Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономическая теория".
Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Выделяют два вида дискреционной политики:
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.
В
краткосрочной перспективе
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.
Имеет
своей целью ограничение
В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.
Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Их
суть заключается в увязке ставок налогов
с величиной получаемого дохода. Почти
все налоги построены таким образом, что
позволяют обеспечить рост налоговых
поступлений с увеличением чистого национального
продукта. Это касается подоходного налога
на физических лиц, который имеет прогрессивный
характер; налога на прибыль; на добавленную
стоимость; налога с продаж, акцизов.
Государственная финансовая система – совокупность финансовых звеньев:
Каждое из звеньев – это совокупность финансовых элементов.
Государственный бюджет (главное звено) – крупнейший централизованный денежный фонд, находится в распоряжении правительства.
Местные финансы – охватывают налоги, систему местного кредита и специальных фондов.
Финансы государственных предприятий – основные оборотные фонды. Они находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированным законом взаимоотношения с государственным бюджетом.
Специальные правительственные фонды – отделены от государственного бюджета и управляются центральными властями.
Государственный бюджет.
Это форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Государственный бюджет – компромисс между основными социально-экономическими группами в стране, между общегосударственными и частными фондами.
Вне бюджета: пенсия, социальное страхование, медицинское страхование, государственный фонд занятости населения. Они формируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета.
Структура
государственного бюджета:
1) Доходная часть 2) Расходная часть
1. Налоговые поступления 80-95% 1.Затраты на соц. услуги 45-50%
2. Неналоговые поступления(доход от продаж и 2. Затраты на хоз. нужды
использования
государственного имущества,
дивиденды по акциям) обеспечение внешн. политики(10-20%)
3. Государственные займы 4. Административно-управленческие
4. Эмиссия денег расходы (милиция, правоохран. органы)
5. Таможенные сборы 5.Платежи по госуд. долгу (7-8%)
Бюджетный дефицит.
По нему определяется состояние экономики.
Два источника:
1. затратный механизм хозяйствования.
2. административно-комплексная система управления экономикой.
Причины:
1. спад общественного производства.
2. рост издержек общественного производства.
3. массовый выпуск пустых денег.
4. увеличение затрат на содержание ВПК.
5. большие обороты теневого капитала.
6. большие непроизводительные расходы (хищения, приписки, потери).
7. способы финансирования:
а) кредитно-денежная эмиссия
б) увеличение налоговых поступлений бюджета.
Профицит государственного бюджета - превышение доходов государственного бюджета над его расходами.
Проблема государственного долга.
Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов государственных бюджетов, накопленных за определенное время.
1) внутренний 2) внешний
(государство
должно своим гражданам)
Система управления государственным долгом:
1. изучение коньюктуры на рынке ссудных капиталов.
2. выпуск новых
займов и выработка новых
3. маневрирование с выплатой % по займам.
4. маневрирование со ставками % по кредитам.