Рынок, функции рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:35, реферат

Описание работы

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией Медведева В. и Абалкина Л. дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....................................3
1. Понятие и сущность рынка………………………………………….………………………..….4
2. Функции рынка……………………………………………………………………………….…..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………….…8

Работа содержит 1 файл

Рынок, функции рынка.docx

— 23.65 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

     «БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

     Кафедра гражданского права и процесса 
 

     Реферат по дисциплине  “Экономическая теория ” 

     Тема: Рынок, функции рынка 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Подготовил  студент

     2 курса группы ЭТ-22

     Байрамов  Чингис 
 
 
 
 

     Барановичи, 2011

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....................................3

1. Понятие и сущность рынка………………………………………….………………………..….4

2. Функции рынка……………………………………………………………………………….…..6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………….…8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

      Рынок - обязательный компонент товарного  хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного  производства. Объективная необходимость  рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием  общественного разделения труда  и экономическим обособлением субъектов  рыночных отношений. Эти условия  зарождались и развивались как  единое целое, как единый процесс  взаимодействия производства и сбыта  продукции.

      Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии  под редакцией Медведева В. и Абалкина Л. дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения".

      Самуэльсон  П. определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д. 

      На  экономическом рынке постоянно  совершаются революции. Выросли  цены на мясо и другую продукцию  животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи  с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров  и производимых услуг.  
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и сущность рынка 
 

      В самом общем виде рынок – это  система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

      Более конкретно рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

      Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный “поток” купли-продажи.

      Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

      Рынок как самостоятельное образование  включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

      Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

      Не  менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую – стадийную (например, прядильная фабрика).

      Улучшение, совершенствование производственного  профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной  и технологической специализации  ведут к расширению производственных связей – кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

      Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

      Причиной  формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.

      Кроме того, причина становления рынка  кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Функции рынка 
 

      Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

      Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях. К важнейшим  функциям относятся:

      • функция саморегулирования товарного  производства. Она проявляется в  том, что при росте спроса на товар  производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

      • стимулирующая функция. При понижении  цен производители сокращают  производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем  внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации  труда;

      • функция установления общественной значимости произведенного продукта и  затрат труда. Однако эта функция  может действовать в условиях бездефицитного производства (когда  покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

      • регулирующая функция. С помощью  рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

      • функция демократизации хозяйственной  жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия  происходит освобождение общественного  производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого  осуществляется дифференциация товаропроизводителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Анализируя  вышеприведенный аналитический  материал, можно прийти к следующим  теоретическим обобщениям:

      1. Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.

      Более конкретно рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

      2. Рынок как самостоятельное образование  включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

      3. К важнейшим функциям рынка  относят:

      • функция саморегулирования товарного  производства;

      • стимулирующая функция;

      • функция установления общественной значимости произведенного продукта и  затрат труда;

      • регулирующая функция;

      • функция демократизации хозяйственной  жизни, реализации принципов самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1.  Базылев, Н. И. Экономическая теория / под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999
  2. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика, № 1, 1994
  3. Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30,  1997г.
  4. Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю.  Работа есть работа, работа есть всегда... // Коммерсантъ, № 21, 1994
  5. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда.» «Экономист.», №8, 1996г., стр. 62-70.;
  6. Майбурд Е.М. «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1996г.
  7. Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1992г;
  8. Райзберг Б. А. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999
  9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» Москва, 1993г.
  10. Чепурина М.Н. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г., стр.233-248;
  11. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика 1992  
  12. Экономическая теория- Мн.: “НТЦ АПИ”, 1998.

Информация о работе Рынок, функции рынка