Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике. Эта является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В переходной экономике, в частности в России, такая функция ценных бумаг складывается не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы построения рынка ценных бумаг 4
1.1 Сущность и функции рынка ценных бумаг 4
1.2 Основные инструменты рынка ценных бумаг
(виды ценных бумаг) 8
1.3 Участники рынка ценных бумаг 13
2 Фондовый рынок 19
2.1 Сущность фондового рынка 19
2.2 Деятельность фондовой биржи 22
2.3 Формирование общероссийского фондового рынка 24
3 Состояние Российского рынка ценных бумаг на современном этапе 28
3.1 Возникновение и развитие рынка ценных бумаг 28
3.2 Состояние рынка ценных бумаг в настоящее время 31
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_na_peredelke.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2.2 Деятельность фондовой биржи

 

Биржа - это организация, выступающая посредником между  разного рода покупателями и продавцами на рынке, контролирующая законность совершаемых сделок и являющаяся гарантом выполнения обязательств сторонами.

Фондовая биржа производит несколько очень важных функций:

она открывает фирме  доступ к заемному капиталу, причем не к займам в банковской сфере, а посредством выпуска ценных бумаг. В этом случае фирма не зависит от сроков выплаты процента, на ее решениях не отражается кредитоспособность банка. При этом заемный капитал становится собственным капиталом фирмы;

фондовая биржа служит важным каналом для размещения государственных ценных бумаг. Через нее происходит управление внутренним государственным долгом;

через фондовую биржу  происходит перелив капитала фирмы  из одной сферы деятельности в другую. Фирма управляет своим портфелем ценных бумаг;

биржа служит своеобразным барометром деловой активности. Это  производится с помощью специально рассчитанных индексов конъюнктуры. Такими индексами, например являются “индекс Доу-Джонса” (Нью-Йоркская фондовая биржа), “индекс Никкеи” (Токийская фондовая биржа), “индекс Американской фондовой биржи”, не так давно появившийся российский фондовый индекс “Ak&M”. Индекс “РТС”, распространяемый агентством Рейтер. По индексам можно судить о текущем состоянии национальной и мировой экономики, составлять экономические прогнозы. (Как уже упоминалось, вследствие отсутствия достаточно крупных капиталов в России, по индексам “Ak&M” и “РТС” можно скорее судить об активности зарубежных инвесторов, чем российских и более о стабильности политической, нежели экономической ситуации в стране, отношении к ней Запада);

фондовая биржа является одним из встроенных в систему  товарно-денежных отношений экономических стабилизаторов, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие хозяйственного механизма;

многие ценные бумаги, реализуемые на бирже, являются “вторыми деньгами”, имеющими то немаловажное преимущество, что они приносят прибыль. Если владелец ценной бумаги нуждается в денежной наличности, то он мгновенно получит требуемую сумму, продав эту бумагу на бирже (отсюда и название).

Рисунок А.3 – Фондовая биржа. Операции, выполняемые на фондовых биржах.

 

По форме капитала биржи делятся на частные (акции  биржи принадлежат частным лицам) и государственные (велика доля государства в капитале). В России чаще всего они - закрытые АО (так что владельцы акций бирж не могут свободно их продавать и покупать). Многие биржи ограничивают права своих акционеров по приобретению своих акций, например, не разрешается приобретать акций более, чем на 20% от уставного фонда. Это делается для того, чтобы не допустить попыток захвата контроля над биржей еще в момент ее создания. Также далеко не каждый желающий может купить и акции биржи у их владельцев. Все операции с ними возможны только с согласия Совета Директоров биржи. Сложность этих операций призвана обеспечить максимальную надежность и законность сделок (т.к. биржи очень дорожат своим именем), заключаемых на бирже, путем отсеивания случайных лиц, чтобы все постоянные участники биржи имели безупречную репутацию и были кредитоспособны.

Так как фондовая биржа объединяет в себе многие характеристики, свойственные другим видам биржи и при этом имеет свои собственные характерные особенности, то стоит рассмотреть ее подробнее, причем большинство того, что верно для фондовой биржи, будет применимо и для бирж других типов.

Как биржа оперирует  с ценностями, так на фондовой бирже  ведется торговля их разновидностью - фондовыми ценностями.

 

2.3 Формирование общероссийского фондового рынка

 

Формирование отечественного фондового рынка стало одновременно и следствием экономических реформ, и фактором усиления динамизма рыночных отношений. Вектор его развития свидетельствует о кардинальных изменениях в организации и регулировании фондовых процессов, обусловленных появлением различных форм собственности, увеличением числа и многообразия субъектов фондовых отношений, растущей конкуренцией на рынках капитала, изменением характера институциональной среды, формированием качественно нового статуса государства на рынке ценных бумаг, развертыванием глобализации.

В свою очередь, развитие экономических отношений на фондовом рынке, растущий профессионализм субъектов фондового процесса требуют разработки действенных инструментов формирования и согласования их экономических интересов, адекватного современным условиям хозяйствования.

