Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:51, курсовая работа
Перед нашей экономикой всегда стоит не мало целей и не мало задач, которые нужно решать. Так же, цель и основные задачи встают перед нами в этой теме. Главной целью и задачей этой работы является раскрытие сущности сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Прежде всего необходимо понять, какова сущность инвестиций и из каких видов состоят инвестиции; понятие сбережения как основного источника инвестиций; как выглядит модель макроэкономического равновесия и выявить какие же основные проблемы превращения сбережений в инвестиции в России.
Введение 3
Сущность инвестиций и их виды. Спрос на инвестиции. 4
Сбережения как основной источник инвестиций. Модель макроэкономического равновесия «I-S» 8
Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России 11
Заключение 15
Список использованной литературы. 16
Факторы, определяющие уровень инвестиций:
1. Процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены.
2. Инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.
3. Инвестиции зависят от уровня налогообложения и вообще налогового климата в данной стране или регионе. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиций.
4. Инвестиционный
процесс реагирует на темпы
инфляционного обесценивания
Очевидно, что инвестиции есть функция нормы процента I = I (r), причем эта функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций.
Сбережения
также есть функция (но уже возрастающая)
нормы процента: S = S (r). Уровень процента,
равный r0, обеспечивает равенство сбережений
и инвестиций в масштабе всей экономики,
уровни r1 и r2 -- отклонение от этого состояния.
Итак, равновесие в масштабе общества на всех связанных между собой рынках товаров и услуг, т.е. равенство между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объемов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения — функция дохода, делает проблему нахождения равенства весьма сложной задачей.
Английский экономист Дж..Хикс разработал модель «IS» («investment-saving») в 30-х годах нашего столетия. Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохода. При помощи этой модели можно понять условия равновесия на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг.
Построение
кривой IS имеет большое значение
для понимания проблем
Проблемы превращения
сбережений в инвестиции в России
Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России.
Удвоение ВВП к 2010 году — цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, - продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций - отечественных и иностранных.
Уместно заметить, что так называемая инвестиционная направленность бюджетной политики государства на 2006г. с инвестиционным фондом явно малого объема находится в рамках той «стратегии», для которой была характерна доля «капитальной» составляющей расходов федерального бюджета меньше 8% (текущие расходы составляли более 92%).Ущербная «инвестиционная направленность» бюджетной политики на 2006г. вполне соответствует явно неинвестиционной экономической среде, в которой быстрое и существенное увеличение инвестиций без создания соответствующей инвестиционной инфраструктуры практически невозможно. Видимо, это понимают сторонники накопления стабилизационного фонда и его инвестирования в зарубежные ценные бумаги. Инвестиции за счет всех источников финансирования в 2002-2005гг. составляли (по годам соответственно) 16.2; 16.38; 16.29; 16.31% ВВП, а в 2006-2008гг. прогнозируются 17.6; 19.05; 20.2%.
Новую институциональную инвестиционную среду и сеть быстро создать невозможно, но делать это нужно - вплоть до радикальной реорганизации Министерства экономического развития и торговли на «старте» таких преобразований.
Определяющим
финансовым условием реализации национальных
инвестиционных проектов должно стать
превращение стабилизационного фонда
в фонд национального инвестирования.
В нынешнем качестве он не соответствует
своему названию, является встроенным
в экономическую модель дестабилизатором
условий экономического роста, инструментом
обесценивания валютной выручки и фактором
инфляции. Достаточно указать на то, что
за неполных три месяца 2006г. инфляция составила
свыше 4%.
Работа по привлечению инвестиций идёт пока не очень успешно. Участие России в мировых ПИИ (ПИИ - Прямые иностранные инвестиции) в период экономической стабилизации после 2000г. осталась практически неизменным, не превышая в среднем 4-4,5 млрд. долларов США в год, что составляет 0,4-0,5% доли глобальных потоков (для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций.
Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в январе-сентябре 2005 года, составил 26,83 млрд. долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2004 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2004 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2003 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд. долларов.
Прямые зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 6,6 млрд. долларов (рост на 18,1%).
Портфельные иностранные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 365 млн. долларов, что на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2004 года.
Прочие инвестиции в Россию составили 19,8 млрд. долларов - это на 14,8% меньше соответствующего показателя 2004 года. В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2005 года составил 96,5 млрд. долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.
Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:
К основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность в настоящее время, относятся:
Базовый закон 2000г. ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам. Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.
Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.
Правительство одобрило сценарий развития, в котором в среднесрочной перспективе предлагается осуществить переход от потребительски ориентированной, к инвестиционно–ориентированной экономике. Вместе с тем по прогнозам в ближайшие три года в России ожидается как сокращение темпов роста доходов населения, что являлось базой потребительски ориентированной экономики, так и инвестиций в основной капитал, что не позволяет говорить о возможности и успешности реализации инвестиционного варианта. Средний прирост инвестиций в основной капитал, составляющий по прогнозу на три года 9.3%, пока не достаточен. Он требуется, как минимум, в полтора - два раза выше.
Могут ли государственные инвестиции решить эту проблему? В 2005г. практически был осуществлен поворот к политике наращивания государственных инвестиций. Их доля в общем объеме инвестиций не поднималась с 2001г. выше 20%. В текущем году она увеличилась на 2,2 процентных пункта и составила 20,1%, т.е. наметилась тенденция замещения частных инвестиций государственными, что подтверждается прогнозом, согласно которому вклад частных инвестиций в прирост ВВП сокращается в 2006-2009гг. с 2 процентных пунктов до 1,7-1,9 процентных пункта ВВП. Общий объем инвестиций в основной капитал при сокращающейся доле государственных инвестиций за последние годы увеличился на 100 млрд. долл., причем в основном за счет частных инвестиций.
Поэтому
точка зрения Минфина такова: прирост
инвестиций может и должен быть увеличен
за счет частных инвестиций в экономику.
Первые могут создавать инфраструктуру
для дальнейшего наращивания частных
инвестиций. Причины торможения частных
инвестиций, по мнению министра, можно
объяснить, прежде всего, зарегулированностью
экономики, ее недостаточной либерализацией,
низким уровнем конкуренции.
Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширения производительных возможностей страны и экономического роста.
Без
инвестиций невозможны: современное
создание капитала, обеспечение
1. Курс экономической теории/ Учебник. / Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А./ Киров: «АСА»/ 2000г.
2. Организация и финансирование инвестиций/ И.В. Сергеев./ 2001г.
3. Отраслевые
и региональные проблемы
4. Учебник
по основам экономической
5. Экономика/
Учебник /Под.ред. А.С.
Информация о работе Сбережения и инвестиции в рыночной экономике