Рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Сущность, условия существования и функции рынка. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Регулирование цен государством. Деньги и их экономическая роль.

Работа содержит 1 файл

Тема 3 РЫНОК.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

12

 

ТЕМА 3.   РЫНОК

 

1. Сущность, условия существования и функции рынка

2. Спрос

3. Предложение

4. Рыночное равновесие

5. Эластичность спроса и предложения

6. Регулирование цен государством

7. Деньги и их экономическая роль

 

1. Сущность, условия существования и функции рынка

Рынок - это система эко­номических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения и обмена товаров, а также движения денежных средств.

- это способ и определенная форма организации и функционирования экономических связей, хозяйственных субъектов, основанная на принципах свободной купли - продажи, обеспечивающих взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

Субъекты рынка: продавцы; покупатели.

Объекты рынка: товар, деньги.

Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики). Он обслуживает производство, обмен, распределение и потребление:

- для производства рынок поставляет необходимые ресурсы, реализует его продукцию, и определяет спрос на нее.

- для распределения он является тем механизмом, определяющим размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке.

- для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг.

- для потребления рынок -  это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.

Условия возникновения рынка:

1) Разделение труда и  специализация производства;

2) Самостоятельность и обособленность хозяйственных субъектов;

3) Свобода предпринимательства.

Основы рынка:

1.    Частная собственность

2.    Экономическая свобода

3.    Свободная конкуренция

Главные движущие силы рынка:

1.    Для потребителя - максимальность полезности при минимальных затратах.

2.    Для производителей - максимальная прибыль при минимальных затратах.

Функции современного рынка:

1. Посредническая функция - состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей продуктов, предоставляя им возможность общаться друг с другом в условиях свободной купли-продажи товаров, сво­бодных цен, свободной игры спроса и предложения.

2. Ценообразуюшая функция - возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благо­даря конкуренции. В результате стихийного взаимодействия этих рыночных сил и складываются цены главные экономические показатели значимости товаров и услуг.

3. Информирующая функция через сложившиеся цены сообщает предпринимателям о текущем состоянии экономики, о насыщенности рынка товарами, об изменении предпочтений потребителей.

4. Регулирующая функция выражается в том, что из менее выгодных отраслей с понижен­ными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные сферы бизнеса с повышенными ценами (недо­производство). В результате в первых отраслях производство (и предложение продукции) сокращается, а во вторых - растёт.

5. Стимулирующая функция - также осуществляется с по­мощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется хозяйственная эффективность. Цены "вознаграждают" дополнитель­ной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потре­бителям и лучшего качества, кто совершенствует своё производство, увеличивает его производительность, снижает издержки.

6. Оздоравливающая (санирую­щая) функция - выглядит жёсткой, но экономически оправданной. Рынок здесь "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей, не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, завышают цены и плохо управляют бизнесом, терпят поражение в конкурентной борьбе и "наказываются" банк­ротством.

Экономическая теория различает совершенный и несовершенный рынок.

Совершенный рынок - предполагает множество производителей одного и того же товара с приблизительно одинаковым объемом производства, при этом ни один производитель не может повлиять на сложившуюся цену товара.

Если производитель увеличивает цену товара, то он теряет покупателей. Для того, чтобы рынок был совершенным необходимо соблюдение следующих условий.

1.      Полная информированность покупателей о ценах на товары и их наличии на различных участках рынка.

2.      Покупатели и продавцы должны действовать из складывающихся цен не совершая сделок по инерции или из верности старым партнерам.

Несовершенный рынок - существует тогда, когда на поведение покупателей оказывают влияние не ценовые факторы: приверженность покупателя к продавцу, воздействие рекламы, недостаточная информированность покупателей и др.

Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от раз­вития всех его составляющих.

Виды рынков и их структура: 

- по пространственному признаку - рынок местный, нацио­нальный и международный;

- по формам собственности -  частный, кооперативный, государ­ственный рынок;

- по объектам рыночного обмена - товарный (средств производ­ства, труда, товаров и услуг, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг и валютный);

- по организации рыночного обмена - оптовый (биржа, государ­ственные закупки), розничный, экспортный, импортный;

- по видам конкуренции - рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых и экономических отношений, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рынка, представляющая собой систему организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.

Элементами инфраструктуры являются:

      кредитная система (банки, страховые компании);

      система страхования;

      общественные и государственные фонды активизации деловой активности;

      налоговая система и налоговые инспекции;

      биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

      небиржевое посредничество (аукционы, ярмарки);

      торговые палаты, другие общественные и добровольные объединения дело­вых кругов;

      коммерческо-выставочные комплексы;

      специальные рекламные агентства, информационные агентства, СМИ;

      информационные технологии и средства деловой коммуникации;

      консультационные (консалтинговые) компании;

      аудиторские (проверка бухгалтерской отчетности) компании;

      таможенная система;

      система высшего и среднего образования, профессионального образования;

      система регулирования занятости (биржа труда, служба занятости);

      профсоюзы;

      специальные зоны свободного предпринимательства и т.д.

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества  рыночной системы:

1) конкурентный рынок способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует струк­туру производства;

2) рынок стимулирует НТП и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе;

3) рынок направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность;

4) рынок работает на принципах саморегуляции, на сопостав­лении экономических интересов и таким образом стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности.