Особенности становления  и развития экономических отношений  на отечественном фондовом рынке в условиях трансформации экономики отражены в трудах: Б. Алехина, Л. Игониной, Е. Семенковой, Я. Миркина, М. Алексеева, В. Овчинникова, В. Колесникова, Н. Кузнецова, Ю. Данилова, Ю. Сизова, О. Хмыза и др.

Проблема формирования и согласования экономических интересов основных субъектов фондовых отношений в российской действительности остается еще недостаточно разработанной. Отсутствие глубоких исследований в данной области обозначает значимость проведения подобных исследований, учитывающих особенности современного этапа рыночных преобразований экономики России.

Задача превращения  этих средств в инвестиции стоит  давно и понятна многим, но пути ее решения остаются далеко не очевидными. Так, леворадикальной частью Думы был проведен закон № 116 ФЗ от 20.06.1998 г. «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление физическими лицами доходам», который по существу, прямо запрещает хранить дома денежные средства свыше некой минимальной суммы, а, значит, невольно (или сознательно) превращает если не всю, то большую часть населения в невольных преступников.

Другой путь является более сложным и трудоемким, но более перспективным и единственно приемлемым. Это восстановление доверия к финансовым институтам и в первую очередь, к государству.

На сегодняшний  день, существующее регулирование деятельности, связанной с инвестированием подталкивает к концентрации сбережений  через банки и инвестиционные фонды, но доверие к этим финансовым посредникам по сути утрачено, поэтому более реальным было бы узаконить прямые инвестиции, которые тем или иным путем осуществляются, но уже за рамками законодательства.

Примером таких  инвестиций может служить кредитование своих знакомых, занимающихся мелким бизнесом.

Прямые инвестиции предполагают непосредственное, без  посредников, финансирование предприятий инвестором. К примеру, в США до половины всех граждан являются акционерами тех или иных компаний, т.е. напрямую финансируют реальный сектор.

Опыт привлечения  таких инвестиций существует в Москве, где работает фондовый центр для  населения и имеется программа  расширения сети фондовых магазинов. К сожалению, этот опыт пока не получи должного распространения.

Основными препятствиями на реализации этого пути стоят уже названый выше закон о госконтроле за расходами и налоговое законодательство. Последнее просто-напросто ставит запреты на получение доходов по ценным бумагам, вводя трехкратное налогообложение.

Вторым наиболее перспективным направлением является развитие систем электронной (в том числе через Интернет) торговли, которое становится все более популярным в развитых странах. Здесь важную роль играет юридическая поддержка таких инструментов, как электронный документ, электронная подпись, электронная система торговли и заключенная через нее сделка. Определенная нормотворческая работа в этом направлении уже ведется. Удешевление и повышение надежности этих систем способны радикально изменить ситуацию на рынке мелких сделок и привлечь много новых мелких инвесторов.

Другим следствием явится демократизация размещения, которая  позволит ослабить позиции монополистов -  инвестиционных банков и снизить  стоимость их услуг. Еще один резерв использования рынка – развитие неэмиссионных ценных бумаг. Сегодня они представлены в основном векселями, которые зачастую используются в сомнительных финансовых схемах. В то же время потенциал этой группы ценных бумаг явно недооценен. Привлекательность их заключается в том, что они способны придать ликвидность нестандартным  формам кредитных контрактов.

Сегодня ввиду  особенностей отечественного бизнеса  формы отношений, выработанные в мировой, в первую очередь западной, практике, оказываются плохо приспособленными к отечественным реалиям. Неэмиссионные ценные бумаги, не ориентированные на массовые эмиссии, позволят привлечь средства для финансирования относительно небольших предприятий, стабилизировать товарные и финансовые потоки в экономике, разрешить проблемы государственных закупок и т.д.

 

  1. Состояние Российского рынка ценных бумаг на современном этапе

3.1  Особенности развития рынка ценных бумаг в России

Особенность развития рынка ценных бумаг в РФ в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска ценных государственных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. Последнее требует особого краткого исторического рассмотрения. Известно, что следом за выигрышными 3%-ными облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5%-ные облигации для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли должного спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц). Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда Государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует  отметить, что в Центральному банку  необходимо было создать свой рынок  ценных государственных бумаг, его  структуру и классификацию ценных государственных бумаг. Это необходимо, прежде всего, для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует учесть опыт ряда ведущих западных стран.

В начале 90-х гг. рынок  ценных бумаг не был цельным единым организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг РФ был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым). Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии;

объектом реализации на первичном рынке должны были стать  не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.

Фондовые биржи также  нуждались в определенных структурных  изменениях. Их деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РФ новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя, таким образом, первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено, прежде всего, огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования  рынка ценных бумаг являлось его  правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что основные документы и инструкции по рынку ценных бума(14 Положений Правительства) были приняты в конце декабря 1991 г. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

Цель коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика-инвестора  от всякого рода махинаций и мошенничеств.

Крупные скандалы в России на рынке  ценных бумаг летом и осенью 1994 г. показали, что принятые положения  о ценных бумагах и бирже 1991 г  оказались неэффективными для регулирования  рынка. Это привело к большим финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов. Именно это обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента Российской Федерации

Информация о работе Рынок ценных бумаг