Сфера экономического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Значение экономики для общества. Понятия и категории, отражающие систему производственных отношений. Экономическая эффективность измеряется двумя видами показателей: одни характеризуют результаты производства на душу населения, другие - соотношение результатов и затрат. Состав финансовых ресурсов, их объемы зависят от вида и размера предприятия, рода его деятельности, объема производства.

Содержание

Введение ________________________________________________________ 2
1. Сфера экономического исследования. Хозяйственная деятельность __ 4
2. Экономический круговорот: производство, распределение, обмен, потребление ________________________________________________ 5
2.1. Взаимосвязь между производством и потреблением _______________ 9
2.2. Распределение и производство ________________________________ 11
2.3. Обмен и производство _______________________________________ 12
3. Классификация потребностей _________________________________ 14
4. Интерес ___________________________________________________ 16
5. Парето-эффективность ______________________________________ 18
Заключение _____________________________________________________ 22
Список использованной литературы_________________________________ 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная1.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Потребление в первую очередь непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, то есть совершается производительное потребление.

     Вместе  с тем потребление составляет особый - заключительный - этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это время  полезные вещи известным образом  исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуется заново создавать.

     Потребность вообще это особое психологическое  состояние человека, ощущаемое или  осознаваемое им как "напряжение", "неудовлетворенность", несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия. Человек изыскивает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей - подавляет или заменяет данную потребность другой, наиболее близкой к ней. Так нельзя поступить только с нуждами, прямо связанными с жизнеобеспечением.

     Человеческие  потребности весьма многообразны. В  частности, по субъектам (носителям  потребностей) различаются:

     - индивидуальные;

     - групповые;

     - коллективные;

     -общественные.

     По  сферам деятельности выделяются потребности  труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

     Управлять потребностями - значит управлять своей  деятельностью, стремиться к достижению результата. Если вы осознали свою потребность получить высшее образование, вы должны подчинить этой потребности все текущие кратковременные потребности и цели, рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать ведущее место в вашей жизни.

     Если  же вы, ссылаясь на обстоятельства, будете пропускать занятия, не сдавать во время  зачеты и экзамены, у вас появится такой длинный хвост, что вы перестанете  им управлять и ваша потребность в высшем образовании превратиться в красивую, но неосуществимую мечту.

     Итак, резюмируя сказанное, можно сделать  вывод: человек может и должен управлять своими потребностями. Для  этого необходимо:

     - обладать смыслообразующим идеалом,  высокой целью своей жизни. Все временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму главной цели своей жизни;

     - постоянно заботиться о вооруженности  средствами для достижения высшей  и временной цели;

     - каждое действие по удовлетворению  потребности подвергать всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков;

     - формировать разумную волю, чтобы  быть способным устоять от  соблазнов, подвохов и следовать  своей дорогой. 

     2.1. Взаимосвязь между производством и потреблением. 

     Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

     Во-первых, оно создает конкретные блага  и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к  появлению новых запросов. Пример: человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

     Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Пример: выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.

     В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

     В свою очередь, экономические потребности  оказывают обратное воздействие  на производство.

     Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной  деятельности.

     Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются новые блага, соответствующие таким целям, В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

     В-третьих, авангардная роль потребностей ярко проявляется в том, что они  вызывают поступательное движение хозяйственной  деятельности - от низшей ступени к  все более высоким.

      «Северсталь»  ведет переговоры о продаже своего североамериканского бизнеса с рядом потенциальных покупателей. Изначально инвесторы надеялись, что компании удастся эффективно оптимизировать издержки на зарубежных предприятиях, но производство стали в США очень затратно из-за дороговизны энергии, рабочей силы и экологических ограничений. А в условиях кризиса к затратности производства добавилось еще и падение спроса. При загрузке мощностей на зарубежных предприятиях на 45–50% «Северсталь» может получить в этом году порядка $125 млн чистого убытка.[8].

      2.2. Распределением и производством. 

     Распределение - одна из фаз (стадий) общественного  воспроизводства, связующее звено  между производством и потреблением. В процессе распределения выявляется доля (пропорция) производителей в реализации и использовании совокупного общественного продукта и национального дохода. Этому предшествует распределение средств производства по отраслям народного хозяйства и предприятиям, а также распределение членов общества по различным родам производства. Ведущую, определяющую роль в единстве составных элементов процесса воспроизводства играет производство.

     К. Маркс отмечал, что "... в процессе производства члены общества приспособляют (создают, преобразуют) продукты природы  к человеческим потребностям; распределение устанавливает пропорцию, в которой каждый индивидум принимает участие в произведенном... Распределение определяет отношение (количество), в котором продукты достаются индивидуумам" [2].

     Каждый  способ производства обусловливает  и свои собственные формы распределения. "Структура распределения, - писал К. Маркс, - полностью определяется структурой производства. Распределение само есть продукт производства - не только по содержанию, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особую форму распределения, форму, в которой принимают участие в распределении" [2].

     Будучи  обусловлено характером производства, распределение в свою очередь  оказывает активное воздействие  на него. Оно может, например, способствовать росту производства или тормозить его, обеспечивать преимущественное развитие одних отраслей и сдерживать развитие других, изменять соотношение между производительным и личным потреблением путём увеличения доли продуктов, идущих в производительное потребление, и уменьшения доли продуктов, идущих в личное потребление, и наоборот.

     На  высшей фазе коммунистической формации - при полном коммунизме - распределение  предметов потребления и услуг  будет осуществляться по принципу: "Каждый по способностям, каждому но потребностям" [2]. "Распределение продуктов, - подчёркивал В. И. Ленин, - не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых продуктов; каждый будет свободно брать по потребности"[3]. Это станет возможным на высшем этапе развития производительных сил, обеспечивающем изобилие материальных благ и услуг. 

     2.3. Обмен и производство. 

     Разделение  труда вызывает специализацию, а  та приводит к постоянному обмену между экономическими агентами. Обмен  является базой для постоянных хозяйственных связей, отношений между ними.

     Обмен - это процесс движения потребительских  благ и производственных ресурсов от одного участника экономической  деятельности к другому. Он соединяет  производителей и потребителей, связывает  членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений. Обмен может производится с помощью бартера или опосредованно - через деньги, быть свободным или строго регулируемым. Обмен производится на основании полезности товара для субъектов участвующих в процессе обмена. Процесс обмена сопровождается передачей права собственности на объект обмена.

     Обмен, прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукция которого - плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.

       «Сохранить производство можно даже при падении заказов. Просто нужно быстрее работать — мобильно реагировать даже на единичные запросы потребителей, считает гендиректор экскаваторного завода «ЛЭКС» Юрий Михайлов: Готовность браться за любую работу позволила заводу не остановиться, загрузить цеха, сохранить костяк коллектива. Антикризисная мера — мобилизация производства и структуры управления в борьбе за клиента. Прогнозировать загруженность сейчас невозможно: планов ни у кого нет. Завод работает практически в авральном режиме. Поэтому под управлением коммерческого директора объединили отдел продаж и снабжения, чтобы при заключении контрактов сразу определять объем необходимых для производства закупок. Реорганизовали службы технического обеспечения: объединили в одно подразделение отделы главного энергетика, главного механика и транспортную службу. Это позволило убрать несколько средних звеньев руководящего состава, скоординировать работу подразделений.» [5].

     Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей.

     3. Классификация потребностей. 

     Потребности - состояние нужды человека или  животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального  существования и развития. Потребность  как состояние личности всегда связана  с наличием у человека чувства  неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).

     Потребность активизирует организм, стимулирует  поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет  за собой организм, приводит в состояние  повышенной возбудимости отдельные  психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

     Количество  и качество потребностей, которые  имеют живые существа, зависит  от уровня их организации, от образа и  условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

     Основные  характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

     Наибольшее  распространение получила классификация  потребностей (по степени их важности) американского социолога А. Маслоу, который предложил специальную  «пирамиду» потребностей или иерархию (порядок подчинения) потребностей. При этом «фундаментом» даже самых возвышенных потребностей он считает всё же так называемые физиологические или основные материальные потребности:

     1 - физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);

Информация о работе Сфера экономического исследования