Недостатки рыночной системы:

1) рыночный механизм не гарантирует решение таких социально-экономических проблем  (безработица, инфляция, экология, право, экономическая безопасность, развитие фундаментальной науки);

2) рынок распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к неравенству в распределении доходов, к возникно­вению проблем бедности и богатства, социального неравенства, социальной напряженности;

3) конкурентный рынок порождает тенденцию к монополиза­ции производства, поскольку необходимость защиты от конку­рентов приводит к сговорам и слияниям; технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала; новейшая технология требует крупного капитала, крупных рынков, комплексного, централизованного и интегрированного рынка,  богатых и надежных источников сырья. Все это приводит к концентрации экономической власти, а это и есть монополизация;

4) рыночный механизм способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала;

5) рынок не решает проблему внешних издержек (внешних эффектов), т. е. издержек, не отраженных в ценах рынка, и они ложатся на плечи общества;

6) рынок не может решить все региональные проблемы, связанные прежде всего с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов.

В настоящее время существует регулируемый рынок, который характеризуется следующими чертами.

                       Наличие в экономике разнообразных форм собственности и свободной конкуренции.

                       Отсутствие монополизма и присутствие на рынке достаточного количества производителей однотипной продукции.

                       Свобода:

- выбора партнера по хозяйственным связям;

- купли – продажи;

- в ценообразовании

- доступа всех субъектов рынка к информации о его состоянии.

                       Самостоятельность:

- в изменении условий производства его технологии и перемещении капитала

- в распоряжении частью доходов.

 

2. Спрос

Спрос - это желание покупателя купить конкретный товар или услугу по определенной цене в определенный период времени, подкрепленное способностью и готовностью оплатить покупку.

Величина спроса - максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определенную цену.

Обратная  зависимость между ценой и величиной спроса называется – законом спроса.

       P (цена)                  Кривая спроса.

                                                                                       D (demand)Спрос;  

                      P0                   D                                                        P (price)Цена товара                                        

                                                                                                                                                        Q (quantity)Количество товаров

                                                                          Q

                                           Q0                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Нисходящий наклон кривой спроса объясняется следующими эффектами:

1) эффектом дохода, который означает, что по мере снижения  цены происходит фактические повышение его покупательной способности и при прочих равных условиях человек может приобрести большее количество благ;

2) эффектом замещения, который связан с рациональным поведением потребителя, при прочих равных условиях увеличение цены приводит к переключению потребителя на более дешевые товары, которыми заменяется подорожавший товар.

Исключением быть поведение более состоятельных людей, для которых престижность вступает в противоречие с рациональным поведением потребителя.

В экономике часто проявляется парадокс Гиффена, т. е. ситу­ация, при которой повышение цены на определенный товар вызывает увеличение спроса на него, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. Парадокс Гриффена проявляется в отношении низшей категории, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня дохода покупателя. Как правило, на этот товар приходится значительная часть бюджета семьи. Пример. Бедная семья, где все доходы идут на питание, а хлеб — воскресное угощение. В остальные дни недели эта семья довольствуется более дешевой пищей (овсяной кашей). Рост цены на овсянку заставит семью отка­заться от хлеба. Парадокс Гиффена заключается в том, что рост цены на овсянку заставляет семью не сокращать, а увеличить ее потребление.

При изменении спроса происходит смещение «кривой спроса» относительно оси координат. Изменение величины спроса - это перемещение по кривой спроса.

На изменение величины спроса оказывает влияние только цена, на изменение спроса оказывает влияние неценовые факторы:

1. Денежные доходы населения;

2. Изменение цен на взаимодополняющие товары (такие пары товаров для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар);

3. Изменение цен на  взаимозаменяемые товары (такие пары товаров для которых рост цены одного товара приводит к снижению спроса на другой товар);

4. Потребительские ожидания;

5. Изменение вкуса и предпочтения покупателей;

6. Реклама;

7. Число потребителей данного товара;

8. Налоги и дотации;

3. Предложение

Предложение - количество товаров, которое будет предложено производителем на рынке в течение определенного промежутка времени.

Величина/объем предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы по каждой данной цене.

      P                                  

                                          S      

 

 

                        Кривая предложения.        Q                                                                                            

   

Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой и количеством этого товара, которое производители хотят предложить по данной цене.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

 

 

 

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемых товаров называется - законом предложения.

Однако кроме цены существуют и другие неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:

1. изменение цен на другие товары

      увеличение цен на взаимодополняющие товары приводит к снижению предложения;

       рост цен на взаимозаменяемые товары приводит к увеличению предложения;

2. Изменение цен на ресурсы - приводит к снижению затрат, а следовательно снижение цены на продукцию, увеличение спроса и увеличение предложения.

3. Изменение технологий;

4. Изменение количества продавцов-производителей;

5. Изменение налоговой политики государства - увеличение налогов приводит к снижению предложения и наоборот;

6. Субсидии;

7. Потребительские ожидания;

8. Внешние/природные условия.

 

4. Рыночное равновесие.

Если государство не вмеши­вается в рыночный механизм, т.е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равнове­сие и установится рыночная цена товара и его общий объем произ­водства Рыночное равновесие - это ситуация на рынке, когда желание потребителей и производителей совпадает и при данной цене объем спроса равен объему предложения. Такая цена называется равновесной или рыночной.

Равновесное состояние рынка стабильным быть не мо­жет, так как ситуация постоянно меняется, вызывая колеба­ния спроса и предложения.

Избыток —  превышение   предложения  товара  над  его спросом. Рынок начинает затовариваться. Срочно принимаются меры, чтобы избавиться от излишков товара:

•  продавцы снижают цены;

•  производители сокращают производство.

Снижение цены на товар заставляет покупателей увеличи­вать спрос. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не исчезнет и на рынке опять не восстановится равновесие.

Дефицит (величина избыточного спроса) — ситуация на рынке, при которой величина объема спроса превышает величину предложения.

