к ВТО и признание
рыночного статуса российской экономики.
Специальные меры стимулирования экспорта
В принципиальном плане эти меры можно
разделить на две основные группы: информационно-консультационные
и организационно-промоционные.
Организационно-промоционные меры
Эти меры призваны содействовать установлению
деловых контактов путем постоянного
мониторинга федерального законодательства
на предмет неухудшения условий для экспортной
деятельности, а также через презентацию
отечественной продукции внутри страны
и за рубежом на конкурсах, международных
выставках, ярмарках, в СМИ.
На этом направлении нами планируется
привлечение экспортеров к участию в ряде
экспортоориентированных выставок на
территории Российской Федерации.
Для активизации государственного содействия
российским компаниям в развитии торгово-экономического
сотрудничества с зарубежными странами
в Министерстве также осуществляется
практика организации бизнес-делегаций
и проведения двусторонних заседаний
рабочих групп по поддержке экспорта промышленной
продукции, к участию в которых приглашаются
региональные экспортоориентированные
предприятия.
Целью организации этих мероприятий является
оказание политического содействия российским
экспортерам в доступе на новые рынки
сбыта. Участие компаний в организуемых
внешнеторговым ведомством мероприятиях
подтверждает их деловую состоятельность
перед зарубежными партнерами, а также
позволяет использовать возможности государственного
аппарата для продвижения отечественной
продукции на зарубежных рынках, сопровождения
переговоров, согласования совместных
проектов в соответствующих инстанциях
страны контрагента.
На 2004 г. проведение мероприятий подобного
формата запланировано в Китае, Индии,
Малайзии, то есть в тех странах, где традиционно
сильно влияние государства на принятие
экономических решений.
В рамках организационно-промоционной
поддержки отечественных предприятий
Министерство оказывает содействие региональным
предприятиям по запросам о содействии
в продвижении на зарубежные рынки производимой
продукции. В этих случаях мы подключаем
торговые представительства за рубежом
и аппараты торговых советников для поиска
потенциальных рынков сбыта предлагаемой
продукции.
Кроме того, в рамках Торгово-экономического
совета при Минэкономразвития России
продолжается практика проведения конкурса
на звание лучшего российского экспортера.
В этом году для кандидатов на звание "Лучший
российский экспортер" были введены
22 номинации:
- лучший экспортер отрасли (20 отраслей);
- самый динамично развивающийся российский
экспортер;
- лучший российский экспортер в страны
СНГ.
Мероприятие получает высокую оценку
как среди российских деловых кругов,
так и у иностранных гостей, и, мы надеемся,
служит дополнительным стимулом для российских
предпринимателей к активизации внешнеторговых
контактов, освоению новых сегментов зарубежных
рынков, инвестированию в перспективные
экспортоориентированные научно-технические
разработки.
Информационно-консультационные меры
Одним из существенных факторов конкурентоспособности
российских предприятий и экспортеров
является эффективная работа по сбору
информации о потребностях потенциального
контрагента, его платежеспособности,
а также оценка особых условий, присущих
определенному региональному рынку, на
стадии подготовки экспортного контракта.
Информационно-поисковая система (ИПС)
"Экспортные возможности России"
Сегодня, по данным статистики, трансакционные
издержки, или предконтрактные расходы
экспортеров, составляют около 3% от всей
суммы сделки. Существует значительный
дефицит информации по основам законодательства
внешнеэкономической деятельности местных
рынков, отсутствует система информации
о платежеспособности потенциальных потребителей
российских товаров и услуг, скорость
прохождения информационных потоков между
зарубежными представительствами России
и российскими экспортерами, их отраслевыми
объединениями недопустимо низка.
Вышеозначенные факторы существенно снижают
общую конкурентоспособность российских
производителей экспортной продукции
на мировом рынке. Особенно подвержены
этим тенденциям региональные российские
предприятия и сектор малого и среднего
бизнеса, которые не обладают существенными
финансовыми ресурсами для создания корпоративных
информационных сетей и организации собственных
представительств в Москве и за рубежом.
Одной из наиболее эффективных и распространенных
форм в области информационно-консультационной
поддержки национального экспорта является
создание специализированной информационной
системы открытого доступа. Аналогичные
информационные системы имеются во многих
странах, осуществляющих государственную
поддержку национального экспорта - Китай,
Индия, Мексика, Корея, Польша, Румыния.
Во исполнение решения Правительства
Российской Федерации "О системе мер
государственной поддержки экспорта промышленной
продукции" Минэкономразвития России
разработана и введена в опытную эксплуатацию
информационно-поисковая система (ИПС)
"Экспортные возможности России".
На первом этапе было решено разработать
русскоязычную версию Системы как основу
для дальнейшего совершенствования. 15
сентября 2003 г. Система запущена в открытый
доступ в Интернете.
Основными задачами системы являются:
- управление комплексом информации, связанной
с государственной поддержкой экспортных
возможностей российских предприятий
и анализом спроса на промышленную продукцию
на зарубежных рынках;
- предоставление российским экспортерам
полного объема открытой деловой и аналитической
информации, относящейся к сфере внешнеэкономической
деятельности;
- предоставление всем заинтересованным
зарубежным контрагентам информации о
предложениях российских экспортеров
непосредственно на языке пользователя.
В настоящее время, в ходе работы над системой,
основное внимание направлено на информационную
поддержку национальных производителей
продукции обрабатывающего сектора.
Запланированный в ближайшее время переход
к мультиязычной версии системы обеспечит
тесное взаимодействие между российскими
производителями и зарубежными потребителями.
Информационное наполнение системы производят
сотрудники Минэкономразвития РФ, торговых
представительств РФ за рубежом в режиме
авторизованного доступа. Также информацию
для наполнения предоставляют администрации
регионов РФ, управления и аппараты уполномоченных
Минэкономразвития РФ, предпринимательские
и отраслевые союзы и объединения, а также
непосредственно российские предприятия-экспортеры.
Информационно-поисковая система "Экспортные
возможности России" создана с использованием
передовых информационных технологий
и соответствует самому современному
уровню систем подобного класса.
Опытная эксплуатация системы привела
к активизации сбора российскими торговыми
представительствами информации о проводимых
тендерах за рубежом и коммерческих запросах
иностранных организаций. Кроме того,
поступающие в Минэкономразвития РФ запросы
позволяют сделать вывод о нарастающем
интересе российских экспортеров к системе.
В дальнейшем введение системы в промышленную
эксплуатацию позволит предоставлять
оперативную информацию об экспортном
потенциале России широкому кругу иностранных
потребителей товаров и услуг на всех
региональных рынках.
Справка
Внешнеторговый оборот Российской Федерации
по методологии платежного баланса в июне
2004 г. составил (в фактически действовавших
ценах) 21,7 млрд. долл. (629,5 млрд. руб.), в том
числе экспорт – 13,8 млрд. долл. (400,1 млрд.
руб.), импорт – 7,9 млрд. долл. (229,4 млрд.
руб.).
Платежный баланс формируется Банком
России в соответствии с Федеральным законом
о Центральном банке Российской Федерации
№86-ФЗ от 10.07.2003 г. и представляет собой
статистический отчет, в котором отражаются
все внешнеэкономические операции Российской
Федерации с другими странами мира в ценах
франко-граница страны-экспортера (ФОБ),
включающих стоимость товара и расходы
по его доставке до сухопутной границы
или до порта отгрузки страны-экспортера.
Составной частью счета текущих операций
платежного баланса является внешняя
торговля, которая, в соответствии с Руководством
по платежному балансу МВФ (5 издание),
включает в себя:
– данные таможенной статистики внешней
торговли, полученные на основе грузовых
таможенных деклараций, заполняемых участниками
внешнеторговой деятельности, с учетом
данных Республики Беларусь;
– данные об объемах экспорта (импорта)
товаров, не пересекающих таможенную границу
Российской Федерации (рыбы и морепродуктов,
выловленных и проданных в нейтральных
водах, топлива и товаров, приобретенных
иностранными (российскими) транспортными
средствами в российских (иностранных)
портах), полученные на основе федерального
государственного статистического наблюдения
Федеральной службы государственной статистики;
– досчеты Банка России к данным статистики
внешней торговли, которые включают оценку
стоимости товаров, ввезенных (вывезенных)
физическими лицами в пределах установленной
беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном)
порядке, и другие элементы досчетов.
Внешнеторговый оборот, по данным таможенной
статистики, в июне 2004 г. составил 19,5 млрд.
долл. Экспорт составил 13,2 млрд. долл.,
в том числе в страны вне СНГ – 10,8 млрд.
долл., в государства – участники СНГ –
2,4 млрд. долл. Импорт составил 6,4 млрд.
долл., в том числе из стран вне СНГ – 4,8
млрд. долл., из государств – участников
СНГ – 1,6 млрд. долл. Сальдо торгового баланса
в июне 2004 г. сложилось положительное –
6,8 млрд. долл. (в июне 2003 г. – положительное,
6,5 млрд. долл.).
Таможенная статистика внешней торговли
формируется по всем товарам (в том числе
ценностям, за исключением валютных ценностей,
находящихся в обращении), ввоз и вывоз
которых увеличивает или уменьшает материальные
ресурсы страны, и не включает товары,
не пересекающие таможенную границу России
(рыба и морепродукты, добытые и отгруженные
в нейтральных водах, топливо и товары,
приобретенные российскими (иностранными)
транспортными средствами в иностранных
(российских) портах), а также данные по
ввозу (вывозу) товаров физическими лицами
в пределах установленных беспошлинных
квот, или перемещаемых через таможенную
границу в упрощенном порядке.
Данные по экспорту приведены в ценах
франко-граница страны-экспортера (ФОБ),
которые учитывают стоимость товара и
расходы по доставке до сухопутной границы
или до порта отгрузки страны-экспортера,
по импорту – в ценах франко-граница страны-импортера
(СИФ) с учетом расходов по страхованию
и транспортировке товара до границы страны-импортера.
Информация о работе Система мер государственной поддержки российского экспорта