Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:06, реферат
Цель настоящей работы – изучить сущность, функции и роль рынка в жизни общества, понять сущность проблем и противоречий, связанных с ним.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть следующие понятия: «рынок»; «рыночная экономика».
2. Определить в чем заключается условия существования рыночной экономики, сущность рынка, его функции.
3. Изучить преимущества и недостатки рынка.
4. Сделать выводы по вопросу сущности рыночной экономики, его функциям и роли в жизни общества.
Введение………………………............................................................…………………..................3
1. Теоретические аспекты исследования рыночной экономики…………………………………4
1.1. Понятие рынка ………………............................................................…………………….....4
1.2. Понятие рыночной экономики ………………………………………………………….......5
2. Сущность и функции рыночной экономики…………..……………………………………......8
2.1. Сущность рыночной экономики…………………………………………………………….8
2.2. Функции рынка……………………………………………………………………………...11
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики. …………………………………………14
3.1. Преимущества рыночной экономики……………………………………………………...14
3.2. Недостатки рыночной экономки…………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………………....17
Библиографический список ………………………………………………………………………19
Спрос и предложение являются наиважнейшими элементами системы функционирования рыночной экономики. Взаимодействие спроса и предложения не только дают информацию о том что, сколько и для кого производить, но и определяют следующий системный элемент рыночной экономики – цену.
3. Свободное ценообразование.
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма. По мнению П. Самуэльсона19, цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.
Процесс свободного ценообразования обусловлен процессом взаимодействия спроса и предложения. Как пишет М.А. Сажина20, взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате, возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
4. Конкуренция.
В «Современном экономическом словаре»21 понятие конкуренция (от латинского concurrentia - столкновение, состязание) трактуют, как соперничество, экономическую борьбу, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. В.В. Радеев22 в статье «Что такое конкуренция?» даёт пояснение её роли в структуре экономики.
Конкуренция способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Она выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и их производство сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Конкуренция стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей.
Подробно рассмотрев структуру
рыночной экономики, можно
Проблема регулирования рынка возникла вместе с его появлением, что обусловлено внутренней логикой его развития. С одной стороны, действие законов рынка, подробно описанных в трудах Николаевой И.П.23, повышает эффективность производства и труда, увеличивает богатство страны, с другой стороны, как было замечено Райзбергом Б.А.24, рыночные саморегуляторы не в состоянии преодолеть «провалы рынка» и автоматически решать возникшие проблемы (кризис производства, безработица, резкая дифференциация доходов, нарушение экологии, инфляция, трафик и т.д.). Понимание рыночных механизмов в целом даёт возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приводит к увеличению прибыли. Исходя из этих соображений, учёные-экономисты изучают функции рынка.
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?
Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции, которые подробно описаны в трудах М.А. Сажиной и Г.Г Чибриковой25:
Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.
2) Ценообразующая функция. Возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складывается свободная цена на товары и услуги. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
3) Стимулирующая функция. Осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. По словам Д.В. Валового26, цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
4) Информирующая функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" о состоянии экономики. Через разброс цен, через их падение и рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д.. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
6) Оздоравливающая (санирующая) функция. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм
рынка.
И все же монополизация нигде
не подавляет конкуренцию
7) Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
Итак, функции рынка неразрывно связаны с самим рынком и направлены на наиболее эффективное функционирование системы.
Проведя анализ различных источников,
можно сделать вывод, что совокупность
элементов, механизм, отражающий их взаимосвязь,
и функции рыночной экономики представляют
собой единую систему, направленную на
решение главных экономических вопросов:
что, как и для кого производить.
3.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Несмотря на то, что рыночная экономика общепризнано является наиболее эффективной при решении главных экономических вопросов, стоит отметить, что как любая модель, рыночная экономика не лишена недостатков.
В данной главе мы определим
основные достоинства и
3.1.
Преимущества рыночной
экономики
Рыночная
экономика — это
Важно
отметить, что рынок, зародившийся несколько
тысячелетий назад, развивался естественным
путем, прошел сложный путь развития,
приспосабливаясь к менявшимся условиям,
и тем самым доказал свою жизнеспособность.
В этом смысле рыночную экономику
можно рассматривать как
Б.А. Райзберг27 выделяет следующие основные преимущества рыночной экономики:
1) Наличие производственных технологий, направленных на минимизацию издержек, обуславливается личной заинтересованностью производителей в получении наибольшей прибыли при наименьших затратах.
2) Осуществление коррекции в распределении ресурсов через информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе.
3) Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей.
4)
Гибкость и высокая
5)
Экономическая свобода
6) Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается
воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков
ресурсов так, чтобы обеспечивать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Информация о работе Рыночная экономика, сущность, структура, достоинства и недостатки