Рыночные отношения в аграрном секторе экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Дать определение понятиям. Дать ответ на поставленные вопросы:
1. Представьте в виде схемы составные части и функциональные элементы АПК.
2. Приведите особенности ценообразования на рынке земли.
3.Определите комплекс экономических и административных мер государственного регулирования и поддержки аграрного сектора экономики.
4. В чем заключается проблема собственности на землю и как она решается в Украине

Работа содержит 1 файл

срс по эконом теории.docx

— 73.59 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

По дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСАЯ ТЕОРИЯ»

На тему «Рыночные отношения в аграрном секторе экономики»

 

 

 

Студента 1-го курса                                                Рецензент:

Дневного отделения                                                к.э.н. доц. Химченко А.Н.

Экономического  факультета

Спец. «Менеджмент организации»

Данильчук Даниила Эдуардовича

 

 

 

 

 

Донецк 2012 

-Дать определение  понятиям

Экономическая рента — разница между той ценой, которую фирмы или иные экономические субъекты готовы заплатить за необходимый им фактор производства на конкурентном рынке, и минимальной существующей ценой этого производственного фактора. Э. р. обычно не равна нулю.

Земельная рента — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных  участков. Земельная рента выступает  в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты.

Землевладение — это обладание участком земли юридическим или физическим лицом на определенных основаниях (право собственности, право пользования). Владельцем земли и ее собственником, в свою очередь, является одно и то же лицо.

Землепользование - форма распоряжения землей с целью извлечения из земли полезных свойств или дохода.

Агропромышленный  комплекс (АПК) — крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя.

Дифференциальная рента I — это дополнительный чистый доход, создаваемый в результате более высокой производительности труда на лучших по естественному плодородию или местоположению земельных участков.

Дифференциальная рента II возникает в результате искусственного повышения плодородия земли за счет дополнительных вложений капитала в землю.

Аренда - форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату. Например, в сельском хозяйстве и добывающих отраслях оплачивается временное пользование землей или недрами. Включает земельную ренту, амортизацию процента за пользование материальными активами. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Цена  земли — это сумма денег, с которой бывший собственник земли получал бы банковский процент на вложенный капитал.

 

-Дать  ответ на поставленные вопросы

  1. Представьте в виде схемы составные части и функциональные элементы АПК.

 


 


 



 

- с/х машиностроение

- производство минеральных удобрений и ядохимикатов

- с/х наука

- мелиоративное строительство и др.

 

- растениеводство

- животноводство

 

 

 

 

 

 

- пищевая промышленность

- легкая промышленность

 

 

 

 

  1. Приведите особенности ценообразования на рынке земли.

Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных участков).

Земля, как экономический ресурс, обладает рядом особенностей. Во-первых, земля не имеет издержек производства. Земля имеется в наличии как природный объект. Это бесплатный и невоспроизводимый дар природы. Во-вторых, ограниченность земли. Все прочие экономические ресурсы (труд и капитал) также ограничены, но их можно накопить или воспроизвести. Изменить размеры земельных угодий человечество не в состоянии.

Поскольку количество совокупного  предложения земли в каждый момент времени увеличить невозможно, то кривая предложения земли абсолютно неэластична. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю. Необходимо, однако, иметь в виду, что в долгосрочном периоде предложение земли может измениться. Например, в результате нерационального природопользования может быть потеряна часть сельскохозяйственных земель. Вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота в мире ежегодно выводится 6—7 млн га, а заболачивание и засоление выводят из землепользования еще 1,5 млн га. В качестве обратного примера можно привести Нидерланды, где в последние десятилетия удалось расширить сельскохозяйственные угодья за счет осушения прибрежных районов моря. Это означает, что в краткосрочном периоде кривая предложения земли является вертикальной линией, а в долгосрочном — наклонной.

Земельные угодья можно использовать как для сельскохозяйственных, так и для несельскохозяйственных нужд (земля используется для строительства жилья, объектов инфраструктуры, производственных корпусов и пр.). Совокупный спрос на землю складывается из сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса: D= D+ D2, где D— совокупный спрос на землю; D— сельскохозяйственный спрос; D— несельскохозяйственный спрос  (рисунок справа).

В отличие от сельскохозяйственного  спроса на землю несельскохозяйственный спрос демонстрирует сегодня устойчивую тенденцию к росту. Например, все земельные ресурсы России составляют 1709,8 млн га, из них на сельскохозяйственные земли приходится только 662,2 млн га.

На рынке земли действует  тот же, что и на всех прочих рынках, механизм Спроса и предложения. Однако, прежде чем его рассматривать, необходимо определить некоторые экономические категории, без понимания которых изучение данного факторного рынка было бы затруднительно. Необходимо четко различать понятия аренды и ренты, землевладения и землепользования. Субъектами экономических отношений на рынке земли выступают два типа собственников — полный собственник и собственник по пользованию. Полный собственник (землевладелец) обладает всеми правами собственности на земельный участок и определяет его дальнейшее использование. После заключения сделки по аренде определяется конкретный пользователь земли — землепользователь. Землевладение — владение землей на правах собственности и отдача ее в пользование предпринимателям. Землепользование — пользование землей в установленном законом порядке. Землевладелец может сам заниматься производительным использованием земли, тогда землевладелец и землепользователь едины в одном лице. Пользователь же земли не обязательно является ее собственником.

Особенностью механизма ценообразования  на рынке земли является необходимость  различать земельный участок  как таковой и производственную функцию земли. У землевладельца существует три варианта использования своей собственности: земельный участок можно продать, выручив за него соответствующую цену; на данном участке можно вести хозяйственную деятельность, получая при этом регулярный доход в виде прибыли; земля может быть сдана в аренду, что принесет ее владельцу регулярный доход в виде ренты.

 

3.Определите  комплекс экономических и административных  мер государственного регулирования  и поддержки аграрного сектора  экономики

 

Базисные принципы

Содержание

1. Целевой  характер и программность реализации государственных приоритетов

Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через научно-обоснованные целевые и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы

2. Адресность государственной поддержки

Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями

3. Устойчивость  механизмов государственного регулирования

Основные  обязательства государства перед сельхозтоваропроизводителями должны быть долгосрочными. Это позволяет добиться устойчивости механизмов поддержки развития сельского хозяйства и даст возможность самим предприятиям выработать устойчивые критерии поведения

4. Гарантированность мер государственной поддержки

Преференции государства сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это означает, что все целевые государственные программы должны быть полностью обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Иначе будет иметь место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных обязательств

5. Ограничение размеров государственной поддержки и усиление самофинансирования

Государственные республиканские, централизованные и местные бюджетные средства и фонды должны иметь вспомогательный характер при ресурсном обеспечении развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями. Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства

6. Равнодоступность и конкурсность предоставления государственных преференций

Все формы  сельскохозяйственных предприятий (включая  малые) должны иметь равные права  на получение государственных средств. Для этого необходима конкурсность. Основными получателями государственных средств должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться

7. Учет международных обязательств

При осуществлении  государственной поддержки национального  аграрного комплекса важно учитывать  обязательства страны, содержащиеся в международных соглашениях.


 

4.В чем заключается  проблема собственности на землю  и как она решается в Украине

В минувшие годы в Украине директивным  путем практически созданы основы нового земельного порядка: ликвидирована  государственная монополия на землю, осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности; проведено бесплатное перераспределение земли в пользу граждан; введено платное землепользование; выполнены значительные объемы земельно-кадастровых работ; созданы объективные условия для оборота земли. Тем не менее в стране до сих пор еще нет полного кадастра земель.

Сегодня в отношениях «человек—земля»  в искаженном переплетении отражены почти все накопившиеся проблемы жизни общества. Для их комплексного решения нужна длительная и кропотливая работа по обеспечению перехода к многоукладным платным формам использования земли с разными видами собственности (частной, коллективной, муниципальной, государственной), к использованию земли на основе строгих юридических норм, экологических критериев, правил цивилизованного рынка.

