Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:09, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.
Введение.
I. Рынок труда и его структура:
1. Сущность и специфика рынка труда.
2. Структура рынка труда.
3. Особенности рынка труда в России.
II. Причины и формы безработицы:
2.1. Сущность безработицы.
2.2. Причины и основные формы безработицы.
2.3. Факторы, способствующие безработице в
России
2.4. Методы борьбы с безработицей.
2.5. Социальные последствия безработицы в
России.
2.6. Прогноз уровня безработицы в России на
конец 2002 г.
III. Государственное регулирование занятости:
3.1. Государственная политика по регулированию
рынка труда.
3.2. Федеральная служба занятости России.
3.3. Биржи труда.
Заключение.
Библиографический список.
Реферат: Рынок труда и безработица в России
Название: Рынок труда
и безработица в России Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат Добавлен 21:32:04 21 июня 2005 Похожие работы Просмотров: 2980 Комментариев: 1 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать | ||
Министерство
образования РФ
Ивановский Государственный Энергетический Университет кафедра
“Экономики и управления” Курсовая работа по предмету “Экономическая теория” на
тему:
Выполнил: студент группы II-52 Бодайкин М.В. Проверил: Быстров
Ю.В. Иваново 2002 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Рынок
труда как экономическая Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест". Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Но рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника. В
толковании сущности категорий оплаты
труда и оплачиваемого Цель
данного исследования – показать
сущность рынка труда как необходимой
составной части рыночной экономики
и основные причины безработицы
в сегодняшних условиях, их взаимной
обусловленности. Структура работы
позволяет последовательно I.
РЫНОК ТРУДА И
ЕГО СТРУКТУРА 1.1.
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА
РЫНКА ТРУДА Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:
Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование:
1.3.
СТРУКТУРА РЫНКА
ТРУДА Главными
составными частями рынка труда
являются совокупное предложение, охватывающее
всю наемную силу, и совокупный
спрос как общая потребность
экономики в наемной рабочей
силе. Они составляют совокупный рынок
труда (рис. 1.1).
С
УС П Рис. 1.1. Совокупный рынок труда: С – совокупный спрос на труд; П – совокупное предложение труда; УС
– удовлетворенный спрос на труд. Таким
образом, та часть, которую образуется
путем пересечения совокупного
спроса и совокупного предложения,
носит название удовлетворенный
спрос на труд. Не пересекающиеся части
соответствуют текущему
рынку: ТР=СР-УС, где СР – совокупный рынок труда; ТР
– текущий рынок труда. Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:
Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п. Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).[1,c.79] Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис. 1.2):
Наемные работники Работодатели
Государство
Р Профсоюзы Организации работодателей
ис. 1.2. Система отношений
на рынке труда. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:
Конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от
Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы. В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:
Текущая
конъюнктура российского рынка
труда характеризуется Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них беспрепятственно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция – неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется
Для
полного функционирования рынку
труда требуется развитая инфраструктура.
Инфраструктура рынка
труда – это государственные учреждения,
негосударственные структуры содействия
занятости, кадровые службы предприятий
и фирм, общественные организации и фонды
и др., обеспечивающие наиболее эффективное
взаимодействие между спросом и предложением
на рынке труда. Инфраструктура призвана
регулировать отношения между работодателем
и работником по поводу цены рабочей силы,
условий труда, подготовки и переподготовки
работников, а также организовывать и
регулировать процессы защиты прав работодателей
и наемных работников на рынке труда. 1.4.
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА
ТРУДА В РОССИИ Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Однако существовавший в то время рынок труда был своего рода квазирынком – порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями, во многом существующими и поныне. Главное отличие нашего рынка труда – это наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточньми. Несмотря
на все эти трудности, можно надеяться,
что с нынешним квазирынком скоро
будет покончено. В 1995 г. на долю негосударственного
сектора экономики уже приходился 61% общей
численности занятых. В обстановке конкуренции
предприятия будут стремиться к оптимизации
состава и численности работников; а работники,
в свою очередь, получат возможность поиска
работы на наиболее выгодных условиях.
Но реализовано это может быть только
при создании подлинно конкурентной среды
на основе приватизации, при отмене регистрации,
препятствующей свободному передвижению
рабочей силы, при создании рынка жилья
и действенной системы содействия найму. II.
ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ
БЕЗРАБОТИЦЫ 2.1.
СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В
марксистской теории безработицу обычно
связывают с процессом В
западной экономической науке 2.2.
ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы. Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска". Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда. Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала. Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство. Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся. Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать. Оптимальная
безработица – это безработица,
уровень которой равен Таким
образом, безработица является характерной
чертой рыночной экономики. Она должна
быть поставлена в определенные рамки,
в пределах которых достигается
режим оптимального роста и состояние
экономической стабильности. 2.3.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
БЕЗРАБОТИЦЕ В
РОССИИ. Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
Здесь
перечислены далеко не все реально
существующие пути пополнения армии
потенциальных безработных. Под
неучтенными источниками 2.4.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ
С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. При
разработке федеральной и региональной
программой обеспечения занятости
населения необходимо учитывать
определенную специфику России исходя
при этом из неоднократно проверенного
факта: предотвратить безработицу
невозможно, но можно и нужно минимизировать
ее, одновременно смягчая социальные,
политические и нравственные последствия
неполного обеспечения В
социально - трудовой политике первоначально
превалировали меры, направленные на
выработку и реализацию механизмов,
облегчавших институциональные
перемены в собственности и структурные
сдвиги в экономике. Важнейшими из них
были поддержание доходов на минимальном
уровне и гарантии занятости в
условиях спада производства и роста
безработицы. В русле демократизации
общества было модернизировано Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги. В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда. Вместе
с тем увеличивалась Неуклонный
рост структурной безработицы Однако
безработица оказалась тем « Курс
на обеспечение возможно полной занятости
и предотвращение безработицы не
решал важнейшую задачу реформ -
повышение эффективности В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации. Обеспечение
занятости и массовая безработица
находятся под контролем Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала? Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта. Для
обеспечения свободы труда Давно
пора заменить архаичные и неэффективные
формы законодательного регулирование
труда, например, единый для всех размер
минимальной заработной платы и
ее индексации, которые из инструментов
социальной защиты на практике, в ситуации
бюджетного дефицита, превращаются в
государственные нормы Предстоит
признать приоритет социального
партнерства по закону над государственным
управлением трудом в его бюрократическом
исполнении. Поэтому необходимо ограничить
роль государства в обеспечении
занятости, включая отказ от глобальных
федеральных программ, попыток унифицировать
нормы и нормативы социальной
и экономической «защищенности»
от безработицы. Для этого необходимо
создать независимую от правительства
и местной администрации Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям. Однако,
в последнее время По
мере углубления реформ число безработных
должно возрастать в прямой пропорции
с повышением эффективности производства
и реальной оплаты за труд. Более
того, необходимо форсировать структурную
безработицу в соответствии с
реализацией программ реструктуризации
производства, создавая на ее базе мобильный
резерв рабочей силы, используемый
для интенсивного развития экономики.
Прежде всего следует стремиться
к поддержанию взаимосвязи 2.5.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
БЕЗРАБОТИЦЫ В
РОССИИ С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ. При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:
Оценивая,
безработицу как потери общества,
следует отметить также следующие
факторы экономической
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к. работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться. Наличие
безработицы усиливает агрессию
профсоюзов и их требования повышения
заработной платы, и тем самым
усиливает стимулы В
силу отмеченных причин, умеренная
безработица (3-7% от числа занятых) считается
необходимым спутником развития
рыночной экономики. [7,c.123] 2.6. ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА
КОНЕЦ 2002 г. На
конец июля 2002 г. численность безработных
в России составляла 5,45 млн. человек,
уровень безработицы – 7,6% экономически
активного населения. За январь-июль
2002 г. численность безработных Уровень
безработицы в России, рассчитанный
по методологии Международной Численность зарегистрированных безработных к концу года составит нескольким более 1,3 млн. человек, или 1,8% экономически активного населения. Такие
данные приведены в обзоре, подготовленном
министерством экономического развития
и торговли России.[9] III.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 3.1.
НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
РЫНКА ТРУДА Политика
регулирования рынка как
Государство на
рынке труда
Развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение Трудоустройство,
подготовка и переподготовка кадров Социальная поддержка
Рис.
3.1. Направления государственной
политики на рынке
труда. Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
К методам воздействия на занятость можно отнести:
Типы государственного воздействия на занятость:
3.2.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ЗАНЯТОСТИ РОССИИ В
настоящее время в России сложился
ряд направлений в Федеральная
служба занятости
России была создана в 1991 г. Основные
принципы работы российской службы занятости
населения соответствуют международной
практике. В настоящее время в России функционируют
более 2,5 тысяч центров занятости. В августе
1996 г. на базе трех социальных ведомств:
Министерства труда РФ, Министерства социальной
защиты населения РФ и федеральной службы
занятости – образовано Министерство
труда и социального развития России (рис.
3.2).[6,c.206] Содействие трудоустройству
Дополнительные
меры по содействию
занятости лиц, особенно
нуждающихся в
социальной защите,
включая квотирование
рабочих мест
Создание
новых и дополнительных
рабочих мест для
отдельных приоритетных
социальных групп
населения за счет
целевого субсидирования
работодателя
Служба
занятости Организация общественных работ и временной занятости населения
Содействие
самозанятости и предпринимательской
деятельности
Профессиональная
ориентация и консультирование
Обучение и переобучение безработных
Рис.
3.2. Приоритетные направления
служб занятости. 3.3.
БИРЖИ ТРУДА У Функции биржи труда Сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах Профориентация, переподготовка и трудоустройство населения Содействие
территориальной и Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости Контроль
за соблюдением трудового Постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ Рис.
3.3. Функции биржи
труда. Существуют
и другие формы коммерческих структур
в области организации ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рынок труда с его классическими признаками в российской экономике еще развит недостаточно. Свои позиции сохраняет госсектор со сформировавшимися в нем принципами занятости, подходам к оплате труда и профсоюзами как "школой коммунизма". Гарантий стабильной занятости, даже при относительной низкой заработной плате, госсектор уже не дает. Негосударственный
сектор экономики развивается БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
|
Выделяют следующие виды безработицы: