Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 19:17, шпаргалка

Описание работы

Эконом. теория изучает формы и способы решения людьми проблемы естественной ограниченности благ и рес-ов, их распред-я с целью производственного или личного потребл-я. В общем смысле, она призвана дать ответ на три вопроса — Что производить (как удовлетворить обществен. потреб-ти)? Как производить (каким образом использовать ре-сы)? Для кого производить (кто получит произведенный продукт)? Микроэкономика - изучает экономич. деят-ть индивидуальных экономич субъектов (фирм и отдельных индивидов), а также взаимоотнош-я м/у ними. Макроэкономика изучает экономику отдельного гос-ва, а также взаимоотнош-я м/у странами. Позитивный анализ (описывает экономику такой, какая она есть), нормативный анализ (описывает такой, какая она должна быть в идеале). Методы: АНАЛИЗ (расчленение целого на составн. части), СИНТЕЗ (соединение отдел. частей в единое целое), АБСТРАКЦИЯ (упрощение модели или отвлечение от незначительных характеристик), ИНДУКЦИЯ (умозаключ-я от частного к общему), ДЕДУКЦИЯ (умозаключения от общего к частному), МАТЕМАТ. МЕТОДЫ (формальное выраж-е эконом законов).

Работа содержит 1 файл

Экономика развернутая.doc

— 735.50 Кб (Скачать)
 
  1. Кардиналистская (количественная) теория полезности. Экономисты XIX века (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) предположили, что потребитель способен оценивать потребляемые им товары с точки зрения величины полез-ти, приносимой этими товарами. Цель потребителя - максимизация полез-ти; считали, что полез-ть можно измерить количественно (как скорость или массу), прпедложили измерять в Ютилях. Равновесие определяется: , где MUi-предел полез-ть iого блага; -предел полез-ть денег.
  2. Аппарат ордин теории. Кривая безразличия – линия, показывающая различные комбинации двух благ, приносящая одинак пол-ть для потребителя.          TU – общая полез-ть, IC – indifference curve, x,y – блага.

При движении по кривой безраз-я чел-к  может отказаться от потреб-я одного блага в пользу увелич-я кол-ва др блага. Пропорцию обмена показывает  предельная норма замещения(marginal rate of substitution – MRS= - y/ x).

При движ-ии вправо      вверх  общ. пол-ть от потребл-я двух благ растет; при движ-ии влево вниз – снижается. Множество кривых безразличия представляет собой карту кривых безр-я.

Линия бюджет. огр-я показывает комбинации двух благ, вписывающихся в доход потребителя. Пусть доход I тратиться на два товара X,Y; цены товаров Px,Py. Тогда I=Px*x+Py*y. BC-budget constraint.            

Кривая  безраз-я может характеризоваться              двумя крайними случаями: 1) жесткая взаимозаменяемость благ MRS=0 (напр: ляжи и палки);

2) совершенная взаимозамен-ть MRS=const (аспирин 2-х видов).  

  1. Ординалисткая (порядковая) теория поведения потреб-ля. Представители: Парето, Слуцкий, Хикс – пришли к невозможности измерения полез-ти ввиду субъективности этой величины. Они предложили сравнивать товары по степени полез-ти для потребителя. Равнов-е достигается в т.касания кривой безр-я и линии бюджет. огранич-я. Именно в этой т. потребитель полностью расходует свой бюджет, получая при этом max полез-ть.
 
  1. Влияние роста доходов на изменение потребительского выбора показывает кривая Хикса(доход-потребление).
 
  1. Линия цена-потребление показывает реакцию потребителя на измен-е цены. Если товар Х подешевел, то его кол-во возрастет при покупках потребителя
 
  1. Кривые  Энгеля показывают зав-ть м/у доходами и расходами для каждого вида товаров: 1.на питание 2.на одежду

