Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:01, реферат

Описание работы

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей.

Работа содержит 1 файл

К.р по экономике.docx

— 29.95 Кб (Скачать)

     Противоречия  государственного регулирования  рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики  после Второй мировой войны дало неплохие результаты. В 50 - 60-е гг. даже стали говорить о том, что западные страны вступили в "золотой век" своего развития, "век процветания". Для такого рода заявлений были следующие основания:

отмеченные  десятилетия были периодом почти  безкризисного развития, особенно для стран Западной Европы и Японии;

наблюдались относительно высокие темпы экономического роста;

на стабильно  высоком уровне поддерживалась занятость;

относительно  быстро и устойчиво повышались доходы и уровень жизни населения.

Но уже  к концу 60-х гг. стали обнаруживаться серьезные проблемы, корни которых  начали усматривать в государственном  регулировании экономики. Ученые стали говорить не только о "дефектах" и "провалах" рынка, но и о "провалах" и "дефектах" государства4.

Так, причины  возникновения инфляции обнаруживались в применении в послевоенный период кейнсианской модели регулирования с ее упором на меры бюджетной политики. В самом деле, в целях стимулирования экономического роста государство нередко тратило средств больше, чем поступало в его бюджет в виде налогов. Дефицит госбюджета во многих странах принял хронический характер и основным средством борьбы с ним стала эмиссия денег и государственных ценных бумаг (государственные заимствования). Все это не могло не способствовать росту инфляции.

Инфляция  также связывалась с политикой  полной занятости. Эта политика предполагала вовлечение в производство всех факторов производства, в том числе и  недостаточно эффективных, но требующих  вознаграждения на уровне эффективных. Соответственно, владельцы эффективных  факторов производства, прежде всего  труда, требовали за них цену более  высокую, чем за неэффективные факторы. В результате возникала "инфляционная спираль". К началу 70-х гг. инфляция из ползучей стала переходить в галлопирующую.

Обострение  проблемы инфляции во многом способствовало тому, что в 70-е гг. в странах  с рыночной экономикой стали происходить  изменения в практике регулирования  экономики. На смену кейнсианской модели начали использоваться модели политики предложения. Однако не без воздействия этой политики многие страны столкнулись с такими новыми для них проблемами, как слапфляция и стагфляция.

В целом, государственное  регулирование натолкнулось на ряд  противоречий.

1. Противоречие  между целями государственного  регулирования. Например, нужно одновременно  сдерживать инфляционный рост  цен и обеспечивать полную  занятость, что, как мы видели, не всегда совместимо. Особо выделяется  противоречие между социальной  справедливостью и экономической  эффективностью, которое проявляется  в том, что стремление государства  добиваться большей социальной  справедливости путем более равномерного  распределения национального дохода  ведут к снижению эффективности  производства того же национального  дохода. В результате "национальный  пирог" растет не столь быстро, ограничивая возможности повышения  доходов беднейшей части населения.

2. Противоречие  между моделями государственного  регулирования. В основном это  противоречие между моделями, предполагающими  активное государственное вмешательство  в экономику, и моделями, предполагающими  весьма умеренное вмешательство.  В результате в политике государства  в 70 - 90-е гг. наблюдался своеобразный  маятник между дирижизмом и либерализмом, отразившийся в последовательной смене друг друга у государственной власти представителей дирижизма и либерализма.

3. Противоречие  между инструментами государственного  регулирования.

Сужает возможности  экспорта и политика "дорогих  денег". Не всегда избыточные банковские резервы, образующиеся под воздействием государственной политики, превращаются в кредиты, так как банки в  период спада их ограничивают, заботясь о своей ликвидности.

4. Противоречия, вызываемые наличием временного  лага между выявлением существующих  в экономике проблем, принятием  решений и проведением конкретных  мероприятий. Экономика нередко  реагирует на эти меры с  запазданием, причем иногда эта реакция уже не соответствует изменившейся за время после принятия решения экономической ситуации5.

Все эти  противоречия предстают как объективно неизбежные, в связи с чем возникает проблема выбора оптимального варианта государственного регулирования. Большую роль в таком выборе начинает играть экономическая наука. Ее практическая функция все более усиливается. 

     Необходимость государственного регулирования  в условиях рыночной экономики.

Необходимость включения государства в регулирование  экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость  населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство  муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства  государства в рыночную экономику, относятся: 

     
  1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения  отрицательных внешних эффектов рынка;
  2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
  3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
  4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
  5. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
  6. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.
  7. Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).
 

Заключение.

Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Рыночная  система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как  со стороны потребителей, так и  со стороны производителей. Государственная  политика просто не имеет права отставать  от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Очень часто  государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Таким образом, участие государства в решении  проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство  не должно подменять рынок и может  действовать только в определенной системе координат. Эффективность  рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рыночная экономика