Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:37, реферат
При рассмотрении данного вопроса необходимо четко сформулировать закон спроса и закон предложения. Установить различие между индивидуальным и рыночным спросом и предложением. Ввести графики спроса и предложения. Показать, как определяется цена равновесия и равновесный объем производства. Желательно показать, как изменяется равновесная цена и равновесный объем производства при изменениях в спросе и предложении. Установить, что означает: «изменение объема спроса» и «изменение в спросе».
Вариант 1
1. Рыночный спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты.
При рассмотрении данного вопроса необходимо четко сформулировать закон спроса и закон предложения. Установить различие между индивидуальным и рыночным спросом и предложением. Ввести графики спроса и предложения. Показать, как определяется цена равновесия и равновесный объем производства. Желательно показать, как изменяется равновесная цена и равновесный объем производства при изменениях в спросе и предложении. Установить, что означает: «изменение объема спроса» и «изменение в спросе».
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.
Неценовые детерминанты рыночного спроса:
1)
вкусы, или предпочтения, потребителей,
которые могут формироваться
под воздействием моды и
2)число
потребителей на рынке –
Товары, спрос на которые возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории;
4)цены
на сопряженные товары (товары
взаимозаменяемые и
5)потребительские
ожидания относительно будущих
цен и доходов. Ожидания
Примеры:
1.Изменение вкусов покупателей. Пример: физическое здоровье становится вое более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
2.
Изменение числа покупателей.
Примеры: японцы сокращают
3.Изменение
дохода. Примеры: увеличение доходов
повышает спрос на такие
4.Изменение
цен на сопряженные товары. Примеры:
снижение тарифов на
5.Изменения
в ожиданиях потребителей. Пример:
неблагоприятная погода в
Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем.
Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов.
Чтобы
получить величину рыночного спроса,
необходимо просуммировать опросы индивидуальные.
Переход от индивидуального спроса к рыночному
спросу осуществляется посредством суммирования
величин спроса, предъявляемого каждым
отдельным потребителем при каждой возможной
цене. А графически рыночный спрос определяется
путем горизонтального суммирования графиков
индивидуального спроса.
Р – цена товара
Q – величина спроса на данный товар
D – кривая спроса
Спрос и предложение. Динамические модели предложения
Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть мы с Вами сейчас изучим предложение в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется - просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).
В
условиях среднесрочного
В
условиях длительного (
Равновесие на рынке
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса предложения. Как мы с Вами уже говорили: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны - рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже на следующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить.
В условиях
неразвитой рыночной экономики цена
предложения может значительно
превышать цену спроса (см. рисунок
ниже), а объем предложения не
соответствовать объему спроса:
В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
Согласие
продавцов и покупателей на
рынке о покупке-продаже
Изменение объема спроса и изменение в спросе.
Спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.
Величина
(объём) спроса – это конкретное количество
товара, которое потребители готовы купить
по отдельной конкретной цене. Графически
изменения объема спроса выражаются в
"движении" по кривой спроса вниз
или вверх. Например из точки А в точку
В при уменьшении цены объём спроса увеличивается.
Спрос меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, имевшие ранее постоянные величины. Изменение спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево.
2. Дайте определение предмета и метода «Экономической теории».
Раскрытие данного вопроса требует знания определения предмета и метода экономической науки в ее классическом варианте, в меркантилистской и маржиналистской концепциях, в кейнсианском и монетаристском вариантах.
Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.
Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.
Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр.
В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.
Методы экономической теории:
Информация о работе Рыночный спрос и предложение. Ценовые и неценовые детерминанты