3.на  низкокачествен.товары  

  1. Эффект  дохода: снижение цены какого-либо одного блага позволяет без изм-я полезности высвободить часть бюджета для приобретения обоих благ. При сниж-ии цены эф-т дохода всегда положителен и наоборот. Эф-т замещения: сниж-е цены может привести к тому, что потребитель будет склонен к тому, чтобы изменить структуру потреб-я. Отказавшись от покупки относительно подорожавшего блага и покупая на высвободившиеся средства относительно подешевевшее благо. Эф-т замещ-я всегда отрицателен, когда кривая безразличия имеет отрицательный наклон. Если положит эф-т дохода по модулю больше эф-та замещ-я, то при росте цены потреб-ль будет стремиться увеличить свое потребл-е. В этом случае кривая спроса будет иметь положит наклон и закон спроса нарушится, такие товары – товары Гиффена. Если эф-т дохода меньше эф-та замещ-я, то закон спроса не нарушится. Если разнонаправленные эф-ты равны по модулю, кривая спроса будет абсолютно неэластична.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Фирма – это хозяйствующий субъект, к-рый может заниматься как производственной, так и посреднической деят-тью. В отличие от фирмы, предприятие занимается только производств деят-тью. Причины появл-я фирм: 1.По Марксу: фирма-это рез-т распредел-я труда и появл-я машин; 2.По Найту: фирма-это рез-т минимизации риска и неопределенности; 3.По Коузу: фирма-это рез-т минимизации трансакционных издержек (издержки, связанные с поиском и переработкой иформ-ии). С т.з. неоинституциональной теории, фирма представляет собой пучок контрактов по поводу различных ресурсов, а именно как отношенческий контракт по-поводу интерспецифич рес-сов. Виды контрактов: КЛАССИЧЕСКИЙ(в нем четко оговорены все существующие усл-я сделки, но при желании такой контракт можно нарушить), НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ(он предполагает различные варианты исхода событий, его также можно нарушить), ОТНОШЕНЧЕСКИЙ=имплицитный(не имеет юридич.основы, нарушить его невозможно, т.к.субъектов в этом контракте связывает взаимная выгода). Виды ресурсов: ОБЩИЕ(их стоим-ть одинакова как внутри фирмы, так и за ее пределами = кирпич опред.марки), СПЕЦИФИЧЕСКИЕ(их ценность внутри фирмы выше, чем за ее пределами = бухгалтер, проработавший в фирме 10 лет), ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ (взаимоуникальные взаимодополняемые рес-сы, max ценность к-рых достигается только внутри дан.фирмы и посредством нее = коллектив специалистов, приведших фирму к успеху).
 
  1. 1.Финансово-промышленная  группа(ФПГ) – объедин-е фирм с целью совместного инвестирования какого-л проекта. 2.Холдинг – фирма, к-рая ничего не производит и занимается управ-ем др фирмами посредством скупки их контрольных пакетов акций. 3.Трест – объед-е фирм, в к-ром фирмы теряют юридич и хоз самостоятельность и начинают действовать как чистая монополия. 4.Синдикат – объед-е фирм, в к-ром они сбывают прод-ию через единый сбытовой орган. 5.Картель – объед-е фирм с целью установл-я единой цены на свою прод-ию и раздела рынков сбыта. ОПЕК – организ-я стран-экспортеров нефти. 6.Пул – объед-е фирм, в к-ром прибыль сначала поступает в общ котел, а затем распределяется по заранее установленным правилам. 7.Корпорация – это АО. 8.Концерн – объед-е фирм, связанных с единым производственным процессом, общей технологией, общ сырьем и общ идеей произ-ва. Если концерн выстраивается по вертикали = КОНГЛОМЕРАТ(компании, осуществляющие свою деят-ть в различ отраслях экономики).
 
  1. 1.Акцианерное  общество: его уставной капитал (сред-ва, вложенные в бизнес) формируется посредством выпуска акций, решения принимаются голосованием; 1акция=1голос. АО ЗАКРЫТОГО ТИПА – акции могут купить только работники предприятия; АО ОТКРЫТОГО ТИПА – акции могут купить все желающие. Акции: 1) обыкновенные(дают право голоса на собрании акционеров, однако, дивиденды по ним выплачиваются только в зав-ти от прибыли); 2) привилегированные(не дают право голоса на собрании акционеров, но дивиденды по ним выплачиваются независимо от прибыли). Также акции делятся: 1)именные(в них указано конкретное юридич или физич лицо, к-рому они принадлежат), 2)на предъявителя(они не содержат реквизитов своего владельца), 3)электронные(существуют в бездокументальной форме в виде записях на счете). Стоимость акции может быть НОМИНАЛЬНОЙ(та стоим-ть, за к-рую выставляет акцию эмитент – юрид лицо, выпускающее акции) и РЕАЛЬНОЙ(стоим-ть, в к-рую оценил акцию рынок). 2. ООО: уставной капитал формируется посредством паевых взносов, реш-я принимаются голосованием; при возник-ии требований кредиторов к участникам такого общ-ва, они несут отв-ть по треб-ям только в размерах внесенных ими вкладов. 3.ОБЩ-ВО с неогранич О: по сути, тоже самое, что и ООО, только участники несут отв-ть не только в размерах внесенных вкладов, но и всем своим личным имуществом. 4.Смешанное товарищ-во: в нем кроме участников с огранич отв-тью имеются и с неогранич отв-тью. 5.Об-во с доп отв-тью: отв-ть распределяется пропорционально какому-либо коэффициенту. 6.Унитарное предприятие: осуществляет хоз деят-ть на имуществе, к-рое ему не принадлежит. Имущ-во принадлежит муниципалитету или федерал органу. 7.Кооперативы: уставной капитал формируется посредством имущественных паевых взносов.
 
