Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

Экон Теория.doc

— 172.50 Кб (Скачать)
1.Основная проблема экономики

Экономика как подсистема обеспечивает производство материальных благ, необходимых человеку: чтобы есть, пить, удовлетворять  другие материальные потребности, люди должны производить материальные блага, обмениваться ими, а затем потреблять их.

Начальной фазой является производство

Обмен - Распределение - Потребление

Сложность обусловлена ограниченностью ресурсов, из которых человечество производит блага.

Проблема  экономики: выбор в мире редкости. Все, что имеет ценность, является редким — деньги, товары, время, способности человека. В то же время человеческие желания почти неограниченны. Поскольку ресурсы, необходимые для удовлетворения бесконечных потребностей в товарах и услугах, имеют предел, постольку выбор — это не теоретическое допущение, а реальность жизни.

Проблема  выбора – это необходимость принимать  такое решение, когда, отдавая предпочтение одному варианту развития национального  производства, приходится отказываться от других вариантов.

Независимо  от того, на какой ступени развития находится общество, перед ним всегда стоят три фундаментальных вопроса:  что, для кого и как производить.

2.Деньги, их функции в рыночной экономике

Деньги  – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, т.е. выражающий стоимость всех других товаров.

Деньги  – это средство оплаты товаров  и услуг, средство изменения и  сохранения стоимости. Деньги стихийно выделились из массы товаров в  результате развития товарообмена. На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы. Позднее в обращении появились бумажные деньги ;затем кредитные деньги и  электронные деньги.

Виды  денег:

1. Наличные:  - монеты (служат в качестве разменных  денег)

                        - банковские билеты (банкноты)

                        - казначейские билеты – те же бумажные деньги

2. Безналичные  деньги – средства на счетах  в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты,  государственные ценные бумаги.

3. Электронные  деньги – платёжные пластиковые карточки.

Функции денег:

1) Мера  стоимости. 2) Средство обращения. 3) Средство накопления (сохранения, сбережения). 4) Средство платежа. 5) Мировые деньги.

Мировые деньги могут выполнять функции: международного платежного средства; международного покупательного средства; всеобщего воплощения общественного богатства.

3.Спрос, предложение. Сущность рыночного равновесия.

Спрос — это желание и возможность  потребителей приобрести определенные товары в данных экономических условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса.

Неценовыми  факторами, влияющими  на спрос, являются прежде всего цены на другие блага — блага-субституты (взаимоза-меняемые) и комплементарные блага (взаимодополняемые).

Предложение — это конкретные товары и услуги, которые производители желают и могут произвести, а также реализовать в данных экономических условиях.

Ззакон предложения: при росте цены величина предложения растет, при снижении цены величина предложения снижается.

Неценовые факторы: при росте издержек предложение уменьшается, при снижении — увеличивается.

Объединим на одном графике кривые рыночного  спроса и рыночного предложения. В какой-то точке Е они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесного объема производства Qе при равновесной цене Ре. Эта точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой статичного рыночного равновесия.

Точка ниже Е – дефицит, точка выше Е – избыток.

Спрос и предложение на рынке постоянно  колеблются, соответственно изменяется и положение точки равновесия.

4.Общая и предельная полезность. Законы Госсена.

Полезность  — это, прежде всего, субъективное суждение потребителей о товаре. Полезность есть функция от количества блага в потреблении: U = U(х ), где U — полезность; х — приобретаемый товар.

Общая полезность товара (TU) — это полезность всех единиц блага, поступающих в потребление (например, полезность трех пар обуви).

Предельная  полезность (MU) — это изменение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы блага, или частная производная функции общей полезности по объему потребления определенного блага: MU = ∆U/ ∆X

Первый  закон Госсена: степень напряженности (интенсивности) удовлетворяемой потребности уменьшается по мере поступления новых благ (единиц блага) в потребление.

На его  основе австрийские экономисты (К. Менгер, О. Бем-Баверк) сформулировали закон предельной полезности: по мере удовлетворения потребности все большим количеством блага уменьшается ее интенсивность, поэтому полезность каждой дополнительной единицы блага оценивается ниже, чем полезность предыдущих единиц.

Второй  закон Госсена отражает правило распределения дохода между разными благами: потребитель стремится распределить свой доход таким образом, чтобы не оставалось потребностей, удовлетворенных больше или меньше, чем другие.

Правило максимизации полезности и равновесия потребителя: потребитель будет изменять набор потребляемых благ до тех пор, пока уровень полезности, получаемый от расходования последней денежной единицы, не станет равным по всем покупаемым товарам.

5.Кривые безразличия, их свойства. Предельная норма замещения.

Функция полезности (ординалистская) основывается на следующих функциях:

Потребитель оценивает полезность не отдельных  благ, а потребительских наборов.

Предположение о сравнимости.

Предположение о ненасыщаемости.

Потребителю не требуется знать абсолютную величину полезности каждого набора или отдельного товара в наборе.

Ординалистская  функция полезности изображается семейством кривых, называемых кривыми безразличия. Их свойства:

Кривые  безразличия имеют отрицательный  наклон.

Чем дальше от начала координат стоит кривая, тем больший уровень полезности она характеризует.

Две кривые безразличия не могут пересекаться.

Кривые  безразличия выпуклы к началу координат.

Предельная  норма замещения товара У товаром  Х показывает, какое количество товара Х необходимо, чтобы компенсировать потребителю утрату единицы товара У. Определяется MUx/MUy.

Геометрически предельная норма замещения есть касательная к кривой безразличия  в данной точке и ее значение равно  тангенсу угла наклона касательной. При замещении товара У товаром  Х предельная норма замещения  убывает, на смену закона убывания предельной полезности пришел закон убывания предельной нормы замещения в потреблении.

6.Бюджетная линия. Оптимум потребителя при изменении цен и доходов.

Бюджетная линия представляет собой геометрическое место всех наборов из двух товаров, стоимость которых равна доходу. Бюджетная линия характеризуется отрицательным наклоном, поскольку увеличение покупок одного товара возможно лишь путем сокращения расходов на другой товар. Наклон бюджетной линии представляет собой соотношение цен товаров, взятое с противоположным знаком. Он является величиной постоянной, поскольку потребитель не в состоянии влиять на цены.

Увеличение  доходов приведет к параллельному  сдвигу бюджетной линии вверх, снижение – вниз. При изменении цены будет  изменяться наклон бюджетной линии.

Совместим кривые безразличия с бюджетной линией.

С –  бюджетная линия;

1,2,3 –  кривые безразличия.

Точка касания Е – равновесие в потреблении.

Хе и Уе – оптимальный набор товаров.

Одновременно  С пересекает кривую безразличия 1 в  точках М и N, однако полезности наборов товаров для этих точек ниже Хе и Уе.

Реакция потребителя на изменение  дохода.

В случае роста дохода бюджетная линия  вверх и  потребителю станут доступны доходы с более высоким уровнем  полезности.

С ростом дохода потребитель потребляет все большее количество предметов питания и одежды, хотя кривая расходов и теряет наклон из-за насыщения спроса, а кривая расходов на одежду становится все круче, эти товары являются нормальными. Если же объем покупок некоторого товара падает при увеличении дохода, то такой товар носит название товара низшей категории.

Реакция потребителя на изменение  цен. При изменении цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара будет происходить поворот бюджетной линии.

7.Эластичность спроса (по цене, доходу, перекрестная эластичность по цене). Связь эластичности спроса и выручки.

Эластичность  спроса по цене (или  прямая эластичность) — это относительное изменение величины спроса на товар, деленное на относительное изменение цены данного товара. Можно применить также формулу средней точки (дуговая эластичность), которая предполагает определение арифметического среднего от начального и конечного значений.

Значение  коэффициента эластичности спроса по цене будет всегда отрицательное. Когда коэффициент эластичности принимает значения от нуля до единицы, говорят о неэластичном спросе, когда к-т= 0, мы имеем дело с совершенно неэластичным спросом, если =1, говорят о спросе с единичной эластичностью. Если коэффициент эластичности принимает значения больше единицы наблюдается эластичный спрос.                        

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов  изменится величина спроса на товар А, если цена товара В изменится на один процент.

Итак, если коэффициент эластичности спроса на товар А по цене товара В положительный, мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами, а когда этот коэффициент отрицательный, товары A и В являются взаимодополняющими. Товары называют независимыми, если повышение цены одного товара не влияет на величину спроса на другой, т.е. когда коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.

Коэффициент эластичности спроса по доходу, показывает соотношение относительного изменения величины спроса на товар и относительного изменения дохода потребителя: см. по цене.                             

Чем выше относительная эластичность спроса отрасли по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Рост положительного значения коэф-та свидетельствует о  стабильности отрасли, а отсутствие роста – о ее застое.

8.Эффект дохода и эффект замещения.

Изменение цены может повлиять на величину спроса потребителя на этот товар и при  постоянстве цен на другие товары и дохода потребителя. Во-первых, снижение цены на некоторый товар при постоянстве цен на другие товары означает относительное удешевление этого товара, вследствие чего потребитель будет замещать относительно подорожавшие блага относительно подешевевшими, т.е. снижение цены некоторого товара приведет к росту спроса на этот товар вследствие его относительного удешевления.

Во-вторых, снижение цены на определенный товар  можно рассматривать как увеличение дохода потребителя, т.е. он может приобрести некий набор товаров как и  ранее, но у него еще останется  некоторая сумма денег, которая может истратиться на приобретение другого товара.

Вывод: изменение цены на некоторый товар  оказывает влияние на величину спроса двумя путями:

Эффект  замещения – изменения величины спроса, вызванные изменениями относительной цены товара при постоянном реальном доходе.

Эффект  дохода – изменения величины спроса, вызванные изменением дохода при неизменности относительных цен товаров.

Общий (совокупный) эффект изменения цены = эффект замещения + эффект дохода.

В случае с нормальным товаром эффект замещения  и эффект дохода действуют в одном направлении. В случае с товаром низшего качества в разных. Общий эффект зависит от того, какой из эффектов будет сильнее.

9.Производственная функция и линии роста в длительном и коротком промежутке.  Оптимум производства.

Зависимость количества продукта, которое может произвести фирма, от объемов затрат ресурсов получила название производственной функции.

Все точки, лежащие на графике, соответствуют  технически эффективным вариантам, в частности точки А и В. Точка С соответствует неэффективному, а точка D - недостижимому варианту.   

Кривая, объединяющая такие комбинации затрат ресурсов, которые позволяют получить данный фиксированный объем выпуска  продукта получила название изокванты производственной функции.

 Зафиксировав  объем выпуска продукта на другом уровне, мы получим другую изокванту той же самой производственной функции.

Производственная  функция - возрастающая функция каждого  из своих аргументов. Через каждую точку плоскости ресурсов с координатами х1, х2 проходит единственная изокванта. Все изокванты имеют отрицательный наклон. Изокванта, отвечающая большему выходу продукта, располагается правее и выше изокванты для меньшего выхода.

Считая  цены ресурсов фиксированными, возьмем  на каждой изокванте самую "дешевую" точку  и соединим их кривой. Эта кривая объединяет варианты, эффективные при данных ценах ресурсов. Принимая решение об объеме производства, фирма будет оставаться на этой кривой. Ее называют кривой оптимального роста.

10.Производство в коротком промежутке. 

Краткосрочный производственный периодэто период, в течение которого хотя бы один из факторов производства остается постоянным.

Следовательно, в данный период факторы производства делятся на постоянные и переменные. Постоянные факторы (участок земли, здание, станки) количественно не меняются, но до некоторых пор могут использоваться более или менее интенсивно. Переменные факторы:

Общая производительность (общий физический продукт) труда (TPL) — это выраженное в физических единицах количество продукта, которое может быть создано при использовании заданной технологии и определенного количества труда.

Средняя производительность (средний физический продукт) труда — это количество продукта, которое приходится в среднем на единицу используемого труда (APL = ТР  / L).

  Предельная производительность (предельный физический продукт) труда — это изменение продукта, приходящееся на дополнительно привлеченную единицу труда, или частная производная функции общей производительности (MPL = ATP/ AL).

Причиной  убывания производительности является нарушение соотношения факторов на разных стадиях производства.

1 стадия: постоянные факторы производства избыточны по сравнению с переменными.

2 стадия: На этой стадии наблюдается оптимальное соответствие постоянных и переменных факторов друг другу.

3 стадия: переменные факторы производства становятся избыточными, а постоянные — дефицитными. Дополнительные приросты факторов производства на этой стадии приводят к падению общего продукта, так как предельный продукт становится отрицательным.

Итак, закон убывающей производительности действует только при наличии постоянных факторов производства, т.е. в краткосрочном периоде, и перестает действовать в долгосрочном периоде, когда все факторы становятся переменными.

Взаимозависимость факторов и их результативность определяются производственной технологией, так что если производитель возьмет на вооружение новые, более совершенные технологии, это может вызвать рост производительности факторов даже в краткосрочном периоде

11.Издержки производства. Отдача от масштаба в длительном промежутке.

В экономике  издержками чаще всего называют потери, которые вынужден нести производитель (предприниматель, фирма) в связи с осуществлением хозяйственной деятельности.

Различают издержки фирмы (предприятия) и издержки общества по созданию и продвижению какого-либо товара на рынок.

Можно выделить возвратные и невозвратные издержки.

бухгалтерские (внешние, явные) издержки

Внутренние (имплицитные, неявные) издержки—это потери, связанные с использованием факторов производства, принадлежащих владельцам фирмы (упущенные заработная плата, процент, рента). экономические издержки — сумму явных и неявных (внешних и внутренних) издержек.Особым видом скрытых издержек является нормальная, или нулевая, прибыль.

Нормальная  прибыль представляет собой минимальную оплату предпринимательского труда, минимальный предпринимательский доход, достаточный для того, чтобы удержать предпринимателя в данной отрасли (производстве).

В течение  длительного промежутка рост масштабов производства сопровождается положительным и отрицательным эффектом от масштаба.

Положительный эффект – повышение уровня специализации труда работников и управленческого персонала, эффективное использование капитала и возможность утилизации отходов вносят значительный вклад в снижение издержек производства.

Отрицательный эффект – По мере роста масштабов фирмы главный руководитель отдаляется от непосредственного производства целыми звеньями управленческого персонала, а потому не может вовремя принять и реализовать нужное решение. В результате хоть объем производимой продукции и растет, но это возрастание идет с большими издержками.

Далеко  не все фирмы могут воспользоваться  положительным эффектом от масштаба, в результате одни процветают, другие – на грани банкротства по причине высоких издержек.

12.Издержки производства. Длительный период.

Долгосрочный  период характеризуется тем, что  фирма в состоянии изменить количество используемых производственных факторов. В этот период одни фирмы могут  войти в отрасль, другие выйти из нее. Целью является выбор оптимального выпуска продукции с минимальными издержками.

Множество комбинаций ресурсов, расходы на покупку  которых одинаковы, графически изображается, прямой - аналогом бюджетной линии  в теории потребления. В теории производства эта линия называется изокостой. Ее наклон определяется соотношением цен p1/p2. Любая точка на изокосте показывает определенное соотношение затрат капитала и труда. Нисходящий характер показывает, что, двигаясь по ней сверху вниз, мы сокращаем затраты на приобретение капитала и увеличиваем на приобретение дополнительных единиц труда.

 Если  совместить изокванту выпуска  пр-ции Х с картой изокост,  видно, что в изокванта точке  А касается изокосты. Это означает, что в точке А затраты предпринимателя будут минимальны.

Если  совместить изокосту с картой изоковант, видно, что в точке А будет  максимальный объем выпуска продукции  при данной величине издержек.