 

5. Эластичность спроса и предложения

И в спросе, и в предложении существуют две переменные:

цена <=> спрос, предложение <=> цена.

Эластичность — это способность одной переменной изме­няться под влиянием изменения другой переменной.

Рассмотрим взаимоотношения спроса и цены.

Эластичность спроса относительно цены показывает, на сколько процентов изменяется спрос на определенный товар при изменении его цены на 1 %.

Ed = ΔQd / ΔPd,

где Ed  - эластичность спроса по цене;

ΔQd — процентное   изменение   количества   спрашиваемой продукции;

ΔPd — процентное изменение цены товара.

Это выражение можно записать иначе: Е d = (Q1Q0)/Q0 / (Р1P0)/P0,

где Е d — коэффициент эластичности;

      Q0 — спрос на товар до изменения цены;

      Q1 — спрос после изменения цены;

      P0 – прежняя цена;

      Р1 – новая цена.

Коэффициент эластичности спроса относительно цены всегда будет отрицательным, так как спрос и цена меняются в противоположных направлениях, поэтому он всегда рассматривается по модулю. Ценовая эластичность позволяет прогнозировать о воз­можных расходах потребителями своего дохода, отчего зави­сит ценовая тактика производителей.

Эластичность спроса на разные товары неодинакова. Если небольшое изменение в цене приводит к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты называется эластичным (Е > 1).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие товары называют неэластичным (Е < 1).

Ситуация, когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, называется спросом с единичной элас­тичностью.

В экономике крайне редко бывают случаи, когда измене­ние цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Такой спрос называется совер­шенно неэластичным.

Как  правило,  спрос  неэластичен  на товары  и  услуги, являющиеся жизненно необходимыми или не имеющие заменителей, или доля расхода потребителей на эти товары крайне незначительна. На товары, которые имеют заменители или являются предметом роскоши, — спрос эластичен.

Основные факторы эластичности спроса:

1.  Жизненная необходимость в данном товаре, т. е. это — предмет первой необходимости.  Если цены на основные предметы питания (хлеб, молоко, сахар, масло) повыси­лись, спрос среагирует на это очень слабо, сокращение его произойдет, но крайне ограниченно. Если цены повысились на предметы роскоши, может произойти резкое сокращение спроса на эти товары, так как без них (золотой цепочки, фарфора, картины) можно спокойно прожить. Изменение спроса  при  изменении  цены  на  более  дешевые  товары относительно эластично, так как они, как правило, имеют заменители. Спрос на дорогие товары более эластичен, чем на дешевые товары.

2.  Наличие товаров-заменителей (субститутов). Чем боль­ше близких субститутов (хлеб белый, черный), тем выше ценовая эластичность.

3.  Степень информированности потребителей. Чем лучше информация о ценах на товары и наличии их заменителей, тем спрос бывает более эластичным.

4.  Относительные затраты в расходах потребителей. До­ход имеет свои определенные ограничения. Чем больше доля затрат на определенный товар по отношению к существую­щему доходу, тем ниже спрос, но выше эластичность спроса на данный товар. Однако есть товары, на которые спрос неэластичен по отношению к доходу. Эти товары не имеют заменителей   и   являются   крайне   важными   для   жизни человека. Если возросли цены на соль, то спрос на нее оста­лся неизменным.

5. Временные рамки и эластичность. Временные рамки — это время, в пределах которого принимаются решения о покупке. По некоторым причинам в короткие промежутки времени спрос менее эластичен, чем в более длинные. Одна из причин подобного явления — это адаптация покупателей к данным ценам. В коротких промежутках времени спрос менее эластичен, так как покупатель должен приспособить­ся к изменению цены какого-либо товара. Иногда потреби­телю потребуется пересмотреть всю покупательскую «корзи­ну» по видам и количеству товара. Так, при повышении цен на бензин, люди будут пытаться сократить количество поез­док, это приведет к сокращению потребления бензина, но лишь незначительно. На длительном этапе люди будут ме­нять автомобили на более экономичные, шире использовать услуги городского транспорта, приблизят жилье к работе. Все это будет способствовать падению спроса на бензин в зна­чительно большем объеме, чем сразу после повышения цен.

Эластичность спроса по доходу  - это отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению дохода:

Ei = ΔQd  /ΔI

где Ei  - эластичность спроса по доходу;

ΔQd  - процентное изменение количества спрашиваемого товара;

ΔI  -  процентное изменение доходов потребителей.

Факторы эластичности спроса по доходу:

- значимость того или иного товара для бюджета семьи (чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность);

- является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (у первой категории она выше);

- консерватизм спроса (при повышении дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров).

 

Перекрестная эластичность спроса (ПЭС) показывает изменение спроса на данный товар при изменении цен на другие това­ры (в % соотношении):

EXY = ΔQDX / ΔPY

где    EXY – коэффициент перекрестной эластичности товаров X и Y;

QDX – процентное изменение спроса на товар X;

ΔPY  - процентное изменение цены на товар Y.

Для анализа данного вида эластичности все товары де­лятся на три группы: товары-заменители, комплементарные (дополняющие) товары и независимые товары. Величина ПЭС может быть положительной, отрицатель­ной и нулевой.

Если два товара взаимозаменяемы и служат одинаковым целям, их ПЭС будет положительной.

Комплементарные товары — имеют отрицательную ПЭС. Увеличение цены на кофе снизит спрос на кофеварки.

Если два товара независимы друг от друга, то их ПЭС равна 0. Увеличение цен на капусту не скажется на спросе предполо­жим, на автомобили.

Перекрестная эластичность спроса используется при проведении антимонопольной политики государства

Эластичность предложения по цене - это показатель интенсивности реакции величины предложения в ответ на изменение цены, в процентном выражении:

ES = ΔQS / ΔP,

где    ES   - коэффициент эластичности предложения по цене;

ΔQ-  процентное изменение количества предлагаемого на рынок товара;

ΔP -  процентное изменение цены товара.

Факторы эластичности предложения:

1. Технология;

2. Время;

3. Особенности самой производимой продукции.

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и  правительства.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачи­вается производителем, в случае неэластичного спроса — потреби­телем.

 

6. Регулирование цен государством.

Регулируемый рынок предполагает применение государст­венными органами юридических норм, определяющих поведе­ние участников рыночных сделок. Государство и право оказывают на рыночные связи внешнее по отношению к ним воздействие. Наряду с этим рыночные отношения развиваются на основе внутреннего регулирования, особо важную роль в котором играют деньги.

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех  участников рынка.

Цена (price) – это денежное выражение стоимости товара и услуг.

Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

К установлению цен имеется два подхода:

- рыночный (конъюнктура рынка);

- затратный/производственный (издержки производства).

Функции цены:

      учетная функция (отражает объективно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции);

      распределительная (перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения; 

      балансирования спроса и предложения (осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом);

      стимулирующая (ускорение развития НТП, улучшение качества продукции, увеличение его выпуска).

На современном этапе в условиях смешанной экономики государство осуществляет регулирование цен с целью обеспечения социальной защиты определенных слоев населения. Регулирование цен государством осуществляется путем установления верхней и нижней границ цен.

Верхние границы цен (дороже продавать нельзя) занижены по сравнению с равновесной ценой с целью приостановления инфляции и восприятие снижению жизненного уровня населения. В этих условиях возникает дефицит данного товара и государство вынуждено прибегать к его нормированному распределению.

Нижние границы цен (дешевле продавать нельзя) завышены по сравнению с равновесной ценой и устанавливаются государством с целью увлечения доходов отдельных производителей.  Повышение цен стимулирует предложение, но одновременно снижает спрос, возникают излишки, которые вынуждены скупать государство.

 

7.  Деньги и их экономическая роль

В процессе развития товарообмена можно выделить три главных этапа. Вначале, когда товарное производство лишь зарождалось (5-7 тыс. лет назад), са­мые разные продукты труда непосредственно обменивались друг на друга (натуральный, или бартерный, обмен). Простейшая формула такого обмена: Т-Т (товар на товар). Затем среди нарастающей мас­сы обмениваемых продуктов выделились особые товары - общие эк­виваленты. Это были наиболее ходовые местные товары-посредники (зерно, меха, скот, металлы), на которые обменивались другие това­ры. Здесь формула обмена: Т-т-Т, где т -товар-посредник.

Наконец, с дальнейшим развитием товарного производства и расширением международной торговли роль общего эквивалента (уже для многих народов) начали выполнять металлы (прежде всего золото и серебро). Они стали всеобщими эквивалентами и превра­тились в деньги. А обменная формула приобрела современный то­варно-денежный вид: Т-Д-Т (товар - деньги - товар).

Отсюда деньги есть всеобщий товарный эквивалент, который (а) выражает стоимость всех товаров и (б) служит посредником в их обмене.

В развитии денег было два этапа: этап полноценных и этап неполноценных денег.

Полноценные деньги - это действительные деньги,  в роли которых выступал сам денежный товар, имеющий собственную стоимость. В связи с этим необходимо различать собственную стоимость денег, определяе­мую затратами на их производство, и номинальную (или нарица­тельную) стоимость денег, которая на них обозначена. То есть если взять условную золотую монету, то надпись на ней (скажем, "10 ру­блей") - это её номинальная стоимость, а фактические затраты на изготовление данной монеты - это её собственная, реальная стои­мость. Причём у полноценных денег номинальная и собственная стоимости примерно соответствовали друг другу.

В итоге развития роль денег закрепилась за металлами в виде монет - прежде всего за золотом и серебром. При этом существовали как биметаллизм (от лат. bis - дважды), когда обращались оба этих ме­талла, так и монометаллизм (от греч. monos - один, единый), при ко­тором ходил только один из них - или золото, или серебро.

В период становления капитализма в Европе распространился биметаллизм. Однако трудности двойных денег и цен, в конце кон­цов, предопределили переход во второй половине XIX века к золо­тому монометаллизму. И выбор золота не был случайным: оно не ржавеет, как железо; не зеленеет, как медь; не темнеет, как серебро. Золото однородно, легко делимо, хорошо сохраняется и имеет вы­сокую концентрацию стоимости (небольшая монета способна ре­ально представлять значительную номинальную стоимость).

Жизнь вместе с тем показала, что соответствие номинала денег их реальной стоимости необязательно. Наряду с полновесными монета­ми успешно обращались неполноценные - стёртые, а то и намеренно обрезанные. Подметив это, власти начали сознательную "порчу мо­нет" - выпуск всё более легковесных или низкопробных монет при сохранении их прежнего номинала. Позднее появились и бумаж­ные деньги как знаки (представители) золота и серебра: первона­чально в Китае (XIII век), с XVII века они стали широко распростра­няться в Европе и Северной Америке, а с 1769 года - и в России. Так постепенно общество перешло к неполноценным деньгам.

Неполноценные деньги - это заместители полноценных денег, денежные знаки, собственная стоимость которых незначительна и, как правило, не соответствует их номиналу. К примеру, очевидно, что затраты на изготовление 100-долларовой купюры США мизерны по сравнению с её номинальной стоимостью (в конце 1990-х годов они составляли лишь около 4 центов). Тем не менее эта купюра исправно служит в качестве денег, так как американское государство законодательно наделило её определённым денежным статусом.

Таким образом, если полноценные деньги обращались благода­ря собственной стоимости, то неполноценные действуют согласно своему официальному назначению. Отсюда и другой весьма важный вывод: если полноценные деньги могли свободно ходить по всему миру (золото - общепризнанная ценность, универсальный товар­ный эквивалент), то денежные знаки, надев на себя "национальные мундиры" (Маркс), стали обращаться лишь внутри каждой страны.

Основные виды неполноцен­ных денег:

1. Бумажные деньги - это бу­мажные денежные знаки, пред­ставляющие "по указанию" го­сударства тот или иной "кусо­чек" стоимости в экономике. Первоначально, они существовали в форме каз­начейских билетов, выпуск (эми­ссию) которых производили ка­значейства для покрытия рас­тущих расходов  государства.

[казначейство - это правительственный финансовый орган, управ­ляющий денежными ресурсами страны {казной) и кассовым испол­нением бюджета (приём, выдача, хранение и учёт денег)].

В России бумажные деньги появились в виде государственных ассигнаций (от лат. assignatio - назначение). Они существовали в период 1769-1849 годов и использовались в основном для покрытия безудержно растущих военных рас­ходов. Первоначально ассигнации разменивались на серебряные и медные монеты. Однако неуклонный рост их эмиссии вызвал инфляцию, катастро­фически обесценивавшую ассигнационный рубль по отношению к серебряно­му рублю (после Отечественной войны 1812 года соотношение между ними дошло до пропорции 3:1), поэтому размен ассигнаций был прекращён.

На рубеже 1830-1840-х годов в результате коренной перестройки денеж­ной системы страны был введён серебряный монометаллизм, а ассигнации заменили новые бумажные деньги - кредитные билеты государства, ко­торые свободно разменивались на серебро (правда, тоже недолго, до оче­редной войны - Крымской 1853-1856 годов с Турцией и её союзниками).

2. Биллонные монеты, или биллоны (от франц. billon - низкопроб­ное серебро), выступают как металлические знаки денег в виде мо­нет из дешёвого серебра и недрагоценных металлов (алюминия, ме­ди, никеля и других материалов и их сплавов). Они обслуживают мелкий оборот, а также размен более крупных по стоимости бума­жных денежных знаков на меньшие стоимостные единицы.

3. Кредитные деньги. Они занимают в товарно-денеж­ном обороте совершенно особое место, поскольку являются знака­ми только тех денег, которые взяты или даны в долг, то есть связа­ны с кредитом (от лат. creditum - ссуда, долг). К примеру, покупка товара с отсрочкой оплаты его "живыми" деньгами (бумажными или монетами) требует какого-то документального подтверждения. Вот здесь-то и выручают кредитные деньги в виде векселей, банк­нотов, чеков,  кредитных карточек.

Из них более пространных по­яснений требуют лишь векселя и банкноты, имеющие любопытную и последовательно взаимосвязанную историю.

Чек [от англ. cheque (в США - check ] - документ с распоряжением вклад­чика своему банку о выдаче или перечислении предъявителю чека определённой суммы с его банковского счёта.

Кредитная карточка (англ. credit card) - именной денежный документ, выпущенный банком или иным кредитным и/или торговым учреждением, удо­стоверяющий наличие в нём счёта владельца карточки и дающий право на при­обретение товаров или услуг без оплаты наличностью.

Так, первым на свет появился вексель ещё в XVII-XVIII веках в Италии. Он представляет собой долговую ценную бумагу, денежное обязательство законода­тельно установленной формы. Обладатель векселя (векселедержа­тель) имеет безусловное право на получение от векселедателя (или его поручителя) определённой суммы денег в определённый срок.

Широко распространён, к примеру, коммерческий вексель на поставки товаров в кредит. Причём, получив вместо денег вексель, продавец товаров не прячет его в карман, а пускает в оборот: оплачивает им свои покупки или, скажем, продаёт его банку со скидкой от номинала (так называемый учёт векселей), если ему дос­рочно необходимы "живые деньги". В результате векселя начинают жить своей собственной денежной жизнью, ускоряя и повышая гибкость взаи­морасчётов, расширяя возможности кредитования в экономике.

Однако с развитием производства и торговли индивидуальные векселя (обязательства отдельных предпринимателей) множились, словно снежный ком, и уже не могли пользоваться всеобщим дове­рием. Именно в этих условиях на финансовую сцену в средние века выходят банкноты (от англ. banknote - банковский билет), то есть банковские (или кредитные) билеты, которые начали выпускать банки взамен учтённых (скупленных) ими индивидуальных векселей. Банкнот - уже гораздо более надёжный долговой документ и пред­назначенный для более широкого крута участников хозяйственных сделок. Это, как говорит Маркс, "вексель на банкира, по которому предъявитель в любое время может получить деньги", причём деньги полноценные - золото или серебро.

Примечательна дальнейшая история банкнотов. Поначалу их эмити­ровали любые банки. Однако позднее множественность банковских билетов и случаи их обесценения (из-за несостоятельности отдельных банкиров) за­ставили государства взять выпуск банкнотов под свой контроль (впервые в Англии, 1694 год). Банки были разделены на эмиссионные (с правом выпуска банкнотов) и неэмиссионные. Более чем век спустя, банк­ноты стали обретать силу законного платёжного средства и превращаться в национальные деньг,. в XX веке, с крушением золотого стандарта, они окончательно "сроднились" с казначейскими билетами, с которыми раньше их разделяло разное обеспечение (за банковскими билетами стояли товарные векселя и золото, за казначейскими - всего лишь воля правительства).

Банковские, и казначейские билеты - это государственные бу­мажные деньги, выпускать которые уполномочен единственный эмиссион­ный банк - центральный. Исчезает даже формальное различие между ними -надпись на купюре. Так, если в СССР в 1961-1991 годах билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей числились казначейскими, а 10, 25, 50 и 100 рублей - банков­скими, то всероссийские бумажные деньги образца 1998 года обозначены уже только как банковские билеты.

Что касается векселей, то их кредитно-расчётная суть не изме­нилась, а форма и практика применения постепенно "шлифовались" и законодательно совершенствовались. Поскольку векселя изначаль­но широко используются и во внешней торговле, многие государст­ва стремятся максимально сблизить и унифицировать свои законы о них. Так, в 1930 году группа стран заключила специальные Женев­ские конвенции, которые, в частности, ввели в действие Единооб­разный вексельный закон, регулирующий применение векселей.

Полноценные деньги долгое время господствовали пока их не стали вытеснять денежные знаки. При этом ряд столетий те и другие обраща­лись вместе. Вершиной их успешного "сотрудничества" явился так называемый золотой стандарт. Он сложился ещё в конце XVIII ве­ка в Великобритании, однако в своём полном, "классическом" виде укрепился в большинстве стран лишь в последней трети века XIX (в России - в 1897 году). Существование денежной системы с золотым основанием, к сожалению, было недолгим (около полувека): смер­тельно раненная Первой мировой войной 1914-1918 годов (война вызвала обильную бумажно-денежную эмиссию), эта система неук­лонно разрушалась и практически рухнула в 1930-х годах. По силе денежных позиций золота выделяют три главные разновидности золотого стандарта, или три его этапа .

Высшей, самой полной и наиболее совершенной его формой был золотомонетный стандарт, просуществовавший до начала Пер­вой мировой войны. В его основе - обращение золотых монет, ко­торые были главной формой денег и неограниченно чеканились го­сударственными монетными дворами для любых золотовладельцев - заказчиков. Золото свободно ввозилось и вывозилось из стран, вы­полняя роль мировых денег и надёжного резерва в международных расчётах. При этом исключалась инфляция, так как избыток золо­тых монет (по сравнению с потребностями товарно-денежного обо­рота) "сам" уходил из сферы обращения в сокровище.

Что касается бумажно-кредитных денег, то они также обраща­лись, но имели подчинённую роль и принудительный курс, по ко­торому свободно обменивались на золотые монеты. Для этого ка­ждое государство законодательно устанавливало у себя так называемый масштаб цен - золотое содержание национальной денеж­ной единицы. По нему же шли и международные расчёты.

Так, английский фунт стерлингов содержал округлённо 7,322 грамма золота, в то время как масштаб цен американского доллара составлял 1,505 грамма. Отсюда соответственно первый обменивался на второй в про­порции 1:4,87 (7,323:1,505 * 4,87). Российский рубль в тот счастливый золото-монетный период (1897-1914) представлял 0,774234 грамма чистого золота.

Война и послевоенный рост товарооборота привели к увеличе­нию бумажно-кредитной денежной массы и постепенному вытесне­нию ею золота из активного обращения. Нехватка золота для раз­мена на денежные знаки у большинства стран нарастала, и золотой стандарт пришлось использовать уже в очень урезанных формах. Так, Англия и Франция ввели золотослитковый стандарт. Он оставлял золото главным элементом денежной системы, но размен неполноценных денег существенно ограничивал. Денежные знаки разменивались лишь на золото в слитках (а не в монетах).

Между тем стандартный золотой слиток весил около 12,5 кг и требовал для своего обмена очень толстого кошелька. Поэтому постепенно золото ушло из розницы и использовалось только в оптовом и международном обороте (крупными бизнесменами и банками). Хотя слитки иногда покупали и мелкие тезавраторы  вскладчину, чтобы затем разделить их на части у ювелира.

Тезаврация (от греч. thesauros - сокровище) - накопление частными ли­цами золота (слитков и монет) как сокровища.

Ещё одной формой неуклонно угасающей золотой денежной системы стал золотодевизный стандарт. Здесь дензнаки больши­нства стран разменивались не на золото непосредственно, а на ту "избранную" иностранную валюту (девизы), которая, в свою оче­редь, была разменной на золото. Это вело к валютной зависимости одних стран от других. Причём последняя из валютной вскоре пре­вратилась в долларовую, а сам стандарт из золотодевизного в золотодолларовый (размен на золото только доллара США).

После разрушения золотого стандарта США ещё в течение почти четы­рёх десятилетий пытались сохранить хотя бы ограниченный обмен своего доллара на золото по стабильной цене 35 долларов за унцию. Другие страны в этот период стремились поддерживать определённые пропорции между сво­ими и американской валютами. Однако в 1971 году не выдержали и американцы. Их золотые резервы катастрофически таяли. Долларовая же масса за рубежом, "жаждущая" обмена на золото, стремительно росла. В этих услови­ях и был окончательно прекращён размен долларов на золото.

Девизы (от франц. devises - валюта) - платёжные средства (чеки, векселя, банкноты и пр.), используемые в международных расчётах и выраженные, как правило, в ключевых (резервных) валютах. » Резервные валюты - валюты ве­дущих стран (тогда главным образом Великобритании и США), которые цен­тральные банки других государств накапливают у себя и хранят (резервируют) для международных расчётов.

Так в XX веке произошла демонетизация золота: его "отстране­ние" от исполнения денежных функций. В современном обращении господствуют бумажно-кредитные деньги, а золото - почти обыч­ный, хотя и ярко блестящий товар, используемый главным образом для промышленных и тезаврационных целей.

Цена на золото устанавливается на мировом рынке в бумажных деньгах (обычно в долларах США за 1 его унцию) в соответствии со спросом и (гла­вное!) предложением (поэтому "золотоносные" страны стремятся согласовы­вать свои продажи металла, чтобы не допускать его резких "выбросов", нару­шений рыночного равновесия и "обвала" цены). Для наглядности: в первой половине 2000 года цена золота колебалась между 280 и 310 долларами, в настоящее время 1370 долларов. Банк России установил с 5 июня 2009г. новые учетные цены на драгоценные металлы: - золото - 960,20 руб./грамм;- серебро - 15,85 руб./грамм;

. Унция (лат. uncia, греч. ounkia) - (1) мера веса, распространённая до введе­ния метрической системы мер: в Древнем Риме = 27,166 г; в системе английских мер - 28,3495 г; русская аптекарская = 29,860 г; (2) современная весовая единица драгоценных металлов - тройская (монетная) унция = 31,1035г.

Не будем, однако, принижать и денежного значения золота. Золото остаётся особым финан­совым активом, ибо обладает довольно высокой ликвидностью: от­носительно легко и без серьёзных потерь обращается в "живые де­ньги". Этот драгоценный металл не носит "национальных мундиров", не зависит от обстановки в любой стране и всегда "покупателен".

Недаром в последние годы золотые мерные слитки (весом 5,10,20,50 и бо­лее граммов) продают-покупают и российские банки. Можно открывать и специальные металлические счета в золоте, используя их для обычных без­наличных расчётов в рублях. Такие вклады имеют двойную оценку: в грам­мах золота и в рублёвом эквиваленте по текущим ценам на этот металл.

При золотом стандарте деньги выполняли следующие функции:

1) Мера стоимости (выражение стоимости товара в деньгах);

2) Средство обращения (мимолетный посредник в обмене);

3) Средство платежа (при продаже товаров в кредит);

4) Средство накопления;

5) Мировые деньги.

В первую очередь деньги выполняют функцию меры стоимос­ти: измеряют стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, — ее цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требуются, поскольку продавец и покупатель товара устанавлива­ют его цену мысленно (идеально определяет стоимость в деньгах).

Цены товаров выражаются в известном количестве денежного товара - золота. Определенное весовое количество золота принимается за единицу его массы. Это количество золота, устанавливаемое государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Масштаб цен и его кратные части служат для измерения массы золота. Все це­ны товаров выражались в определенном количестве денежных еди­ниц, или, что одно и то же, в определенном количестве весовых еди­ниц золота. Так, в России денежной единицей стал рубль, весовое количество золота которого в 1897 г. было определено в 0,774254 г.

В функции средства обращения деньги выступают в качестве посредника в обмене товаров на деньги. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов и переходят из рук в руки, выполняя рассматриваемую функцию мимолетно. Это обстоятельство позволило в конечном счете заменить полноценные деньги неполноценными. Эта практика в дальнейшем привела к вы­пуску чисто номинальных, условных знаков стоимости, — бумажных денег в качестве заменителей металлических монет.

При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) деньги выполняют функцию платежного средства. Ими расплачи­ваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погаше­ния задолженности.

Долговые обязательства порождают новую форму денег — кре­дитную. Производитель, продавший товар в долг, получает от по­купателя вексель (долговое обязательство). Последний можно ис­пользовать вместо денег, чтобы расплатиться за вещь, купленную у третьего лица. Однако векселя используются ограниченно, по­скольку они даются под залог имущества собственника. Прочные га­рантии стали обеспечивать банки, которые обменивали векселя част­ных лиц на банкноты (или банковские билеты) с определенной вы­годой для себя.

Если продавец получает за свой товар деньги, однако сразу же не расходует их на покупку нужных ему вещей, то процесс обраще­ния прерывается. Тогда золотые монеты начинают выполнять функ­цию средства образования сокровищ: они накапливаются в качест­ве воплощения богатства вообще. Функцию сокровища могут выпол­нять слитки и изделия из золота.

В международной торговле осуществляется функция мировых денег: золото стало выступать в роли всеобщего эквивалента в хо­зяйственных взаимоотношениях всех стран.

Однако после мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. произошло колоссальное обесценение бумажных денег, которые, ес­тественно, перестали обменивать на золотые монеты. В результате золотой стандарт внутри государств перестал существовать. С дека­бря 1971 г. прекратился расчет между странами по долговым обяза­тельствам с помощью золота. Так завершилась эпоха товарных денег. На смену им пришли современные бумажные деньги. Это привело к изменению сущности, назначения и вида денег.

Современные денежные средства отличаются от товарных (осо­бенно золотых) денег рядом особенностей.

1. Товарные деньги имели действительную стоимость, поскольку на них затрачивалось эквивалентное количество труда. Нынешние бумажные деньги, по сути дела, не имеют внутренней стоимости. Этот знак стоимости никак не соответствует затратам на его изготовление. Например, в Англии каждая напечатанная банкнота досто­инством в несколько фунтов стерлингов обходится государству в 2 пенса (0,02 фунта стерлингов). В 1994 г. создание денежной ку­пюры достоинством в 10 000 руб. обходилось нашему государству в 25 руб.

2.  Как известно, товарные деньги по своей природе были естест­венным эквивалентом покупаемых на них товаров. Но современные денежные средства не соответствуют этой экономической природе. Сейчас под стоимостью денег подразумевается то количество това­ров и услуг, которое можно обменять на денежную единицу (рубль, доллар и др.). Но такое определение, скорее всего, не раскрывает су­ти дела. Неясно, пожалуй, главное. Почему же на бумажные деньги (не обеспеченные золотом и чем-либо вообще) сейчас можно приоб­рести любой товар, купить даже золотые вещи?

