Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 09:38, шпаргалка

Описание работы

1)Этапы развития экон.теории:1.Меркантелизм-сущность учения сводится к определению источника происхождения богатства.2.Физиократизм-исследуют сферу производство, но под производством понимают только сельхоз-ва, полностью игнорировали промышленный труд.3.Класическая политич. экономка-изучает сферу производства, труд это основа и мера ценности всех товаров.4.марксизм-общественная собственность на ср-ва приоз-ва, отсутствие эксплуатации чел.труда,всеобщая и полная занятость.

Работа содержит 1 файл

шпоры по эконом теории.docx

— 113.72 Кб (Скачать)

Денежное обращение «кровеносное»  система экономики от его успешного  функционирования зависит хоз-ая  активность  ,Экономический рост ,благополучие общества.

Денежная масса это  совокупность всех денежных средств  находящихся в хоз-ве в наличной и безналичной форме. Обеспечивающая обращения товаров и услуг  в народном хох – ве. Денежная масса в обращении 

(М1) 1)наличные деньги.2)безналичные  деньги.

Банковский сектор – предложение  денег :1)выпуск денег в обращение.2) изъятие денег из обращения.

 

19) Деньги-всеобщий эквивалент,определяющий стоимость др.товаров и услуг.Функции денег:

Мера стоимости

Средство платежа

Средство накопления

Богатство

Средство накопления

 

20 )Понятия  эконом.системы и ее элементы.Экономическая система -совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:социально-экономические отношения;организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;хозяйственный механизм;система стимулов и мотиваций участников;экономические связи между предприятиями и организациями.

21.Классификация эконом. Систем.

Экономическая система - это  совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений  собственности и хозяйственного механизма.

22.Переходная экономика  её важнейшие черты и закономерности

 

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

Переходная  экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной  исторической ступени к другой. Она  характеризует как бы «промежуточное»  состояние общества, переломную эпоху  экономических, политических и социальных преобразований. Первая черта переходной экономики - это ее кризисное состояние, выражающееся в спаде производства, росте безработицы и цен, падении инвестиций и т.д. Этот кризис не обязательно занимает весь переходный период, он может охватить только часть его, но он неизбежен Другая основная черта переходной экономики - это наличие элементов как прежней, так и новой экономической системы: механизмов, экономических и социальных форм и структур, отношений, государственных институтов . Постоянное перерастание переходной экономики в развитую новую экономику является основной ее закономерностью .Выделяется одна общая тенденция, общая закономерность: часть элементов новой системы вводится достаточно быстро, а часть - постепенно, сохраняя элементы прежней системы длительное время.

 

23 вопрос

  Административно-командная  (или командно-административная) система  — термин, введённый Г. Х. Поповым  для обозначения способа организации  общественных отношений, для которого  характерны: жесткий централизм  хозяйственной жизни на базе  государственной собственности;  использование внеэкономических, идеологических  методов управления; господство  партийно-государственной бюрократии  при отсутствии реальной экономической  свободы и подлинной демократии.

 

РЫ́НОЧНАЯ СИСТЕ́МА, в экономике  — способ организации экономической  жизни, при котором капитал и  земля находятся в частной  собственности , а распределение  ресурсов, производство, обмен и  потребление товаров и услуг  осуществляются на основе спроса и  предложения. Рыночная экономика опирается  на принципы свободы предпринимательства  и выбора.

  Трансформация командно-административной  экономики в рыночную неразрывно  связана с трансформацией самого  государства: от тоталитарного  с его институтами планового  централизованного директивного  управления происходит переход  к демократическому государству,  институты которого сориентированы  на иные принципы вмешательства  в экономику.

 

 

24.Условия возникновения  рынка

Рынок-обязательный компонент  товарного хозяйства. Объяктивная  необходимость рынка вызвана  темиже причинами, что и товарное производство:развитие общественого разделания труда и экономическими обособлениями  субъектов рыночных отношений.

25) Функции рынка:

Регулирующая

Стимулирующая

Информационная

Посредническая

Санирующая

26) Экономическая  сущность рынка. Рынок-обязательный компонент товарного хозяйства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами что и товарное производство:развитие общественного разделения труда и эконом.обособлениями,субъектов рыночных отношений.Субъекты:покупатель, продавец,предприниматель,физ.дица, юр.лица.Элементы рынка:рыночный спрос, цена, конкуренция.Виды:местные, региональные, национальные, мировые,розничные,оптовые,рынокодежды,продуктов.Функции:регулирующая,стимулирующая,информационная,посреднеческая,санирующая.

 

27. Роль рынка в экономоки.

Рынок- обязательный компонент  товарного хоз-ва. Объяктивная необходимость  рынка, вызвана теми же причинами, что  и товарное производство: развития объщественного разделение труд и эконом. Обособлениями, субъектов рыночных отношений. 

Функции рынка:

Регулирующая (рынок регулирует производства с помощью спроса и  предложения. Закон спроса позволяет  установить необходимые пропорции  в экономике);

Стимулирующая (рыночные цены стимулируют внедрение в производство НТП, расширение ассортимента, снижение затрат на производство продукции и  увеличения её качества);

Информационная (позволяет  получить точную информацию о необходимом  количестве, качестве и ассортименте услуг и товаров);

Посредническая (потребитель  может выбрать производителя  и поставщика продукции);

Санирующая (на рынке остаются жизнеспособные предприятия и перспективные  фирмы);

Социальная (рынок дифференцирует доходы его участников).

 

28.Преимущества  и недостатки рыночного хозяйствования

Преимущества:

Неограниченное число  участников рыночных отношений и  свободная конкуренция между  ними

Свободный доступ к любым  видам хоз.деятельности всех членов общества

Неограниченная свобода  продвижения капитала и рабочей  силы

Наличие у каждого участника  полной информации о рынке

Стихийное установление цен  в ходе свободной конкуренции

На свободном рынке  ни один участник не в состоянии  изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению

Недостатки:

Рынок ведет к дифференциации доходов и уровней жизни насления

Не создает условий  для реализации права на труд

Не гарантирует полную занятость населения

Не создает стимулов для  производства товаров и услуг  коллективного рользования

Не создает мотиваций  для фундаментальных научных  исследований

Не защищает среду обитания от загрязнений

 

29 вопрос . виды рынка и  их структура.

1)географическое положение(местные,региональные,национальные,мировые)

23)по хар-ру и объёму  продажи (розничная,оптовая продажа)

3)по товарному ассортименту (рынок одежды,жилья,продуков питания)

Классификация структуры  рынка :1)по экономическому назначению объектов рыночных отношений.

2)по географическому положению.

3)по степени ограничения  конкуренции.

4)по отраслям

5)по характеру продаж

6)по по соответствию  законодательным нормам.

Функции рынка.

Регулирующая ,стимулирующая, санирующая

Информационная , посредническая.

 

30) .Закон спроса. Кривая  спроса. Факторы влияющие на спрос

ЗАКОН СПРОСА — закон, в  соответствии с которым рост цен  приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Кривая спроса графически отображает закон спроса, согласно которому чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях.

Факторы влияющие на спрос  подразделяются на:

1.Изменение цен на товары-заменители

2.Изменение цен на дополняющий  товар

3.Доход покупателей

4.Реклама

5.Ожидания покупателей

31) Эластичность-это мера реакций одной переменной на изменение др.Выделяют 2вида коэффициента эластичности:1)точичной эластичности-хар-ет %-ые изменения в цене и спросе по отношению к начальным значениям2)дуговой элатичности-хар-ет %-ые изменения в цене и спросе по отношению к средним значениям.Виды элостичности спроса:1)спрос наз-ся эластичным когда меньшее %-ое изменение цены ведет к большему %-му изменению спроса2)спрос считается не эластичным по цене-если большее %-ое изменение цены приводит к меньшему %-му изменению спроса3)обсолютно не эласт.спрос-это спрос при котором коэффициент эластич.=0;4)обсолютно эластичный спрос-спрос при котором даже незначительное изменение цены вызывает значительное изменение спроса5)спрос с единой эластичностью,когда %-ое изменение цены сопровождается равнозначным %-ым изменением спроса.Доход яв-ся не менее значеным фактором определяющим объем спроса чем цена.Для того чтобы определить чувствительность спроса к изменению д-да рассчитывается коэффициент эластичности спроса по д-ду.Степень изменения величины пред-тия в ответ на изменение цен в % выражении.

 

32) Закон предложения.Кривая  предложения.Факторы, влияющие на  предложение. Согласно закону предложения, между ценой и величиной предложения существует прямая связь, т.е. величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких.Факторы: Цены на ресурсы. Технология производства,Налоги и дотации, цены на другие товары,число продавцов на рынке,перспективны еожидания,сезонныеизменения,увеличение спроса на другие товары

 

33. Эластичность предложения. 

Элостичность- мера реакции  одной переменной на изменение другой.

Элостичность предложения, степень изменение велечины предложения  в ответ на изменение цен в  процентном вырожении.

34.Рыночное равновесие  и его устойчивость.Равновесие,дефицит,избыток.

 

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными

Виды рыночного равновесия

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.

Виды устойчивости

Абсолютная

Относительная

Локальная (колебания цен  происходит, но в определённых пределах)

Глобальная (Устанавливается  при любых колебаниях)

Товарный  дефицит — превышение совокупного спроса над совокупным предложением

 

35 вопрос. Потребительское  поведение

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ  — совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру  потребления, способы использования  доходов.

 

36) Сущность и виды воспроизводства

Воспроизводство — непрерывно продолжающийся процесс производства благ, по ходу которого возобновляются и жизненные средства, и их производители  и производственные отношения между  участниками этого общественного  процесса.

Виды:

1. Простое, или застойное  воспроизводство, когда происходит  количественное и качественное  повторение производства в неизменных  масштабах.

2. Расширенное (прогрессивное)  воспроизводство - повторение в  увеличивающихся масштабах.

3. Затухающее (регрессивное) воспроизводство - устойчивое сокращение  производства и снижение потребления.

37) Фирма-это организация осуществляющая коммерческую дея-ть с целью получения прибыли.С юрид.точки зрения фирма это хоз-ая единица обладающая обособленным имуществом и имущественными правилами которые позволяют ей заниматься хоз.дея-тью под свою имущественную ответственность.

38) Кругооборот  и оборот капитала. Движением капитала является его кругооборот и оборот. Кругооборот капитала - движение самостоятельно возрастающей стоимости, в процессе которого капитал последовательно приобретает и избавляется трех форм - денежной, производительной и товарной и проходит три стадии - обращения, производства и снова обращения и происходит самозростання стоимости - производство и реализация средств стоимости. ОБОРОТ КАПИТАЛА - кругооборот капитала, рассматриваемый как периодически возобновляющийся процесс, охватывающий последовательно его авансирование (на приобретение средств производства и оплату труда), использование в производстве, реализацию произведенного товара и возвращение к исходной форме.

39. Оборотный капитал.

Оборотный капитал— элементы капитала, характеризующиеся коротким сроком службы; стоимость которых  сразу входит в затраты на создание нового продукт.

Оборотный капитал — стоимостное  выражение предметов труда, которые  участвуют в процессе производства один раз, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяют свою натурально-вещественную форму.

В основе деления производительного  капитала   на основной и оборотный  лежат: 1) различный характер   их  производительного потребления, использования ;   2) различный  характер перенесения стоимости  на готовый продукт; 3) различный  характер обращения стоимости; 4) различия  в возмещении стоимости  в готовом  продукте.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"