Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что рыночная экономика в современных условиях является самой распространённой экономической системой в мире и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. К тому же это сложный механизм координации людей, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. На практике это ведет к тому, что без какой бы то ни было централизованной информации или специальных расчетов рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……………4
1 Рыночная система: понятие, свойства, функции, структура..……….................6
2 Эволюция рыночной системы: история возникновения и развития.................12
3 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики.15
3.1 Зарубежные модели ………………...…………………………………….........15
3.2 Белорусская модель развития экономики…………………………………….21
Заключение………………………………………………………….……….…….30
Список использованных источников…………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

ПЕЧАТЬ КУРСОВАЯ.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

•опережающее развитие сферы услуг, прежде всего образования, здравоохранения, культуры;

• создание благоприятных  условий и возможностей для интеллектуального и физического развития человека;

• улучшение демографической  ситуации.[13,с.7-8]

В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью — это высокие темпы экономического роста.

Государственное регулирование экономики. В этой области предусматривается переход преимущественно к экономическим методам управления. Основные меры включают:

  • упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику путем ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены неэффективных налогов и сборов; определение единого для всей страны порядка исчисления местных налогов и сборов; совершенствование процедур уплаты налогов; принятие мер по пресечению уклонения от уплаты налогов;

• совершенствование  инструментов и рычагов денежно-кредитной  политики, направленных на достижение устойчивого экономического роста, повышение реальных денежных доходов населения, рост инвестиций и сбережений. Предусматривается обеспечить снижение и поддержание стабильно низких темпов инфляции (3-5% в год), наращивание  денежного предложения в национальной валюте. Должны быть разработаны меры по взаимовыгодному сближению денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, а также расширению и углублению взаимодействия с международными финансовыми организациями;

• формирование ценового механизма, стимулирующего структурную перестройку и модернизацию экономики на инновационной основе, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. Важнейшими мерами в области ценообразования должны стать: либерализация ценообразования по мере создания экономических условий, гибкое сочетание свободных и регулируемых цен; сокращение ценовых диспропорций, постепенный переход к системе цен, обеспечивающих покрытие издержек во всех отраслях экономики; поэтапная оптимизация уровня цен  естественных монополий; расширение сферы применения цены как регулятора структуры потребления энергоресурсов и объемов выбросов вредных веществ. [13,с.17-18]  

Внешнеэкономическая деятельность. Главной целью внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики, ее модернизации на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком.

Основными направлениями  внешнеэкономической деятельности в прогнозируемом периоде должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.

Для их реализации предусматривается:

• усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие требованиям международных стандартов;

• создание новых экспортоориентированных  производств на основе передовых научно-технических разработок;

• повышение доли наукоемкой продукции в общем объеме экспорта;

• активное применение новых форм внешнеэкономической деятельности (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических сервисных центров, представительств организаций в странах ближнего и дальнего зарубежья);

• оптимизация и сбалансированность торговых и платежных отношений  во внешней торговле;

• совершенствование  механизма управления и регулирования  внешнеэкономической деятельности;

• приведение системы  тарифного, нетарифного регулирования  и таможенного администрирования в соответствие нормам международного права и общепринятой международной практики;[13,с.19]

  • дальнейшее развитие приватизационных процессов как с целью использования преимуществ вхождения в глобальные экономические отношения, так и для дополнительного задействования потенциала малого и среднего предпринимательства;

• стимулирование малого и среднего бизнеса, развитие его  инновационной деятельности;

• переход к формированию современной системы мотивации высших менеджеров, а также обеспечение уровня их профессионализма, соответствующего современным требованиям.[2,с.112]

Международное экономическое  сотрудничество будет осуществляться на принципах сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров, широты участия с определением приоритетных направлений, общей координации международного сотрудничества с автономностью принятия решений.

Социальная  политика в Республике Беларусь.

Главными направлениями  социальной политики являются: повышение  уровня и качества жизни населения, последовательный и сбалансированный рост денежных доходов населения, сокращение малообеспеченности, приближение их параметров к уровню экономически развитых европейских государств.

Для реализации этих направлений  предусматривается повышение заработной платы, пенсий и пособий, оказание адресной социальной помощи нуждающимся гражданам. Улучшение качества жизни предполагается за счет мер, способствующих укреплению здоровья населения, повышению качества медицинской помощи, развитию системы образования, формированию достойных условий проживания, а также условий для массового физкультурно-оздоровительного движения и др.

Для реализации этих направлений  предусматривается:

• улучшение демографической  ситуации в стране на основе повышения  рождаемости, укрепления семьи и  здоровья населения, снижения смертности, оптимизации миграционных процессов;

• повышение уровня заработной платы в меру роста производительности труда;

• обеспечение поддержки  социально уязвимых слоев населения, дальнейшее развитие адресной социальной помощи, упорядочение системы социальных пособий и льгот, улучшение системы  пенсионного обеспечения;   

• повышение эффективности  социальных программ и рациональное использование средств, выделяемых государством на социальную защиту;

• обеспечение баланса  спроса и предложения на рынке  труда путем повышения качества, конкурентоспособности и мобильности  рабочей силы.[13, с.9]

           Научно-инновационная и инвестиционная деятельность. Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Беларусь является переход на инновационный путь развития. Эта задача определяет стратегическую цель государственной научно-технической политики.

Для достижения целей, поставленных в этой области, необходимо:

  • наращивание знаний, качество которых соответствует мировому уровню развития науки;
  • направление усилий на разработку новой продукции, технологий, форм ведения бизнеса;
  • экономическое стимулирование производств, осуществляющих внедрение инноваций, разработку технологий;
  • защита от утечки за рубеж перспективных научно-технических разработок.

Важнейшие направления  государственной инвестиционной деятельности:

  • поддержка конкурентоспособных секторов экономики, а также инвестиционных проектов экспортоориентированных и импортозамещающих отраслях;
  • развитие технологической базы науки, опытных производств;
  • модернизация стратегически важных для страны объектов производственной и социальной инфраструктуры;
  • осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.

В прогнозируемом периоде  предусматриваются опережающие  темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой  ВВП. Ежегодный темп роста инвестиций в 2011-2015 году в среднем составит 9-10%.[13,с.17-18]

Следует обратить внимание на выполнение основных запланированных  показателей социально-экономического развития белорусской экономики в 2012 году. Выводы можно сделать на основании представленной ниже таблицы.

 

Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического  развития Республики Беларусь в январе-сентябре 2012 г.

Основные показатели

В сопоставимых ценах; в  процентах к соответствующему периоду 

предыдущего года

по прогнозу

2012 года

фактически за январь-сентябрь 2012 года

Валовой внутренний продукт

105,0-105,5

102,5

Продукция промышленности

106-107

107,7

Продукция сельского  хозяйства

104-105

105,0

Инвестиции в основной капитал

123-125

114,5

Производство потребительских  товаров

112-113

99,4

Объем внешней торговли товарами и услугами

111,6-112,3

122,4

Реальные денежные доходы населения

103-103,5

113,7

Рентабельность реализованной  продукции (в процентах)

14,5

9,7

Ввод в эксплуатацию жилья 

(тыс.кв. м)

6000

4521


 

Источник:[5, с.7, таблица 1].

Как видно из таблицы, Беларусь за период с января по сентябрь 2012 года не достигла запланированных показателей, но они все же остаются достаточно высокими. Это можно объяснить тем, что сегодня Беларусь, как и все остальные государства, испытывается на прочность мировым финансово-экономическим кризисом. В этих условиях белорусская модель социально-экономического развития еще раз доказала свою эффективность.

Вместе с тем в  Беларуси пришлось оперативно и четко  реагировать на стремительное изменение  ситуации, принимать необходимые меры, которые бы максимально стимулировали развитие экономики. Итоги работы за начальный период 2012 года свидетельствуют о том, что были приняты правильные решения по обеспечению экономической безопасности.

Таким образом, белорусская модель социально-экономического развития успешна,    к настоящему времени она приобрела черты некоторой завершенности и имеет право на анализ факторов ее успешности и перспектив развития.

Проанализировав функционирование рыночной экономики в разных страна я пришла к выводу, что она является достаточно эффективной формой организации экономической деятельности. Она создает оптимальную систему привлечения к эффективному инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, экономической деятельности.

Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в социальном плане, она  не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможность равного  распределения доходов и богатства  общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью. Рыночная экономика ни в одной стране не существует в чистом виде, потому что дополняется определенным государственным вмешательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из исследования, приведённого в 3-х главах, можно сделать следующие выводы:

  1. Рыночную экономику можно определить как систему, основанную на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Основные свойства рыночной системы: частная собственность, конкуренция, личный интерес, свобода предпринимательства, свобода выбора. 
  2. Товарное хозяйство – основная форма экономической жизни при капитализме. Для развития товарного хозяйства необходимы были два условия: специализация производства и общественное разделение труда.
  3. При наличии некоторых общих принципов организации, черт и механизмов рыночной экономики в каждой стране складывается своя экономическая модель. Полностью идентичных по экономическим характеристикам моделей не существует.
  4. Основные черты шведской модели рыночной экономики: преобладание частной собственности в сфере производства; политика солидарности; низкий уровень безработицы; стабильный уровень цен; широкий масштаб социальной политики; активная политика на рынке труда.
  5. Характеристика американской модели экономического развития: разнообразие видов собственности; высокий уровень конкурентоспособности; поощрение предпринимательской активности; мобильность рынка труда; практически полное отсутствие государственной собственности; относительно низкие налоги; сильная социальная дифференциация.
  6. Черты японской экономической модели: большое значение частной собственности; роль государства незначительна; стремление к долгосрочному стабильному развитию; высокая конкурентоспособность товаров; рыночная мотивация субъектов; система «работа на всю жизнь».
  7. Основные характеристики белорусской модели экономического развития:  постепенный характер процессов разгосударствления, приватизации и формирования рыночных отношений; осуществляется переход от административного планирования к индикативному; достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных и инвалидов; принцип конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции; высокая степень перераспределения доходов.
  8. Стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2015 гг. является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств. Достижение этой цели связано с ускорением институциональных и структурных преобразований экономики и улучшением всех качественных параметров ее функционирования.
  9. В сфере государственного регулирования экономики предусматривается: упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени на экономику; совершенствование инструментов и рычагов денежно-кредитной политики; формирование ценового механизма, стимулирующего структурную перестройку и модернизацию экономики на инновационной основе, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках.
  10. Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики.
  11. Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Беларусь является переход на инновационный путь развития. Эта задача определяет стратегическую цель государственной научно-технической политики.
  12. Белорусская модель социально-экономического развития успешна, к настоящему времени она обрела черты некоторой завершенности и имеет право на анализ факторов ее успешности и перспектив развития. Итоги работы за начальный период 2009 года свидетельствуют о том, что были приняты правильные решения по обеспечению экономической безопасности страны.
  13. Рыночная экономика является достаточно эффективной формой организации экономической деятельности. Она создает оптимальную систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению. Одновременно с этим рыночная экономика довольно жесткая в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью.

Информация о работе Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики