Рынок ценных бумаг в России.
В России государственное регулирование
рынка ценных бумаг осуществляется
в соответствии с Федеральным
законом «О рынке ценных бумаг» от
22 апреля 1996 г.
Регулирование рынка осуществляется
путем:
- установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка;
- регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии;
- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка;
- создания системы защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг.
Эмитент — организация, выпустившая ценные бумаги
для развития и финансирования своей деятельности;
юридическое лицо, разработавшее и выпустившее
электронное устройство или другое специальное
средство (микросхему, чип, программу и
т. п.)
Органом исполнительной власти
по проведению государственной
политики в области рынка ценных
бумаг в России, контролю за деятельностью
профессиональных участников рынка и
определению стандартов эмиссии является
Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг (ФКЦБ). Федеральная комиссия осуществляет
свою деятельность через полномочные
территориальные органы. Полномочия ФКЦБ
России не распространяются на процедуру
эмиссии долговых обязательств Правительства
РФ и ценных бумаг субъектов России.
Основными функциями ФКЦБ являются:
- разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;
- координация деятельности федеральных органов по регулированию рынка ценных бумаг;
- разработка стандартов эмиссии ценных бумаг, включая проспекты эмиссии;
- установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к размещению;
- установление обязательных требований к порядку ведения реестра и процедур лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- выдача и аннулирование лицензий на осуществление деятельности;
- контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка и саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
- информирование о выпусках ценных бумаг и о профессиональных участниках рынка и др.
Установление обязательных
требований к деятельности осуществляется
путем строгой регламентации
видов деятельности профессиональных
участников рынка. Несмотря на
то что эмитент и владелец ценных бумаг
не являются профессиональными участниками
рынка, для них установлен ряд требований,
касающихся главным образом обязательств
о раскрытии информации о ценных бумагах.
В государственном регулировании
рынка ценных бумаг можно выделить
три основных направления.
1. Выработка определенных правил,
регулирующих эмиссию и обращение
ценных бумаг и деятельность профессиональных
участников рынка ценных бумаг, а также
контроль за соблюдением действующих
в стране соответствующих нормативных
актов.
2. Выдача лицензий органами
государственной власти на право
заниматься каким-либо видом деятельности
на рынке ценных бумаг. В
России лицензирование осуществляется
ФКЦБ или органами, уполномоченными
ею на основании генеральной
лицензии.
3. Налогообложение доходов от
операций с ценными бумагами.
Воздействие на рынок ценных
бумаг государство оказывает
с помощью системы налогообложения,
введения системы налоговых льгот
и санкций. Плательщиками налога
на доходы от операций с
ценными бумагами являются все
отечественные и иностранные
юридические и физические лица,
совершающие сделки купли-продажи
ценных бумаг, в результате
которых они получают дополнительные
доходы. Объектом налогообложения
являются регистрация проспекта
эмиссии ценных бумаг и операции,
направленные на возникновение
имущественных прав в отношении
этих ценных бумаг, зафиксированные
в цене договора.
Помимо государственного регулирования,
координация действий профессиональных
участников рынка ценных бумаг
может осуществляться и саморегулируемыми
организациями. В России такой организацией
признается добровольное объединение
профессиональных участников рынка ценных
бумаг, действующих в соответствии с федеральным
законом на принципах некоммерческой
организации с целью регулирования определенных
аспектов рынка на основе государственных
гарантий поддержки, выражающихся в присвоении
им государственного статуса саморегулируемой
организации. Саморегулируемая организация
должна быть учреждена не менее чем десятью
членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая
организация устанавливает обязательные
для своих членов правила профессиональной
деятельности, стандарты проведения операций
с ценными бумагами и осуществляет контроль
за их соблюдением. В настоящее время в
России действуют две такие организации.
Это Национальная ассоциация участников
фондового рынка (НАУФОР), контролирующая
осуществление участниками брокерской
и дилерской деятельности, и Профессиональная
ассоциация регистраторов, трансфер-агентов
и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в
лицензировании регистраторов и контроле
за их деятельностью.
Регистрация выпусков ценных бумаг
определена в качестве процедуры
ее эмиссии. Процедура эмиссии ценных
бумаг включает следующие этапы:
- принятие эмитентом решения о выпуске;
- регистрация выпуска;
- размещение ценных бумаг;
- регистрация отчета об итогах выпуска.
Для регистрации выпуска ценных
бумаг эмитент обязан представить
в регистрирующий орган (перечень регистрирующих
органов устанавливается ФКЦБ) несколько
документов: заявление на регистрацию,
решение о выпуске ценных бумаг,
проспект эмиссии, копии учредительных
документов и т.д.
Все виды профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг осушествляются
на основании специального разрешения
— лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными
ею органами. Органы, выдавшие лицензии,
контролируют деятельность профессиональных
участников рынка и принимают решение
об отзыве выданной лицензии при нарушении
законодательства России. Деятельность
профессиональных участников сертифицируется
тремя видами лицензий:
- лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг;
- лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра,
- лицензией фондовой биржи.
В настоящее время на рынке ценных
бумаг большинства развитых стран
государственные ценные бумаги занимают
ведущее место. Выпуск государством
ценных бумаг рассматривается как
важнейшее средство кредитно-денежного
регулирования экономики. Размещая
займы, государство привлекает временно
свободные денежные средства населения,
банков, страховых и промышленных
предприятий и т.п., тем самым
уменьшая объем денежной массы в
обращении, и наоборот.
Государствейные ценные бумаги —
это ценные бумаги, эмитентом которых
(заемщиком) является государство. Государственные
ценные бумаги относятся к долговым и
удостоверяют отношения займа, в котором
должником выступает государственный
орган власти или управления.
Государство является самым
крупным заемщиком на рынке
ценных бумаг. В зависимости
от характеристик эмитента государственные
ценные бумаги подразделяются
на:
- ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;
- ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;
- ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.
В России государственные ценные бумаги
можно подразделить на федеральные
(выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные
(выпускаемые правительствами субъектов
Федерации) и муниципальные (выпускаемые
местными органами власти).
За время существования российского
рынка на нем обращались следующие
виды государственных федеральных
ценных бумаг: государственные краткосрочные
бескупонные облигации (ГКО); облигации
федерального займа с переменным
купонным доходом (ОФЗ-ПК); облигации
государственного сберегательного
займа Российской Федерации (ОГСЗ);
облигации внутреннего государственного
валютного займа (ОВВЗ) и др.
В России ситуация отличается от мировой:
биржевой рынок корпоративных бумаг
не получил должного развития, а
центром торговли корпоративными ценными
бумагами стал организованный внебиржевой
рынок ценных бумаг — Российская торговая
система.
Некоммерческое партнерство
Российская торговая система
(РТС), являющееся сегодня крупнейшим
внебиржевым организатором торговли
на рынке ценных бумаг России,
было создано в июле 1995 г. Большую
роль при создании РТС сыграли
иностранные инвесторы и их
российские партнеры, заинтересованные
в формировании в России организованного
фондового рынка, как биржевого,
так и внебиржевого.
РТС технически представляет
собой компьютерную сеть, через
которую осуществляется связь
между пользователями и центральным
компьютером, обслуживающим пользователей.