Рынок и его роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность и его роль в общественном процессе.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития рынка, его сущность и признаки;
2. Изучить функции, структуру и типы рынка, а также роль рынка в общественном производстве;
3. Проанализировать современную рыночную экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика рынка…………………………………………………..5
1.1 История развития рынка……………………………………………………...5
1.2 Сущность рынка………………………………………………………………7
1.3 Признаки рынка……………………………………………………………...10
2 Функции, структура и типы рынка. Роль рынка в общественном производстве……………………………………………………………………..12
2.1 Функции рынка………………………………………………………………12
2.2 Структура рынка……………………………………………………………..15
2.3 Типы рынка…………………………………………………………………..21
2.4 Роль рынка в общественном производстве………………………………...24
3 Современная рыночная экономика…………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая-рынок и его роль.doc

— 152.50 Кб (Скачать)
>       Второй  критерий: по субъектам:

       - рынок покупателей;

       - рынок продавцов;

       - рынок государственных учреждений,

       - рынок промежуточных продавцов посредников.9

       На  рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

       Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

       Рынок государственных  учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

       Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

       Третий  критерий: по географическому положению:

       - местный (локальный) рынок;

       - региональный рынок;

       - национальный рынок;

       - мировой рынок.

       Мировой рынок - это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень.

       Четвертый критерий: по уровню насыщения:

       - равновесный рынок;

       - дефицитный рынок;

       - избыточный рынок.

       Пятый критерий: по степени зрелости:

       - неразвитый рынок;

       - развитый рынок;

       - формирующийся рынок.

       Шестой  критерий: по степени ограниченности конкуренции:

       - свободный рынок;

       - монополистический рынок;

       - олигополистический рынок;

       - смешанный рынок.

       Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:

       - легальный рынок;

       - нелегальный («черный» и «серый») рынок.

       Восьмой критерий: по отраслям:

       - автомобильный рынок;

       - компьютерный рынок и т.д.

       Девятый критерий: по характеру продаж:

       - оптовый рынок;

       - розничный рынок.

       Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:

       - замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

       - насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

       - рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

       - смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

       Рыночная  инфраструктура представлена на рисунке №2.

       Рис.№2 - Рыночная инфраструктура.10 
 

2.3 Типы рынка

       История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.

       Неразвитый  рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

       Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

       1) неограниченное число участников  рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

       2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

       3) абсолютная мобильность факторов  производства; неограниченная свобода  передвижения капитала;

       4) наличие у каждого участника  абсолютно полной информации  о рынке (о норме прибыли,  спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

       5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

       6) ни один участок свободной  конкуренции не в состоянии  оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

       7) цены устанавливаются стихийно  в ходе свободной конкуренции;

       8) отсутствие монополии (один производитель), монополии (один покупатель) и государственного регулирования.

       Регулируемый  рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

       Основные  черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:

       1) отсутствие многочисленных рыночных  субъектов, организующих свою  хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

       2) чрезмерная централизация в распределении  товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

       3) монополизм производителя и торговца;

       4) несбалансированность спроса и  предложения, которая с каждым  годом возрастает;

       5) чрезмерный рост цен, безудержная  инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;

       6) расцвет теневой экономики, «серого»  и «черного» рынков;

       7) попытка усиления региональных  рынков, разгул центробежных сил;

       8) расцвет бартерных сделок вместо  более развитых торгово-денежных отношений;

       9) деформация экономических интересов  субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

       10) отсутствие у потребителя права выбора товара.11

       Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать  болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:

       - наличие в экономике разнообразных  форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия, всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции (если производителей 4-5 - это олигополия, если 1-2 - монополия, что может сдерживать развитие рынка);

       - обеспечение свободы хозяйственной  деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размешать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа;

       - формирование механизма свободного  ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок, как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;

       - свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка мощностей - это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

       - полнота и доступ к информации  о состоянии рынка всех хозяйственников;

       - наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;

       - сохранение наряду с распространением  рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;

       - последовательная интеграция национальной  экономики в систему мирохозяйственных связей;

       - обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.12

2.4 Роль рынка в общественном производстве

       Из  сущности рынка и его функций  логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

       Роль  рынка в общественном производстве сводится к следующему:

       1.Выдавать  сигнал производству с помощью  обратных «первичных» связей: что,  в каком объеме и какой структуре  следует производить.

       2.Уравновешивать  спрос и предложение, обеспечивать  сбалансированность экономики.

       3.Дифференцировать  доходы товаропроизводителей в  соответствии с эффективностью  их работы и нацеленностью  на покрытие рыночного спроса.

       4.«Санитарная»  роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

       Такова  сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально – философское понятие. Как результат естественно – исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рынок и его роль