Сегментирование рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы- раскрыть сущность процесса сегментирования рынка, определить его основные этапы.

Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:

- дать определение понятию «сегментирование рынка»;

- определить характеристику нового товара;

- определить выбор стратегии охвата рынка;

- определить наиболее привлекательный сегмент.

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 165.90 Кб (Скачать)

- оценка  рабочего опыта определенного  персонала организации (по сбыту,  производству или инженерии) на  определенном рыночном сегменте, а также принятие подходящих  мер;

- конкурентоспособность  выбранного сегмента.

     Критерии  сегментации.

     Само  понятие “критерий” в переводе с греческого означает признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. В разных литературных источниках, как отечественных, так и зарубежных, мы встречаем разные основания для характеристики различных видов и способов сегментации. В одних случаях речь идёт о критериях, в других – о признаках, в третьих – о принципах, в четвёртых – о переменных и т. д.

     Думается, что правильнее говорить всё-таки о  критериях сегментации, т. е. собственно основаниях, по которым сегментация осуществляется. Что же касается принципов сегментации, то это, скорее, правила её проведения.

     О широте и многообразии критериев в сегментации говорит табл. 3.1.

     Таблица 3.1

Критерии  сегментация Характеристика 
1 2
1. Региональная  демография Характеристика  городов и областей. Используют одну или несколько демографических  особенностей для сегментации своего рынка, делается упор на выделении и  использовании географических отличий
2. Расположение  района Отражает различия в доходе, культуре, социальных ценностях  и др. потребительских факторах
3. Численность  и плотность населения Показывают, достаточно ли в регионе людей, чтобы обеспечить сбыт и облегчить проведение маркетинговой  кампании
4. Транспортная  сеть региона Учитываются отличия  в массовом общественном транспорте и автомагистралях
5. Структура  коммерческой деятельности Включает ориентацию на туристов, рабочих и служащих, лиц, проживающих в данном регионе, отличия в торговом обслуживании
6. Доступность  средств массовой информации Существенно сказывается  на способности осуществить сегментацию
7. Уровень  конкуренции в отношении сбыта  какого-либо товара или услуги Наибольший  успех при выходе на “неразработанный рынок”
8. Динамика  развития региона Характеризуется стабильностью, падением или ростом
9. Юридические  ограничения Меняются в  зависимости от местных законов
10. Уровень  инфляции Может варьироваться  по районам и воздействовать на стратегию  маркетинга

 

Продолжение таблицы 3.1 

 
11. Персональные  демографические характеристики
Представляют  собой основные особенности людей  или групп и часто используются в качестве базы для сегментации. Выделяются такие характеристики: возраст, уровень образования, мобильность, доходы, профессия потребителей, семейное положение, размер семьи, национальность
12. Стиль  жизни Определяют  как люди живут и расходуют  время и деньги. Профили стилей жизни смогут определять чёткие рыночные сегменты
13. Степень  использования и приверженности  торговой марке Потребитель может  использовать немного, совершенно мало или, напротив, очень много. В некоторых  случаях 20 % потребителей могут делать более 80 % покупок. Приверженность потребителя торговой марке может иметь три формы: отсутствие приверженности, частичная приверженность, полная приверженность
14. Отношение  к фирме и её предложениям В зависимости  от этого могут быть разные меры: от усиления информации до улучшения  товара и образа фирмы
15. Социальный  статус Относится к  таким социально значительным товарам  и услугам, как одежда, легковые автомобили, рестораны, путешествия, недвижимость
16. Сегментация  по преимуществам Имеются в виду преимущества, которые люди ищут в  приобретении данного товара
17. Ожидаемый  риск Может сдерживать приобретение товара или услуги. Задача – уменьшить представления потребителя  о риске. Достичь этой цели помогают: интенсивная информационная реклама, хорошо известные торговые марки, низкие цены для внедрения на рынок, использование  образцов, гарантия получения денег  обратно и демонстрации в магазинах.
18. Важность  покупки Различна для  разных групп потребителей (например, приобретение автомобиля для жителя пригорода или проживающего в  городе и имеющего доступ к общественному  транспорту)
 

     Из  табл. 3.1. видно (а она включает практически все основные критерии), что сегментация потребительского рынка – дело достаточно сложное и ответственное. Здесь необходимо принимать во внимание действие сразу нескольких взаимосвязей. Следует признать, что держать в голове все перечисленные критерии сложно.

     В реальной практике, прежде всего зарубежной, сложился несколько иной порядок  сегментирования: в основу разделения рынка на сегменты кладутся всего лишь четыре принципа: географический, психографический, поведенческий и демографический.

     1. Культурно-географические критерии – это деление рынков потребителей гостиничных услуг по территориальному признаку. В качестве географического рынка могут рассматриваться отдельные страны, группы стран или целые регионы мира, имеющие определенную историческую, политическую, экономическую, этническую и религиозную общность. В соответствии с этими признаками в данной группе критериев принято выделять следующие географические рынки: Северная Америка, Латинская Америка, Скандинавия, Западная Европа, Восточная Европа, Южная Европа (Италия, Испания, Португалия), Россия и страны СНГ, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка, Австралия. Порядок выделения и группировки рынков по территориальному признаку каждому отелю рекомендуется определять самостоятельно для наиболее выгодного и эффективного представления своих продуктов и соответствия стратегическим целям.

