Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:49, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской частт РСФСР и республик Прибалтики.
Введение..............................................................................стр. 3
Глава I. Рынок труда: понятие, типология и структура.
1.1. Эволюция понятия рынка труда.................................стр. 4
1.2. Рынок труда и заработная плата................................стр. 5
1.3. Особенности товара «труд»........................................стр. 8
1.4. Типология и структура рынка труда..........................стр. 10
Глава II. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда..................стр. 13
2.2 Государственное регулирование рынка труда...............стр. 16
2.3 Правовое регулирование рынка труда..........................стр. 19
2.4 Деятельность профсоюзов............................................стр. 21
Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике...............стр. 23
Заключение.........................................................................стр. 27
Библиография......................................................................стр. 28
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых возникли существенные
сбои в воспроизводстве профессионально-
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет
анализ положения молодежи на российском
рынке труда. Его необходимость
обуславливается двумя
На молодежный возраст
приходятся главные социальные и
демографические события в
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди
уже в основном имеют определенную
квалификацию, некоторый жизненный
и профессиональный опыт. Они знают,
чего хотят, чаще всего уже имеют
собственную семью и
Снижение общего уровня жизни
населения привело к
Несмотря на кризис, в
экономике все больше ощущается
рост потребности в повышении
общеобразовательного уровня работников,
увеличивается спрос на профессиональное
образование. Если существующие в настоящее
время тенденции в
Таким образом, по мере развития
рыночных отношений и конкуренции,
ускорения перестройки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я попытался дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже
с уверенностью говорить о том, что
рынок труда это не только отношения
между наемными работниками как
субъектами предложения труда и
предпринимателями как
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
В работе был также поставлен
вопрос о необходимой степени
вмешательства государства в
рыночную экономику, и конкретно
в сферу трудовых отношений. Применительно
к странам с развитой рыночной
социально ориентированной
В нашей же экономике с
присущим ей крупным государственным
сектором и активным вмешательством
в рыночные процессы говорить о построении
эффективной социальной экономики
рано. Этому способствует и несовершенство
правовой базы, и налогового законодательства,
и коррупция в руководящем
составе, и сильный «теневой»
сектор. Словом, чтобы начать эффективно
решать проблемы на рынке труда, нужно
сначала реформировать все
Библиография:
1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1993г.
2. Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1992г;
3. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1996г.
4. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г., стр.233-248;
5. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г., стр.102-113.;
6. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997, стр.47-52;
7. Чернина Н. «О новой модели занятости.» «Российский экономический журнал», №11-12, 1996г., стр.50-59.;
8. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда.» «Экономист.», №8, 1996г., стр. 62-70.;
9. Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30, 1997г.
10. Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.» «Вопросы экономики.», №2, 1996г., стр.76-91.;
http://www.referat.ru/