Рыночный оборот земли в экономически развитых странах функционирует только в рамках разумной системы контроля с правовой, управленческой и финансовой точек зрения. Кроме того, существующие западные системы землепользования (даже в индустриально развитых странах) имеют и серьезные недостатки. Купля-продажа земли, основывающиеся на частной собственности, часто сопровождаются земельной спекуляцией и присвоением принадлежащей обществу ренты. Экономической базой этого процесса является то, что по мере развития общества «давление на землю» растет, вследствие чего цены на землю повышаются быстрее, чем на другие товары. Например, в Германии за последние 30 лет цены в целом выросли втрое, а цены на строительные земельные участки — в 16 раз.

Земля дана человечеству природой, поэтому  является общественным достоянием. Равноправие в пользовании ею при условии свободного передвижения по земельной территории и ее бесплатное предоставление членам общества должны стать главным принципом решения земельного вопроса в Украине. Многолетняя практика многих стран выработала эффективный и справедливый принцип землепользования, согласно которому земельные участки не продаются, а только передаются в пользование на основе наследственного права застройки. Пользователи этих участков получают их бесплатно при условии ежегодной уплаты налога, размер которого отвечает выгоде от землепользования.

С другой стороны, эти земельные  участки можно свободно наследовать, передавать, вносить в залог для  обеспечения кредита. В Швейцарии  такие земельные участки называют «участками права застройки», в Германии — «участками наследственного права  застройки». Это право предоставляется  на срок от 50 до 99 лет.

Землепользование на основе ежегодной  уплаты земельного налога в большей  степени отвечает условиям рыночной экономики, чем выкуп собственности на землю путем одноразовой уплаты покупной цены. Налог на землю в нормально развитой экономике, особенно на местном уровне, является постоянным источником общественных расходов на образование, здравоохранение, поддержку инфраструктуры поселков, воспроизведение земельных ресурсов. Следовательно, он должен взиматься ежегодно.

При приватизации предприятий в  свободное распоряжение предпринимателя предоставляется объект его предпринимательской деятельности (предприятие, его здания, оборудование, технологии и т.д.). Что касается земли, то она передается предпринимателю в постоянное пользование только как пространственный базис. Предприниматель в любое время и вполне свободно может закрыть предприятие, продать его, в конце концов, разрушить. Земельный участок не может быть подвержен «закрытию» или «уничтожению».

Мировая практика свидетельствует, что  массовая продажа земли, как правило, сопровождается волной спекуляций и сразу же делит общество на тех, кто имеет преимущества, и тех, чьи права ущемляются. Земельные отношения, базирующиеся на частной собственности на землю и ее купле-продаже, в чистом виде не отвечают моделям рыночной экономики, направленным на достижение социального равенства. Частная собственность на землю — это рудимент рабовладельческого строя, от которого большинство стран давно отказались и перешли к понятию «право пользования землей».

 

 

5.Раскройте  сущность дифференциальной земельной  ренты и покажите причины её возникновения.

Существует две формы земельной ренты: абсолютная и дифференциальная; последняя, в свою очередь, имеет две разновидности: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.

Дифференциальная  рента I возникает из-за различий земельных участков по плодородию и местоположению, по отношению к рынкам сбыта. Удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию возможно лишь при использовании не только лучших, но и худших участков. Соответственно и рыночная цена на сельскохозяйственную продукцию устанавливается на таком уровне, который обеспечивает рентабельное производство и на худших участках земли. Таким образом, дифференциальная рента образуется в результате более низких индивидуальных издержек на участках с лучшими и средними условиями производства.

Дифференциальная  рента II возникает при последовательном вложении капитала в один и тот же участок земли в процессе интенсификации производства. Интенсификация приносит дополнительный доход, который сначала получает арендатор, но по истечении арендного договора собственник повышает арендную плату в соответствии с возросшей доходностью земли. Этот вид дохода можно получить и на худших участках, если использовать передовые технологии производства.

Информация о работе Рыночные отношения в аграрном секторе экономики