Совместив карту изоквант с картой изокост, минимальные затраты на производство каждого объема производства соответствуют точкам касания А, В, С, Д, Е. Соединив эти точки между собой получим изоклиналь (траекторию роста) F. Она показывает изменение используемых фирмой факторов по мере увеличения объемов выпуска. Так как в долгосрочном периоде переменный характер факторов позволяет фирме использовать самые оптимальные варианты, то это непременно отразится на средних издержках. На начальном этапе расширения производства они будут снижаться, по мере вовлечения в производство все новых мощностей, возрастать.

13.Издержки производства. Связь короткого и длительного периода.

Наращивая или сокращая мощности предприятия и другие ресурсы, предприниматель переходит от одного краткосрочного периода к другому, поэтому долгосрочный период можно представить как совокупность краткосрочных периодов.

Взаимосвязь краткосрочных и  долгосрочных издержек

Допустим, фирма наращивала масштаб производства несколько раз, увеличивая все факторы производства. Каждому новому краткосрочному периоду соответствовала своя динамика краткосрочных средних издержек (SATC) и минимальное их значение.

Наращивание выпуска в краткосрочном периоде  ведет к росту издержек, эффективность производства снижается, и это делает рост выпуска экономически невыгодным.

Общие долгосрочные издержки вырастут при переходе предприятия к новому масштабу, но средние издержки долгосрочного периода упадут.

Дальнейшее  наращивание мощности предприятия  (переход от второго к третьему краткосрочному периоду и, следовательно, размеру предприятия) не изменило средние издержки долгосрочного периода. А переход к четвертому по величине масштабу привел к росту средних издержек.

На графике, отражающем взаимозависимость средних издержек кратко- и долгосрочного периодов (рис.), кривая долгосрочных средних издержек (LATC) состоит из участков краткосрочных средних издержек для разных масштабов производства (SATC1 и др.).

Кривая  долгосрочных издержек последовательно  включает минимальные издержки производства при различных возможных размерах предприятия, поэтому она всегда представляется линией, располагающейся под кривыми краткосрочных средних издержек, огибающей эти кривые.

14.Издержки производства. Короткий период. Форма STC, SMC, SAC.

Издержки  любого производственного периода могут быть рассчитаны в трех вариантах: общем, среднем и предельном.

Общие издержки (ТС) это затраты на весь произведенный объем продукции. Средние издержки (АТС) — это затраты на единицу продукции. Предельные издержки (МС) — это затраты на каждую дополнительную единицу продукции, отражающие изменение общин издержек в связи с изменением выпускаемой продукции.

Общие постоянные издержки производства (TFC) — это затраты, связанные с использованием постоянных факторов производства, отличающиеся постоянной величиной, Общие переменные издержки производства (TVC) — это затраты, меняющиеся в прямой зависимости от объемов выпуска. Общие издержки производства, или суммарные издержки                                  ТС = TFC + TVC.

Средние издержки краткосрочного периода также  делятся на средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC), что отражает равенство: АТС = AFC + AVC, AFC = TFC /Q; АVС = TVC / Q.

Тенденция изменения издержек связана с  производительностью переменного  ресурса, с законом убывающей  отдачи.

AVC падают до тех пор, пока растет средняя производительность переменного ресурса, а затем они возрастают.

AFC падают по мере роста выпуска.

МС могут падать, если прирост ресурсов ведет к росту предельной производительности, и достигают минимума, когда предельный продукт становится максимальным.

Вот почему форма средних и предельных издержек на графике (за исключением средних постоянных) дугообразная, она является перевернутым изображением формы предельного и среднего продуктов.  

Если  средний и предельный продукты равны (их кривые пересекаются) в точке максимума среднего продукта, то средние и предельные издержки равны в точке минимума средних издержек.

Правило предельных и средних величин  издержек: до тех пор, пока МС меньше AVC и АТС, средние переменные и средние общие издержки падают, но как только МС превысят AVC и АТС, средние переменные и средние общие издержки начинают расти

15.Издержки производства в длительном периоде, их связь с издержками в коротком периоде, размер предприятия.

Долгосрочный  период характеризуется тем, что фирма в состоянии изменить количество используемых производственных факторов. В этот период одни фирмы могут войти в отрасль, другие выйти из нее.

Изменение фирмой параметров своей деятельности, влечет за собой реакцию долгосрочных издержек:

Если  на каком-то временном интервале долгосрочные издержки снижаются, то имеет место положительный эффект масштаба.

Если  на определенном временном интервале  долгосрочные издержки растут, то имеет  место отрицательный эффект масштаба.

Если  в течение определенного времени долгосрочные издержки остаются неизменными, то фирма будет имеет постоянный эффект от изменения масштаба производства.

 Понятие  минимальный эффективный масштаб  – наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать  свои долгосрочные издержки. На рис. это возможно при объеме выпуска QQ1.

Взаимосвязь краткосрочных и  долгосрочных издержек

Допустим, фирма наращивала масштаб производства несколько раз, увеличивая все факторы производства. Каждому новому краткосрочному периоду соответствовала своя динамика краткосрочных средних издержек (SATC) и минимальное их значение .

На графике, отражающем взаимозависимость средних издержек кратко- и долгосрочного периодов (рис.), кривая долгосрочных средних издержек (LATC) состоит из участков краткосрочных средних издержек для разных масштабов производства (SATC1 и др.).

Динамика  долгосрочных издержек имеет важное значение для определения оптимального размера предприятия.

Минимальным эффективным масштабом является такой минимальный размер производства, при котором достигается минимальная величина долгосрочных средних издержек.

Если  предприятие не выйдет на этот масштаб, оно может оказаться неконкурентоспособным из-за высоких издержек на единицу продукции, поскольку эффективность производства у конкурентов будет выше.

16.Виды рынков. Их особенности.

В зависимости  от конкурентной ситуации, складывающейся на рынке выделяют следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Характерные черты рыночных структур:

Совершенная конкуренция — Такая ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.

Несовершенная конкуренция  В условиях несовершенной конкуренции хозяйствующий субъект (продавец или покупатель), обладая экономической властью, эксплуатирует рыночный спрос и получает дополнительную прибыль.

Ее  разновидности: чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия;

Абсолютная (чистая) монополия — рыночная структура, в которой одна фирма, являясь продавцом продукта, заменители которого отсутствуют, представляет по существу всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.

Монополистическая конкуренция рыночная структура, занимающая промежуточное положение между совершенной конкуренцией и чистой монополией. Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, дифференцированный товар.

Олигополия характерна для рынка, на котором действуют несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. Вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в областях получении информации и ценообразования. Данная рыночная структура типична для сталелитейной промышленности, производства автомобилей.

17.Максимизация прибыли фирмы в условиях чистой конкуренции в коротком периоде.

В современной  экономике не только отдельные фирмы, но и целые отрасли функционируют в условиях по принципу чистой конкуренции. Анализ условий деятельности фирмы позволяет решать вопросы максимизации прибыли или минимизации издержек валового производства.

Экономическая прибыль определяется в виде разности между валовым доходом и валовыми издержками.

Используется  два дополнительных подхода для  определения того уровня производства, при котором фирма получит  максимальную прибыль или понесет  минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении  валового дохода и валовых издержек, второй – в сравнении предельного дохода и предельных издержек.

В краткосрочный  период часть валовых издержек является переменными, а часть постоянными. Постоянные оплачиваются даже тогда, когда  фирма закрывается. Значит производство иногда оказывается оправданным, даже когда прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода, превышающего постоянные издержки производства.

Максимизация  прибыли: прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, когда валовой доход будет превышать валовые издержки на максимальную величину или фирма будет минимизировать убытки при производстве такого объема продукции, при котором валовые издержки превышают валовой доход на наименьшую величину.

При сопоставлении  предельного дохода и предельных издержек, если предельный доход от каждой последующей единицы продукции превышает ее предельные издержки, такую продукцию следует производить. В равной степени, если предельные издержки единицы продукции превышают ее предельный доход, фирме следует избегать производства этой единицы продукции.

18.Кривая предложения и цена равновесия в конкурентной отрасли.

Совокупность  однородных фирм, выпускающих идентичную продукцию, образует отрасль. Именно совокупный выпуск продукции отрасли формирует  общий объем предложения. Кривая предложения конкурентной отрасли как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном, представляет собой часть кривой предельных издержек LAC, расположенную выше точки Е – минимума издержек. Если цена опустится ниже данной точки, то фирма несет убытки и ей следует уйти из отрасли.

Возможны 3 варианта изменения отраслевого  предложения:

Цена  предложения неизменна. Т.е. цены на ресурсы неизменны. Любое повышение цены рассматривается как внешний фактор и вызывает увеличение объема производства с Q1 до Q2. Привлечение новых фирм приводит к увеличению предложения Q3 и снижению цены до первоначального уровня. Т.О. долговременное равновесие фирмы восстанавливается, а кривая предложения S – горизонтальная линия.

Цена  предложения увеличивается. Т.е. цены на ресурсы возрастают (в условиях ограниченности ресурсов). Вхождение новых фирм в отрасль вызовет рост спроса на ресурсы и повысит цену. Поэтому отрасль будет производить больше продукции, но по более высокой цене.

Цена  предложения уменьшается. Т.е. цены на ресурсы снижаются. Кривая предложения имеет отрицательный наклон. С укрупнением отрасли у нее появляется возможность приобретать большее количество факторов по низкой цене, т.е. снижаются издержки. Это приводит к долговременному равновесию отрасли с большим количеством фирм, с большим объемом производства и более низкой ценой.

Под равновесием  совершенно конкурентной фирмы понимается ситуация, когда предприятие не имеет  никаких побудительных мотивов  для изменения своего состояния, любое нарушение состояния равновесия может снизить доход. 

Объем выпуска продукции будет оптимальным  тот, при котором общая прибыль  достигнет максимальной величины, точка  Е, в которой пересекаются кривые цены Р и предельных издержек МС. Эта точка характеризуется равновесным  объемом производства QЕ и равновесной ценой РЕ.

 
 
19.Конкурентная отрасль в долгосрочном периоде.

Для долгосрочного  периода характерно то, что отрасль может пополниться новыми фирмами или их число может сократиться. Все зависит от уровня цен и прибыли. Если цена находится на уровне, превышающем средние издержки, то будут появляться новые фирмы. Но это приведет к увеличению выпуска продукции и цена начнет снижаться до уровня средних валовых издержек, что приведет к убыткам и оттоку фирм из отрасли.Увеличение или сокращение числа фирм приводит к расширению или ограничению масштабов отрасли. В связи с этим связаны изменения в соотношении спроса и предложения на производимую продукцию в отрасли.

С одной  стороны, по мере притока новых фирм в отрасль, отраслевое предложение  будет увеличиваться, вызывая снижение цены.

С другой стороны, рост числа фирм вызывает рост цен на ресурсы, а следовательно, и рост валовых издержек производства. Вследствие этого новая цена равновесия в долгосрочном периоде установится  на уровне, несколько превышающем первоначальную цену.

Наоборот, снижение спроса сделает производство неприбыльным и вызовет массовый отток фирм из отрасли. Сокращение спроса на ресурсы относительно их предложения  понизит цены на них и вызовет  понижение средних валовых издержек производства. Новая цена равновесия установится на уровне ниже первоначальной цены.

Процесс входа и выхода фирм в отрасль  прекратится только тогда, когда  экономическая прибыль будет  отсутствовать. У фирмы, получающей нулевую прибыль, нет никакого стимула, выйти из дела, а у новых фирм отсутствует заинтересованность войти в дело.

Экономическая прибыль отсутствует тогда, когда  цена совпадает с минимумом средних  издержек.

Условие долгосрочного равновесия фирмы  – равенство цены минимуму долгосрочных единичных издержек. 

20.Эффективность конкурентной отрасли.

Чисто конкурентная экономика сопровождается наиболее эффективным использованием редких ресурсов общества.

С одной  стороны, ресурсы распределяются, так, что с их помощью возможно создание ассортимента продукции, наиболее необходимого обществу.

С другой стороны, за счет применения новейшей технологии, на изготовление продукции  затрачивается минимум ресурсов, за счет чего продукция менее дорогостоящая.

Однако  нужна не только совершенная технология, но и производство продукции, которая в данный момент необходима обществу. Денежная оценка такого товара характеризует относительную полезность этого товара.

Предприниматели будут производить продукт до тех пор, пока цена на товар и предельные издержки не уравняются. Именно это равновесие и будет означать, что редкие ресурсы распределены эффективно.

Высокоэффективное распределение ресурсов, которому благоприятствует чистая конкуренция, происходит потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. В интересах получения прибыли они стремятся к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение запросов потребителей. Фирмы заинтересованы использовать самые совершенные технологии и с учетом своих издержек назначать самую низкую цену на свою продукцию.

Равенство цены и предельных издержек говорит  о том, что ресурсы распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная же система цен  будет перераспределять в ответ  на изменение в потребительских  вкусах, технологии или запасах ресурсов с целью поддержания эффективности такого распределения длительное время.

21.Максимизация прибыли фирмы в условиях чистой монополии.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы своего предложения. Степень использования продавцом монопольной власти зависит от наличия близких заменителей товара и от доли общих продаж на рынке.

Целью всех фирм является максимизация прибыли (разности между выручкой и издержками фирмы). (Заштрихованный прямоугольник).

Возможности монополиста, как и любой фирмы, ограничены величиной издержек и  спросом на его продукт. Количество продукции, которое может быть продано  на рынке увеличивается по мере снижения цены. Монополист избирает такую стратегию в определении объемов производства и цены, которая обеспечивает максимальную прибыль. Ввиду специфики своего положения фирма-монополист может увеличить объем выпускаемой продукции, при этом снизив цену. Поведение фирмы во многом зависит от потребительского спроса.

Общее условие максимизации прибыли – равенство  предельных издержек и дохода.

Монопольная цена не произвольна, она определяется характером издержек и условиями  спроса. Цена в условиях монопольной  власти всегда выше, чем в условиях конкуренции.

Монополист, стремящийся к максимизации прибыли, всегда будет регулировать цену так, чтобы обеспечить эластичность спроса на свой продукт. Спрос является эластичным, когда снижение цены ведет к приросту общего дохода. Когда спрос не эластичен, предельный доход отрицателен. Монополист может увеличить свой доход, реализуя на рынке меньшее количество товаров. При этом уменьшаются объемы производимой продукции, следовательно, издержки уменьшаются.

Положением  равновесия в модели чистой монополии  называется установленное сочетание цены и объема производства, обеспечивающее максимальную прибыль.

Долгосрочное  равновесие достигается при таком  уровне выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу. В такой ситуации фирма безубыточна.

22.Сравнительный анализ рынков чистой конкуренции и рынков чистой монополии.

В условиях чистой конкуренции фирма, соглашаясь с действующей ценой на рынке, может продать желаемое количество продукции. При этом, начиная с  первой каждая дополнительно проданная  единица будет добавлять к валовому доходу постоянную величину, равную цене этой единицы. Предельный доход будет постоянным и будет равен цене продукции (рис. 1)

На рис.1 видно, что каждый продавец может  реализовывать продукцию по цене 10 дол. и получать каждый раз равновеликий доход (10 дол. за каждую дополнительно проданную ед.). Это происходит в пределах в пределах равновесной цены. В данном конкретном примере подобное положение характерно для трех последовательно продаваемых единиц по цене 10 дол. В случае если надо продать не 3, а 4 ед. изделий, кривая спроса DD сдвинется в положение D1D1 и продавцы будут продавать по той же цене дополнительную продукцию, получая предельный доход, равный цене продукции, а валовой доход будет зависеть от объема производства, который сопряжен с ценой.

На рис. 2, Положение монополиста обязывает  фирму увеличивать свои продажи, но это можно сделать только по более низкой цене, чем в условиях чистой конкуренции. Если при чистой конкуренции продавец имеет доход  в 30 дол. (3*10=30), то чистый монополист за каждую ед. получает 9,5 дол. (на 0,5 дол. ниже, чем чистый конкурент), но имеет возможность продать не 3, а 4 ед.. В результате его валовой доход составит 38 дол. (9,5*4=38). Монополист терпит убыток 1,5 дол. (3*0,5=1,5), но выигрывает от этого 8 дол. Для определения предельного дохода от продажи четвертой ед. продукции, необходимо из назначенной монополистом цены 9,5 дол. вычесть его потери по сравнению с чистым монополистом на продаже 3 ед, т.е. 1,5 дол. В итоге получаем ту же разницу 8 дол., но не как разницу валовых доходов, а как предельный доход от продажи четвертой ед. продукции.

Фирма-монополист будет наращивать объемы пр-ва, пока ее реализация будет увеличивать  валовой доход, но не пойдет по пути увеличения издержек. С ростом издержек, из-за увеличения объемов производства, монополист сочтет более выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене.

23.Совершенная ценовая дискриминация. Сегментированный рынок.

Под ценовой  дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Типы  ценовой дискриминации:

1.Совершенной ценовой дискриминацией (дискриминацией первой степени) называется непреднамеренная дискриминация, когда на единицу однородного товара устанавливается цена, равная цене спроса. Она имеет место в условиях производства новой техники, выполненной по заказам конкретных потребителей и по индивидуальным ценам.

2.Второй вид дискриминации предполагает группировку выпускаемой продукции, на которую устанавливаются разные цены. Она осуществляется в форме ценовых скидок.

3.Ценовая дискриминация на сегментированных рынках (третьей степени) означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка).

Сегментирование рынка – представляет собой процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в потребностях, возрасту, полу и т.д.

Для этого  используется целый ряд принципов  сегментирования: географический (разбивка рынка на географические единицы  – материки, местности, кварталы и т.п.); демографический (классификация по полу, возрасту, роду занятий, религиозным убеждениям и т.п.); поведенческий (в основу ставится стиль жизни, тип личности). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.).

Примером  ценовых дискриминаций служат разные цены на электроэнергию, машины и оборудование для населения и промышленных предприятий.

24.Фирма в условиях монополистической конкуренции (долгосрочное и краткосрочное равновесие).

Монополистически  конкурентная фирма – одна из многих производителей дифференцированного  продукта, не способная оказывать  какое-либо воздействие на другие фирмы  и предотвращать появление новых  конкурентов на данном рынке. Равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства: MC=MR, где MC – предельные издержки; MR – предельный доход. В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль.

Достижение  долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.

Пока  цена отклоняется от долгосрочных средних  издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.

В рыночной структуре монополистической конкуренции  устанавливаются более высокие  цены и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией.

Увеличение  объема производства монополистически конкурентными фирмами позволило  бы им понизить издержки производства. С этих позиций в монополистически конкурентных отраслях слишком много  фирм. Если бы их количество уменьшилось, каждая фирма могла бы увеличить объем производства. В результате появилась бы возможность снизить издержки и цены.

Чем больше фирм, тем разнообразнее продукты и услуги. Поэтому потребители  имеют широкие возможности для  удовлетворения потребностей.

25.Реклама при монополистической конкуренции.

Анализ  монополистической конкуренции  показывает, что фирмы, действующие  в ней, могут оказаться незаинтересованными  в расширении объемов производства. Издержки производства у них выше и труднее обеспечивать получение нормальной прибыли. Ситуация улучшается за счет неценовой конкуренции. Ведь не только цена обладает конкурентной силой, большая конкурентная сила заключена в самом продукте. Задача фирмы состоит в том, чтобы открыть покупателю разнообразные свойства продукта. Кроме того, можно сделать упор не только на действительные свойства продукта, но и с помощью рекламы создать воображаемые различия в товаре, которые привлекут покупателя.

Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации или создания спроса на них.

Виды  рекламы:

информативная (несет информацию о новинках, дает сведения об изменениях цен, исправляет неверные сведения о товаре).

увещевательная  (формирует предпочтение к марке товара).

напоминающая (извещает, что товар может понадобиться в ближайшем будущем, информирует где его можно приобрести).

В некоторых  отраслях расходы на рекламу составляют 50% стоимости производимых изделий. Издержки при использовании рекламы  увеличиваются, но фирмы идут на это  увеличение, при условии, что увеличивающийся вследствие этого спрос превысит расходы на рекламу.

Таким образом, фирмы в условиях монополистической  конкуренции, для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три  важнейших фактора: цену, продукт  и рекламно-пропагандистскую деятельность. Разная комбинация этих переменных может обеспечивать равновеликую прибыль.

26.Эффективность рынка монополистической конкуренции.

Эффективность при монополистической конкуренции  требует тройного равенства –  равенства цены, предельных издержек и средних издержек.

Эффективно  используются ресурсы при условии  равенства цены и предельных издержек, а высокая производственная эффективность, эффективность технологии достигаются  при равенстве цены с минимальными средними валовыми издержками.

Монополистическая конкуренция не обеспечивает ни эффективное  использование ресурсов, ни производственную эффективность. Монополии, как правило, недоиспользуют ресурсы, они производят также несколько меньший, чем  наиболее эффективный, объем продукции. В силу этого на единицу продукции такие фирмы несут более высокие издержки, чем возможный достижимый уровень. Поэтому естественным является то, что монопольные цены устанавливаются на несколько более высоком уровне, чем при чистой конкуренции, иначе не будет достигаться равенство нормальных прибылей.

Вывод: на рынке вместо существующего числа  фирм могло бы действовать меньшее  их количество, но при полной занятости  ресурсов производить такую же или  большую величину продукции, а это  усиливает монополистическую тенденцию в экономике и сужает рамки конкуренции.

Но есть и положительные стороны монополистической  конкуренции – цена и объем  производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции.

Кроме того, выигрывают они и покупатель за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем выше дифференциация продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.

27.Максимизация прибыли при олигополии: ценовые войны и картели.

Олигополия – это господство немногих, т.е. такой тип рыночной структуры, который представлен господством нескольких фирм, производящих однородную или разнородную продукцию.

Количество  субъектов олигополии может быть разное, обычно от 3 и более фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта.

При олигополии если одна из фирм снизила цену, другие немедленно должны отреагировать на подобное действие, в противном случае потеряют покупателей на рынке.

Поведение олигополий в отношении выпуска и цены может принимать различные формы:

Ценовые войны могут приводить к понижению цен до их уровня при конкурентном равновесии.

Соглашения  картельного типа – заключаются, чтобы избежать ценовых войн, но они носят неустойчивый характер или заключаются «джентльменские соглашения» или согласовывается свое поведение с поведением лидера в отрасли.

Картель (высшая форма монополистических  союзов) – объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли экономики, участники которого сохраняют свою производственную и сбытовую самостоятельность, но договариваются об объеме производства, ценах делят рынки сбыта продукции.

Олигополия  обеспечивает максимальную прибыль  благодаря своему положению на рынке. Но олигополии мешают внедрению новых  достижений в национальной экономике, сдерживают НТП. В то же время олигополии необходимы обществу, ибо только они способны финансировать дорогостоящие научные проекты. Делать они это могут благодаря тому, что не опасаются конкурентов, проникнуть в отрасль практически невозможно.

28.Максимизации прибыли при олигополии: модель лидерства в ценах, ценообразование, ограничивающее вход в отрасль, ломаная кривая спроса.

Олигополистический  рынок может быть создан как 2-3 фирмами, полностью контролирующими рынок, так и 6-8 фирмами, которые контролируют 70-80% рынка, что затрудняет определение цены и объема производства.

Механизму ценообразования в олигополии присущи  две взаимосвязанные черты:

Жесткость цен – олигополистические цены остаются «жесткими» и изменяются редко, либо изменяются у всех субъектов одновременно.

Согласованность действий всех фирм в ценообразовании  – если одна из фирм понижает цену, то другие с целью избежать опасности  потерять покупателей также снизят цену. Это наиболее вероятные действия, если конкуренты не сговариваются вести единую политику цен.

Если  олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми или похожими условиями  спроса и величиной издержек, они  вступают в тайный сговор с целью  максимизации общих прибылей. Рыночная цена и объем производства будут  соответствовать ситуации единственного монополиста, т.е. будут одинаковы.

Может сложиться ситуация, когда фирмы  не заключают тайного соглашения, однако среди них есть лидер.

Лидерство в ценах – ситуация, когда наиболее крупная фирма (доминирующая) действует как ценовой лидер, т.е. устанавливает цену. а все остальные следуют за ней.

Фирма может использовать модель ценового поведения «издержки плюс», суть которой заключается в определении  издержек производства с учетом полной или частичной загрузки производственных мощностей и в добавлении некоторой суммы, обеспечивающей получение прибыли. В данном случае фирма определяет свое поведение и свои действия в зависимости от складывающейся на рынке конъюнктуры.

29.Рынки факторов производства.

В экономической  науке выделяют четыре группы факторов производства: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, предпринимательство.

Факторы производства – это специфический  товар, который подвержен общей  концепции спроса и предложения.

Рынок факторов производства - сфера товарного обращения ресурсов хозяйственной деятельности: земли, сырья и труда.

Рынок ссудных капиталов - специфическая сфера товарных отношений, в которых объектом сделки является предоставляемый в ссуду денежный капитал и формируется спрос и предложение на него.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Сырьевой  рынок - рынок сырьевых товаров, формирующий условия их купли и продажи на основе международного разделения труда.

Спрос на факторы производства (ресурсы) –  понятие производное от величины спроса на товары, изготавливаемых с помощью данного ресурса. Если производимый товар пользуется спросом, то будет и высокий спрос на ресурс, и наоборот, ограниченный спрос на производственный продукт вызовет падение спроса на ресурс.

Ресурсы – это товар и ничто как  товару им не чуждо. Здесь действуют те же факторы, которые свойственны спросу на товар. Вместе с тем имеется и особенность, она касается предложения на ресурсы: они часто бывают ограниченными и производству приходится действовать в условиях ограниченности ресурсов.

В оптимальном  соотношении ресурсов действуют  два правила: правило наименьших издержек и правило максимизации прибыли.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Различная "ценность" ресурсов прямо влияет на распределение национального дохода между социальными группами, обладающими разными ресурсами.

30.Внешние эффекты и общественные блага.

Основные  причины отказов рынка и государственного вмешательства сводятся к следующему:

1. Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными.

Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм.

Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм.

Основные  способы регулирования  отрицательных внешних  эффектов следующие:

– административно - законодательный контроль;

– создание стимулов для ограничения нежелательной  деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.).

– косвенное  вмешательство государства;

– интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение  внешних издержек в частные.

2. Общественные блага. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:

– неисключаемость  – невозможно лишить потребителя  пользоваться данным благом, даже по его  собственному желанию;

– неделимость  – индивид не может сам выбрать  объем потребления блага;

– неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"