Вся искусственность современных денег состоит в том, что они представляют собой долговые обязательства государства, банков, сберегательных учреждений. Эти обязательства выполняют роль де­нег в результате принудительно-правовых мер государства. В зако­нодательном порядке государство подтверждает, что наличные деньги — это законное платежное средство (бумажные деньги долж­ны приниматься при уплате долга). Иначе говоря, деньги можно ус­ловно назвать свидетельством о «праве на получение товара».

3.  Как мы знаем, золотые монеты были способны нормально вы­полнять все свойственные им пять функций. Но отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег: средство образования сокровищ и мировые деньги. В современных условиях в определен­ной мере и по-своему выполняются три функции денег: мера стои­мости, средство обращения и средство платежа.

4.  Золотые монеты и размениваемые на золото бумажные деньги имели полную ликвидность — способность быть обмененными на то­вары и услуги. Ныне же денежные средства обладают разной ликвид­ностью, ибо с ними связаны разные долговые обязательства банков и государства. Такое различие положено в основу деления всей денеж­ной массы на связанные между собой агрегаты.

В ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации записано: «Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации»

Современные деньги — долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений, которые признаны за­конным платежным средством.

Денежные агрегаты (агрегаты — присоединенные части) — ви­ды современных денежных средств, которые применяются для де­нежного обращения и платежа. Они объединяют разные долговые обязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности. Эти присоединенные части последовательно включают все менее ликвидные агрегаты, которые предназначены для сохранения цен­ности денег.

В разных странах вся денежная масса делится на разные виды агрегатов, что во многом зависит от уровня развития кредитных от­ношений и денежного рынка. Наиболее распространены три денеж­ных агрегата, которые именуются Ml, M2 и МЗ. В России в Ml вхо­дят деньги, обладающие наибольшей ликвидностью (наличные день­ги, вклады населения в сберегательных и коммерческих банках до востребования, чеки, средства населения и предприятий на расчет­ных и текущих счетах). В М2 и МЗ включаются, как говорится, «по­чти деньги» — финансовые (денежные) средства, предназначенные для сохранения ценности (срочные вклады в сберегательных банках, облигации государственных займов и др.).

Поток обновления денежных средств не остановился на рубеже XXXXI вв. Он идет по следующим направлениям.

1. Путь к новым видам денег предполагает все более широкий переход от наличных денежных средств к безналичным. Сейчас в экономически развитых странах более 1/2 всего оборота денег соверша­ется без участия наличных денег. В этом случае клиенты банка (лица, пользующиеся его услугами) производят оплату сделок, взаимные рас­четы посредством перечислений денежных средств (в форме записей на их банковских счетах) с одного расчетного счета на другой.

2. Во все возрастающих масштабах применяются пластиковые деньги. Они используются как средство платежа для безналичных расчетов за товары и услуги, а также для получения наличных денег. Платежные карточки различаются по назначению, внешнему виду, способу применения и материалу изготовления.

В качестве примеров можно назвать некоторые виды пластико­вых денег:

•  кредитная карточка — это именной платежно-расчетный доку­мент в виде пластиковой пластинки, которую банк выдает своим вкладчикам для безналичной оплаты, а также для приобретения ими в кредит товаров и услуг в розничных магазинах. Карточка позволяет с помощью компьютерных устройств проводить необ­ходимые расчеты между банком и магазином, связанные с по­купкой товара;

•  международная карточка предназначена для использования в качестве платежного средства не только в пределах страны, но и за рубежом;

•  дисконтная карточка позволяет произвести скидку с цены това­ра или услуги (в установленном фирмой проценте) при оплате владельцем карточки дорогой покупки;

•  дебетовая карточка — платежная карточка, помогающая полу­чать наличные деньги в банкоматах (электронных банковских аппаратах самообслуживания), проводить безналичные расчеты.

3. Весьма перспективными являются электронные деньги. В ши­роком смысле слова — это система денежных расчетов, которые про­изводятся посредством использования электронной техники. Здесь имеется в виду такая схема безналичных расчетов, которая охватыва­ет банки, предприятия розничной торговли и бытовых услуг. Граж­дане и предприятия получают возможность с удаленных терминалов посылать в свои банки распоряжения об оплате товаров и услуг. Расчеты осуществляются посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ее автома­тической обработки.

«Электронные деньги, которые уже окрестили Е-деньгами, представляют собой простую запись в электронном файле, хранящемся в компьютере. Развитие Интернета и широкое применение персональных компьютеров позволяют людям при осуществлении сделок вместо чеков и наличных средств использовать Е-деньги. Такими Е-деньгами можно заплатить, их можно депонировать, или «закачать», на счет получателя через Ин­тернет, обозначив соответствующее назначение платежа: оплата по чеку, выплата пенсии, выплата дивидендов по акциям. Е-деньги можно снять, или «скачать», со счета через Интернет в оплату товаров и услуг широ­кого круга поставщиков».

Современные деньги имеют определенные достоинства и недос­татки по сравнению с товарными деньгами. Преимущества безналич­ных денежных средств состоят в том, что с их помощью можно удоб­нее и быстрее осуществлять рыночные сделки. Однако, будучи дол­говыми обязательствами государства, банков и сберегательных учреждений, новейшие денежные средства могут нормально осу­ществлять свои функции при решающем условии: если государство поддерживает неизменной покупательную способность.

В эко­номике страны необходимо соблюдение примерного равенства ме­жду товарной и денежной массами. В этом состоит главный смысл закона денежного обращения: количество денег в обороте должно со­ответствовать сумме цен всех реализуемых товаров.

Информация о работе Рынок