 
 
  1. Явные(затраты на оплату поставщиком производствен рес-ов), неявные(альтернатив изд-ки).          В общем виде прибыль фирмы (П) определяется как разность между валовой выручкой, или валовым доходом (TR – total revenue) и совокупными или валовыми издержками (TC – total cost) за определенный период времени. П= TR-TC. Прибыль: бухгалтерская(выручка - явные издержки), экономическая(выручка - явные - неявные издержки), нормальная(это небольшой процент прибыли, к-рый можно получать ничего не производя, напр, положив деньги в банк под %. Нормал прибыль всегда сравнивается с реальной. Если реал прибыль меньше нормал, то произ-во не выгодно и наоборот). Совокупная (валовая) выручка (TR – total revenue) – это сумма денежных поступлений, получаемых фирмой от продажи определенного количества произведенной продукции: TR=P*Q, где TR – совокупная выручка; P – цена; Q – проданное количество продукции. Средняя выручка (AR – average revenue) – поступление, приходящееся на единицу проданной продукции. В условиях совершенной конкуренции средняя выручка равна рыночной цене: AR=TR\Q=P*Q\Q=P. Предельная выручка (MR – marginal revenue) – приращение выручки, которое возникает за счет продажи очередной единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции предельная выручка также равна рыночной цене:              MR= TR/ Q где TR -  приращение валовой выручки; Q- приращение объема проданной продукции. Валовая выручка, а значит и прибыль, зависит от уровня цены и издержек фирмы. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ - осн индикатор в экономике, показатель нормы прибыли; показывает какое кол-во ден.ед. прибыли приносит 1ден.ед., вложенная в затраты. Рентабельность= прибыль/затраты*100%.
 
  1. Издержки  – это затраты, связанные с производством  и реализацией  продукции. Издержки обращ-я – затраты  по доведению прод-ии от производителя к потребителя (на транспортировку, рекламу и т.д.). Издержи произ-ва: явные(затраты на оплату поставщиком производствен рес-ов), неявные(альтернатив изд-ки).  1.Постоянные издержки (Fixed cost - FC) - изд-ки, к-рые не зависят от объема выпускаемой прод-ии и существуют даже при нулевом объеме выпуска. Напр, аренда, охрана, з/п управленческого персонала, амортизация(постепен перенос стоим-ти осн фондов на стоим-ть конечной прод-ии).

2.Переменные изд-ки (Variable cost - VC)- напрямую зависят от объема выпуск прод-ии. Напр, сырье, мат-лы, з/п рабочих.

3.Валовые(общие) изд-ки(Total cost TC) - сумма переменных и постоянных издержек TC=FC+VC.

4.Средне-постоян.  изд-ки(average fixed cost AFC) – величина постоян изд-ек, приходящаяся на 1ед выпуск.прод-ии.AFC=FC/Q

5.Средне-перемен  изд-ки(Average variable cost AVC) – величина перемен изд-ек , приходящ на 1ед прод-ии.AVC=VC/Q

6.Средне-валовые(ср-общие)  изд-ки(Average total cost ATC).ATC=TC/Q=AFC+AVC. P=ATC+прибыль

7.Предельные  изд-ки(Marginal cost - MC) – изд-ки, связанные с произ-вом 1доп ед прод-ии. MC= TC/ Q= (FC+VC)/ Q= VC/ Q. FC=0, MC=dTC/dQ; TC= . На практике предел изд-ки всегда сопоставляется с предел доходом. Предел доход(Marginal revenue MR) – величина, к-рая показывает насколько возрастет общ доход при произ-ве и продажи 1доп ед прод-ии: MR= TR/ Q. Если MR>MC – произ-во выгодно, MR<MC – не выгодно.

 

  1. Предельные издержки и их роль в экономике(МС) 
    Связанные с произ-ом одной доп ед продукции. МС связаны с предельным доходом (MR) MR-показывает насколько возрастет общий доход при произ-ве 
    И продаже одной доп ед продукции
 
 
 
 
 
 
  1. В краткосрочном периоде: фирма не успевает многое изменить (изменить масштабы, строить цехи), поэтому это период фиксированных возможностей (здесь не все издержки переменные). Долгосроч.период связывают с эффектом масштаба, фирма может менять все используемые факторы произв-ва; здесь все изд-ки – переменные, они меняются от ATC1 до ATCn. Анализ измен-ния долгосроч изд-жек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деят-ти. I.Положит эф-т масштаба: фирма расширяется, ее общ изд-ки растут; при этом объем выпуска растет более быстрыми темпами, чем общ изд-ки, ATC – снижается; положит эф-т связан с тем, что по мере роста предприятия увеличиваются производственные возможности, на более дорогих предприятиях можно покупать более дорогое оборудование. II.Постоян отдача от масштаба: общ изд-ки растут теми же темпами, что и объем выпуска; ATC – не меняется. III.Отрицат эф-т масштаба: общ изд-ки растут быстрее, чем объем выпуска, ATC – повышается; отрицат эф-т связан с тем, что большой фирмой сложно управлять: возникают, хищения, злоупотребл-я, раздувается бюрократ аппарат.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"