     Потребители отдельных географических рынков, как  правило, имеют схожие предпочтения и стиль поведения. Например, известно, что в настоящее время испанский  рынок является одним из наиболее быстро растущих – испанцы славятся страстью к путешествиям. В то же время они достаточно экономны и  предпочитают отели среднего класса (3-4 звезды) или не очень дорогие  пятизвездные отели. Очевидно, что определяющим фактором при работе с этим рынком является фактор цены. Кроме того, испанцы  характеризуются невысокой степенью организации своих поездок и  в большинстве случаев планируют  их в последний момент – это  может позволить отелю формировать  специальные предложения для  туристических фирм, работающих на испанском рынке в прогнозируемые низкие сезоны. Также большим преимуществом при работе с каким-либо рынком является знание особенностей и перспектив его политического и экономического развития. Обладая подобного рода информацией, менеджмент отеля может наиболее выгодно представлять его услуги и максимизировать продажи. 
          2. Социально-экономические критерии предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности побудительных мотивов и целей поездок, социальной и статусной принадлежности, уровня доходов и степени расходования средств. В гостиничном бизнесе данная группа критериев, пожалуй, является наиболее часто используемой при сегментировании рынка. Так, в соответствии с целями поездок выделяют следующие группы (сегменты) туристов: бизнес-туристы (командированные, бизнесмены, коммерсанты); туристы, направляющиеся на отдых и экскурсии (познавательный и поощрительный туризм); конгрессмены и организаторы мероприятий, и т. д.

     Каждая  из этих групп потребителей не является до конца определенной. В каждой группе можно выделить потребителей с разным уровнем доходов или  командировочных средств, (например, технический персонал, менеджмент низового, среднего и высшего звеньев), различного статуса и социального положения (президенты компаний и рядовые сотрудники, министры и чиновники более низкого  ранга, поп-звезды и сопровождающие, футбольные команды и болельщики и т.п.). Можно и далее продолжать сужать получаемые сегменты потребителей по сезонности поездок, длительности пребывания в отеле и т.п. Для каждого  из этих рынков потребуются различные  варианты одних и тех же гостиничных  продуктов по разным ценам, реализуемых  через различные каналы сбыта. 
           3. Психоповеденческие критерии объединяют целый комплекс характеристик потребителей, представляющий собой модель жизни и поведения личности, определяемую увлечениями, поступками, интересами, типом отношений с другими людьми и т.д. В основе этих критериев лежит учет различных аспектов поведения потребителя туристических и гостиничных услуг, таких как предпочитаемые средства транспорта (наземные, водные, воздушные) и размещения (новые отели, отели, представляющие историческую ценность и т.д.), степень приверженности конкретному отелю, отношение к рекламе, новинкам рынка, чувствительность к обслуживанию и т.п. Знание такого рода особенностей своих потребителей позволит менеджменту гостиницы правильно представлять свой продукт различным сегментам потребителей и использовать инструменты продвижения наиболее эффективным способом. 
          4. Демографические критерии. Сегментация потребителей по демографическим критериям относится к числу достаточно применяемых в гостиничном бизнесе. Это объясняется устойчивостью данных характеристик во времени и наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Известно, что молодежь, т.е. молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет с низким или средним уровнем доходов предпочитают останавливаться в недорогих отелях класса 2-3 звезды. При этом важным критерием выбора отеля является наличие в нем бара, ночного клуба или дискотеки. Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и наличия свободного времени (каникулы). Сегментация может осуществляться также при последовательном применении нескольких критериев. Важно, чтобы в результате сегменты не оказались слишком малочисленными, т.е. невыгодными для массового освоения, а также чтобы их не оказалось слишком много – излишняя детализация критериев сегментации ведет к их "размыванию".
 
 
 

      

3.2. Выбор  наиболее привлекательных сегментов.

     Предположим, что при выборе стратегии охвата рынка пользуются только что описанными критериями и фирма останавливает  свои выбор на методике концентрированного маркетинга. Теперь ей следует выявить  наиболее привлекательный для себя сегмент рынка. Рассмотрим следующую  ситуацию. 

     Преуспевающий производитель снегоуборочной техники  хочет создать новинку. Руководство  фирмы изучает несколько возможностей и останавливается на идее выпуска  снегохода. Руководство считает, что  фирма в состоянии освоить  выпуск любого из трех типов снегохода: с бензиновым, дизельным или электрическим  двигателем. И кроме того, фирма  может создать конструкцию снегохода  для любого из трех рынков: потребительского, промышленного и военного. Если предположить, что фирма поначалу захочет сконцентрировать усилия на одном-единственном сегменте, руководству придется решать, на каком  именно.  
         Фирме потребуется собрать информацию обо всех девяти сегментах рынка. Это должны быть сведения об объемах продаж в денежном выражении, ожидаемых темпах роста сбыта, прогнозируемых размерах прибыли, интенсивности конкуренции, требованиях к каналам маркетинга и т.д. Наиболее выгодный сегмент должен обладать высоким уровнем текущего сбыта, высокими темпами роста, высокой нормой прибыли, слабой конкуренцией и несложными требованиями к каналу маркетинга. Как правило, ни один из сегментов не отвечает в желаемой мере всем этим характеристикам, так что придется идти на компромиссы.  
         После того как фирма выявит объективно привлекательные для себя сегменты, она должна задаться вопросом, какой из них наиболее полно соответствует ее сильным деловым сторонам. Например, крайне привлекательным может показаться военный рынок, но у фирмы, возможно, совсем нет опыта работы с ним. И наоборот, у нее может быть большой опыт работы с потребительским рынком. Так что фирме следует выбирать сегмент, который не только привлекателен сам по себе, но и такой, для успешной работы в котором у нее есть необходимые деловые предпосылки. 
 

     Возьмем покупателей целевого сегмента интересующихся снегоходами. 

 Пол  Возраст  Всего
 18-25  26-45  Старше 45
 Женский  5  8 3  16
 Мужской  4  7 3  14

Информация о работе Сегментирование рынка