Рыночный спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:37, реферат

Описание работы

При рассмотрении данного вопроса необходимо четко сформулировать закон спроса и закон предложения. Установить различие между индивидуальным и рыночным спросом и предложением. Ввести графики спроса и предложения. Показать, как определяется цена равновесия и равновесный объем производства. Желательно показать, как изменяется равновесная цена и равновесный объем производства при изменениях в спросе и предложении. Установить, что означает: «изменение объема спроса» и «изменение в спросе».

Работа содержит 1 файл

Вариант 1.docx

— 104.54 Кб (Скачать)

Вариант 1

1. Рыночный спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты.

При рассмотрении данного вопроса необходимо четко  сформулировать закон спроса и закон предложения. Установить различие между индивидуальным и рыночным спросом и предложением. Ввести графики спроса и предложения. Показать, как определяется цена равновесия и равновесный объем производства. Желательно показать, как изменяется равновесная цена и равновесный объем производства при изменениях в спросе и предложении. Установить, что означает: «изменение объема спроса» и «изменение в спросе».

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

     Неценовые детерминанты рыночного спроса:

     1) вкусы, или предпочтения, потребителей, которые могут формироваться  под воздействием моды и рекламы;  

     2)число  потребителей на рынке – емкость  рынка. Увеличение на рынке  числа потребителей обусловливает  повышение спроса. А уменьшение  числа потребителей находит отражение  в сокращении спроса.; 3)денежные  доходы потребителей. В отношении  большинства товаров повышение  дохода приводит к увеличению  спроса. И наоборот, при снижении  доходов спрос на такие товары  падает. Товары, спрос на которые  изменяется в прямой cвязи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

     Товары, спрос на которые возрастает при  снижении доходов, называются товарами низшей категории;

     4)цены  на сопряженные товары (товары  взаимозаменяемые и взаимодополняющие). Например, сливочное масло и маргарин  представляют собой взаимозаменяемые  товары. Когда цена на сливочное  масло повышается, потребители покупают  его в меньшем количестве, а  это вызывает повышение спроса  на маргарин. И наоборот, когда  цена на масло снижает потребители  покупают его в большем количестве  вызывая этим уменьшение спроса  на маргарин. Между тем другие  пары продуктов являютcя взаимодополняющими, они "сопутствуют'' друг другу  в том смысле, что спрос на  них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный.  Когда цена на бензин снижается  и вы в результате ездите  больше, увеличенный пробег вашего  автомобиля повысит ваш спрос  на моторное масло И напротив, повышение цены на бензин сократит  спрос на моторное масло;

     5)потребительские  ожидания относительно будущих  цен и доходов. Ожидания потребителей  относительно возможности повышения  цен в будущем могут побудить  их покупать теперь же, чтобы  "упредить'' угрожающее повышение  цен; равным образом и ожидание  увеличения доходов может заставить  потребителей меньше ограничивать  текущие расходы. Наоборот, ожидание  падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего  спроса на товары.

     Примеры:

     1.Изменение  вкусов покупателей. Пример: физическое  здоровье становится вое более  популярным, а это повышает спрос  на кроссовки и велосипеды.

     2. Изменение числа покупателей.  Примеры: японцы сокращают импортные  квоты на американское телекоммуникационное  оборудование, тем самым повышая  спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости  уменьшает спрос на образование.

     3.Изменение  дохода. Примеры: увеличение доходов  повышает спрос на такие нормальные  товары, как сливочное масло, омары,  филе, и снижает спрос на такие  товары низшей категории, как  капуста, репа, восстановленные шины  и ношеная одежда.

     4.Изменение  цен на сопряженные товары. Примеры:  снижение тарифов на пассажирские  авиаперевозки сокращает спрос  на поездки автобусным транспортом  (взаимозаменяемые товары); сокращение  цены на видеомагнитофоны повышает  спрос на видеокассеты.

     5.Изменения  в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в Южной  Америке порождает ожидания более  высоких в будущем цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.  

     Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

     Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов.

     Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса. 

       

Р – цена товара

Q – величина спроса  на данный товар

D – кривая спроса

Спрос и предложение. Динамические модели предложения

Для понимания  функции предложения большое  значение имеет фактор времени (то есть мы с Вами сейчас изучим предложение  в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде  все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние  не меняется - просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые  факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая  производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях краткосрочного рыночного периода  повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).     

 В  условиях среднесрочного периода  повышение спроса обусловливает  не только рост цен, но и  увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить  некоторые факторы производства  в соответствии со спросом  (рисунок 2).    

 В  условиях длительного (долгосрочного)  периода увеличение спроса приводит  к значительному росту предложения  при постоянных ценах или несущественном  повышении цен (рисунок 3) 

 

Равновесие  на рынке

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен  спроса и цен предложения, что  приводит к равенству объемов  спроса предложения. Как мы с Вами уже говорили: рано или поздно потребители  и продавцы в условиях рыночной экономики  «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается  удовлетворяющая обе стороны - рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос  или предложение, или на оба явления  вместе. Но условия равновесия в  рыночной экономике рассмотрим уже  на следующем занятии. А на этом поясним  ситуации, когда равновесие на рынке  недостижимо и рыночную равновесную  цену невозможно определить.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно  превышать цену спроса (см. рисунок  ниже), а объем предложения не соответствовать объему спроса: 

 

В первом случае максимальная цена, которую  в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно  ниже той минимальной цены, которую  в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем  спроса ниже минимально допустимого  объема предложения. Объем спроса настолько  мал, что производителям не выгодно  поставлять товар в столь микроскопических количествах.   

 Согласие  продавцов и покупателей на  рынке о покупке-продаже определенного  количества     товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства : блага для производителей. 

Изменение объема спроса и изменение в спросе.

Спрос - величина переменная. При этом следует  различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение  спроса. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного  товара.

Величина (объём) спроса – это конкретное количество товара, которое потребители готовы купить по отдельной конкретной цене. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх. Например из точки А в точку В при уменьшении цены объём спроса увеличивается. 

Спрос меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, имевшие ранее постоянные величины. Изменение спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево.

2. Дайте определение предмета и метода «Экономической теории».

Раскрытие данного  вопроса требует знания определения  предмета и метода экономической науки в ее классическом варианте, в меркантилистской и маржиналистской концепциях, в кейнсианском и монетаристском вариантах.

   Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.

Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр.

В современной  экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.

Методы  экономической теории:

  1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.
  2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
  3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
  4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
  5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.                                    

Информация о работе Рыночный спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты