Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:05, доклад
Рынок и налоги - вот интереснейшая проблема сегодняшнего дня. Проблема интересна потому, что налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений.
Рынок и
налоги - вот интереснейшая проблема
сегодняшнего дня. Проблема интересна
потому, что налоги являются важным
инструментом регулирования рыночных
отношений.
В мировой
истории рынок прошел долгий и
тернистый путь. Отрицать или преуменьшать
роль этого экономического «долгожителя»
в развитии человеческой цивилизации,
по крайней мере, наивно.
Высоко развитый
рынок – это не хаос и разгул
стихии, а строгий порядок и
договорная дисциплина. С полным основанием
его можно назвать «укрощенным
хаосом», где одним из «укротителей»
выступает налоговая система.
Мировым сообществом
Казахстан признан государством
с развитой рыночной экономикой, но
уровня высокоразвитого рынка
Одним из направлений
достижения этой цели является создание
сбалансированной налоговой системы,
отвечающей интересам как государства,
так и общества в целом и
каждого налогоплательщика в отдельности.
Целью настоящей
статьи является анализ мнений отдельных
специалистов по проблеме налогообложения
в Казахстане и путях ее решения,
их обобщение и систематизация.
Тема исследования
достаточно хорошо освещена в отечественной
экономической литературе. Среди наиболее
известных отечественных теоретиков в
сфере налогов и налогообложения можно
назвать Худякова А.И. , Сейдахметову Ф.С.,
Бродского Г.М., а также авторский коллектив
Идрисова Э.К. и Ильясова К.К.
Прежде чем
говорить о проблемах налоговой системы,
определимся с основными понятиями: налог
и налоговая система.
Обстоятельно
трактуются эти понятия в работе
Худякова А.И. «Налоги: понятие, элементы,
установление, виды». Этой теме он посвящает
целую главу. Анализируя различные
определения налога в работах зарубежных
авторов, он выводит следующее определение:
«Налог- это установленный государством
в лице уполномоченного органа в одностороннем
порядке и в надлежащей правовой форме
обязательный денежный или натуральный
платеж в доход государства, производимый
субъектом налога в определеннее сроки
и определенных размерах, носящий безвозвратный,
безэквивалентный и стабильный характер,
уплата которого обеспечивается мерами
государственного принуждения» [1]. Понятие
налоговой системы, употребляемое Худяковым
А.И. в своей работе, близко по содержанию
к определению налоговой системы, которое
дает Сайдахметова Ф.С.: «Налоговая система
(от греч. Systema- целое, составленное из частей,
соединение) - это определенная целостность
или комплекс, состоящий из совокупности
налогов, находящихся во взаимодействии
друг с другом с целью обеспечения интересов
налогоплательщиков и государства» [2],
и называет составляющие части этой системы:
законодательная и нормативная база; методы
построения и взимания налогов и других
обязательных платежей в бюджет; виды
и формы проведения налогового контроля;
организации, в функции которых входит
взимание налогов и других обязательных
платежей , с которыми, в общем-то, нельзя
не согласится.
Проект ныне
действующего Налогового кодекса достаточно
активно обсуждался на страницах прессы.
Особую активность
проявили представители исполнительной
и законодательной ветвей власти.
Так, в № 1 за 2001 год «Финансы Казахстана»
в рубрике «Налоги: теория и практика»
опубликованы точки зрения Есенбаева
М. (занимавшего пост министра финансов
РК), Байжанова У. (занимавшего пост вице-министра
МГД РК), Нысамбаева Е. (занимавшего пост
начальника управления юридического департамента
МГД РК), Нурумова А. (члена Счетного комитета
по контролю за исполнением государственного
бюджета). Статьи вышеназванных авторов
во многом дублируют друг друга, особенно
в части преимуществ нового Налогового
кодекса, по сравнению с налоговым законодательством
1995 года. Наиболее общая точка зрения изложена
в статье «Налоги - плата за цивилизацию»
Есенбаева М. Автор статьи подчеркивает,
что «при разработке нового Налогового
кодекса не ставилась цель коренного реформирования
действующей налоговой системы. Экономическая
основа, заложенная в законодательстве
1995 года, установленные принципы налогообложения
остаются неизменными. Таким образом,
в совершенствовании налогового законодательства
соблюдаются главные условия - стабильность
и преемственность». По мнению Есенбаева
М., совершенствование налогового законодательства
в РК выразилось в уточнении отдельных
положений, связанных с определением базы,
изменении ставок, упрощении порядка налогообложения
для отдельных категории налогоплательщиков,
упорядочении некоторых льгот. Он считает
новый закон более либеральным по отношению
к налогоплательщикам, в качестве нововведения
в этой области им приводится:
- возможность
определения реальной базы
- более либеральная
шкала налогообложения индивидуальным
подоходным налогом;
- снижение
ставки социального налога.
Также Есенбаев
М. считает, что новый Налоговый
кодекс содержит нормы, стимулирующие
создание новых производств, приводит
конкретные примеры. Таким образом,
недостатков в одной из составляющих частей
налоговой системы в налоговом законодательстве
Есенбаев М. не находит. Однако ряд приоритетных
задач, требующих решения, он все же выделяет.
В их числе:
- оптимизация
налоговой системы (достижения
баланса интересов государства и хозяйствующих
субъектов);
- усовершенствование
налогового администрирования,
Анализируя
рассмотренные выше направления, необходимо
отметить, что общая цель их сторонников
- это адекватные налоговые поступления,
позволяющие исполнение всех государственных
обязательств перед обществом. Да и понятна
их точка зрения: защита интересов государства
– их работа. В этой связи интересно мнение
тех, кто находится «по ту сторону баррикад».
Так, экономист
Дюсенбаев Н. считает, что «налоги
- лекарство, но не панацея» [3], и связывать
выполнение обязательств государства
перед обществом только с налоговыми
поступлениями не совсем правильно
и даже несколько рискованно. Так, Дюсенбаева
Н. возмущает тот факт, что в Казахстане
в виде налоговых сборов изымается до
70% доходов налогоплательщиков, в то время
как мировой опыт показывает, что общая
сумма налогов, взимаемая государством,
не может превышать 40%. Особое недовольство
он выражал в отношении ставки социального
налога в 37% и пенсионного отчисления в
10%. Поскольку статья публиковалась 4 года
назад, т.е. до принятия налогового кодекса,
то ряд ее положений, безусловно, устарел.
Тем не менее, приведенные выше данные
важны с позиции того, что Правительство
РК «не дремлет, а продолжает совершенствовать
налоговую систему, в первую очередь, идя
на уменьшение налогового пресса». Так,
в настоящее время ставка социального
налога существенно снижена, и с 01.01.2004
года при исчислении социального налога
применяется регрессивная шкала, по которой
налогоплательщик может снизить налоги
от 20% до 7%. Практически выдержан и мировой
стандарт об общей сумме налога. Однако
ряд проблем, выделенных в статье Дюсенбаева
Н., продолжает иметь место, в том числе:
- непродуманность
системы дифференцированного
- применение
НДС (автор ратует за
- -недостаточность
льгот для малого бизнеса, в
том числе, для крестьянских (фермерских)
хозяйств.
По мнению
Дюсенбаева Н., налоговая система РК нуждается
в следующих нововведениях:
- во-первых,
должна быть выработана
- во-вторых,
введение дифференцированного подхода
к налогоплательщику, учитывающее сферу
его деятельности;
- в–третьих,
должна быть установлена
Налог - лекарство,
но не панацея. Эту мысль давно усвоили
в развитых странах мира, в которых используется
регулирующая функция налоговой системы.
Касаясь проблемы
уклонения от уплаты налогов (причем,
массового), нельзя не согласиться с
мнением бывшего председателя Мажилиса
Парламента РК М. Оспанова, который писал:
«Отсутствие серьезных научно-теоретических
разработок в области налоговых отношении
и управлении налогами, слепое копирование
западного быта без глубокого анализа
его использования в конкретных условиях
современного Казахстана привели сегодня
к тому, что вновь принятый Налоговый кодекс
(речь идет об указе Президента РК от 24.04.1995
года «О налогах и других обязательных
платежах в бюджет»- авт.) насквозь пропитан
отрицательным отношением налогоплательщику
как к заведомому злоумышленнику - потенциальному
нарушителю налогового законодательства,
и поэтому ориентирует не на сотрудничество
с ним, а на превентивное выявление и беспощадное
пресечение якобы задуманных им правонарушений»
[4].
Применительно
к Налоговому кодексу, принятому 12.06.2001
года, необходимо отметить, что он еще
более ужесточает отношения к налогоплательщику.
Так в чем
же причина этого уклонения? По мнению
Худякова А.И. и Бродского Г.М., «мы
имеем дело с реализацией на практике
теории А. Лаффера, согласно которой развитие
теневой экономики имеет обратную связь
с налоговой системой, т.е. увеличение
налогов увеличивает размеры теневой
экономики, легальное и нелегальное укрытие
от налогов, при котором большая часть
имеющегося дохода не декларируется и
скрывается от налогообложения» [5].
Далее авторы
определяют «виновника» этих явлении
и предлагают: «борьбу с уклонением
от уплаты налогов надо начинать с
совершенствования налоговой
Опыт развитых
стран мира в области налогообложения
достаточно глубоко представлен
в статье Лесбекова Г. «Анализ
тенденции развития налоговых систем
развитых стран и особенностей функционирования
основных налогов в РК». Работа интересна
тем, что автор не только описывает налоговые
системы других государств, но и рассматривает
основные тенденции развития некоторых
важных налогов в развитых странах, показывает
на основе их анализа множество позитивных
функции и некоторые позитивные черты.
Основной вывод, который можно сделать
на основании статьи Лесбекова Г., заключается
в том, что накопленный зарубежными странами
опыт применения и развития налоговых
систем для обеспечения финансового благополучия
и регулирования экономики имеет большое
практическое значение для Казахстана
и может быть использован при формировании
его бюджетной и налоговой политики.
Характеризуя
налоговую систему Казахстана на
современном этапе, необходимо отметить,
что за четыре с небольшим года, с момента
введения нового Налогового кодекса, сделано
достаточно много в области совершенствования
налогового законодательства - основного
звена налоговой системы. В целом, специалисты
дают высокую оценку действующему Налоговому
кодексу. Но, к сожалению, на практике случается
так: «гладко на бумаге, но забыли про овраги».
Даже самый совершенный закон не будет
действовать без создания определенных
условий для его реализации.
Налоговая
система призвана выполнять три важных
функции:
- фискальную,
с помощью которой образуются
государственные денежные
- экономическую,
участвующую в
- контрольную,
благодаря которой
По мнению
Сейдахметовой Ф.С., «все функции
в органическом единстве определяют
эффективность налоговой
Однако действующая
налоговая система впечатления слаженной
системы всех функций, которые действуют
в органическом единстве, не производит.
Такой вывод можно сделать, анализируя
работы вышеназванных специалистов.