Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:11, доклад
Шведская модель: В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Её более подробно рассмотрим в следующих главах.
В условиях рыночной формы организации производства основными принципами, создающими предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен.
Шведская модель: В
ее основе лежат рыночные отношения на
конкурентных началах с активным использованием
государственного регулирования, что
составляет экономический базис шведской
модели. Её более подробно рассмотрим
в следующих главах.
В условиях рыночной формы организации
производства основными принципами, создающими
предпосылки для эффективного функционирования
предприятий, являются частная собственность,
свобода предпринимательства и выбора,
конкуренция, система рыночных цен.
Неотъемлемой частью структуры смешанной
экономики наряду с разнообразными формами
частной собственности, является государственная
собственность.
Исторически во многих странах государственный
сектор включает объекты транспортной
системы, сооружения энергоснабжения,
которые, с одной стороны, весьма капиталоемки,
а, с другой стороны, услуги этих отраслей
имеют характер коллективного пользования.
Эффективное использование ресурсов в
некоторых «естественных монополиях»
может быть обеспечено государственной
собственностью. Однако предприятия государственной
собственности, как правило, не имеют высоких
стимулов повышения эффективности. Государственный
сектор «встроен» в рыночную экономику
с другими целями: он способствует эффективному
распределению ресурсов в целом в обществе.
Так, например, расходы на образование,
здравоохранение во всех странах с развитой
рыночной экономикой в значительной степени
субсидируются государством. Высокий
уровень образования и здоровья населения
идут на пользу всему обществу, а не отдельной
личности или отдельному бизнесу. Это
значит, что с макроэкономической точки
зрения выгодно поддерживать низкие цены
на такого рода услуги, обеспечивая высокую
доступность этих услуг большей части
населения и способствуя, таким образом,
повышению эффективности экономики в
целом. Следовательно, существуют экономические
основания передачи части сферы здравоохранения
и образования в государственное управление
и финансирование.
Принципиально вопрос о необходимости
государственного сектора решен теоретически
и практически. Однако его масштабы и роль
в экономике различны в отдельных странах.
Такие государства как США и Япония располагают
небольшим государственным сектором сконцентрированном
в ключевых отраслях и производствах.
Посредством созданных ключевых систем
правового государственного регулирования
осуществляется гибкая стимулирующая
поддержка эффективного использования
частной собственности и предпринимательства
в сочетании с эффективным механизмом
ответственности за использование этой
поддержки. Именно эта система и обеспечивает
в этих государствах приоритет общенациональных
интересов. В Швеции другая система: там
консолидированный государственный сектор
использует примерно треть совокупных
ресурсов страны, государственные расходы
достигают 62 % валового национального
продукта [2].
Структура экономики в рассматриваемом
плане не является неизменной. Практически
во всех странах, в том числе и с развитой
рыночной экономикой осуществляются процессы
приватизации государственных предприятий,
наиболее активно - в Англии, Франции. Причина
этих динамичных процессов изменения
структуры собственности - в необходимости
повышения эффективности (Эффективность
вообще есть отношение эффекта (результата)
к затратам на ее получение (Новожилов
В.В.)) деятельности приватизируемых предприятий
и, следовательно, экономики страны в целом.
Сами по себе собственность и свобода
выбора - необходимые, но не достаточные
условия для обеспечения эффективной
работы предприятий. Примером тому служат
монополии (государственные или частные-все
равно), обеспечивающие высокие доходы,
прибыль не путем повышения эффективности
использования ресурсов, а путем роста
цен, нанося ущерб потребителям их продукции,
работ или услуг.
Поэтому государственное регулирование
обязательным элементом включает антимонопольное
законодательство, поддержку в экономике
высокого уровня конкуренции.
В смешанной экономике роль государственного
регулирования весьма велика. И осуществляется
она по трем основным направлениям.
Во-первых, путем воздействия на предприятия:
обеспечение правовой базы (установление
законных «правил игры», регулирующих
отношения между участниками бизнеса),
поддержка конкуренции, в ряде случаев
защита внутренних рынков, стимулирование
новых форм бизнеса (малых предприятий,
различных программ и др.), стимулирование
инвестиций, поддержка развития отдельных
видов производств, способных в будущем
прогрессивно изменить структуру экономики,
принести большие выгоды экономике в целом.
Во-вторых, государственное регулирование
направлено на более равномерное распределение
ресурсов общества между отдельными
слоями населения, а также связано с перераспределением
средств во времени (образование, здравоохранение,
социальная защита населения в периоды
безработицы, детства, старости и т.д.).
Оно необходимо, с одной стороны, как фактор
стабильности, а с другой- как способ поддержания
необходимых резервов в экономике в целом,
увеличивающих ее гибкость и возможность
роста.
Наконец, важной функцией государства
является стабилизация экономики, контроль
за уровнем занятости и инфляции, порождаемых
колебаниями экономической конъюнктуры.
Государственное регулирование предпринимательской
деятельности осуществляется в основном
косвенными методами, главным из них является
налоговая система. Однако возможно и
прямое влияние государства на экономику
путем государственных инвестиций, дотаций,
создания и функционирования предприятий
государственного сектора.
Но тут встает справедливый вопрос: какая
же должна быть степень государственного
вмешательства, и какую роль играет государство
и рынок в смешанной системе хозяйствования.
На этот вопрос ответ можно получить исходя
из концепции двухсекторного строения
смешанной экономики, исходя из признания
«рыночно-нерыночной» двойственности
современной организации общественного
производства.
1.2.