Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:47, курсовая работа
Объектом данного исследования является анализ условий "Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода" с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решения следующие задачи:
1. Дать полное и исчерпывающее определение понятию рынка.
2. Выявить преимущества и недостатки рыночной экономики.
3. Изложить принципы функционирования рынка .
4. Обозначить тенденции развития России в условиях перехода к рыночному хозяйству.
Введение ………………………………………………………………….. 5
1.Рыночное хозяйство и его основные аспекты……………………… 6
1.1 Понятие рыночной экономики ………………………... 6
1.2Преимущество и недостатки рыночной экономики …. 9
1.3Функции, принципы рынка и фундаментальные вопросы рыночной экономики…………………………………………. 14
2. Россия в условиях перехода к рыночному хозяйству……………………... 19
2.1Свобода выбора форм собственности в рыночной экономике. Равноправие форм собственности……………….. 19
2.2Предпосылки реформирования советской экономики. Общая характеристика нынешнего этапа развития…………... 20
Заключение ………………………………………………………………….. 25
Цель
антиинфляционной политики состоит
в установлении надежного контроля
над инфляцией и поддержании небольшого
темпа роста цен. Подавленную инфляцию
следует перевести в открытую, с которой
только и можно бороться. Антиинфляционные
методы должны воздействовать непосредственно
на устойчивое неравновесие рынков
либо на механизмы инфляции.
1.3
Функции, принципы рынка
и фундаментальные вопросы
рыночной экономики
Рынок
следует рассматривать как
Он является элементом данной системы производственных отношений и поэтому обладает как общеэкономическими чертами, присущими любому рынку вообще, так и специфическим свойствам, которые связаны с той социально-экономической системой, в рамках которой он на данном историческом этапе существует.
Для
выявления социально-
Данный перечень функций рынка не ограничивает его экономического воздействия на результаты хозяйственных связей. Взаимодействие предприятий через налоговую систему – это тоже функция рынка. Рынок позволяет совершенствовать налоговую политику, прогнозировать научно-технический прогресс, проводить коммерческое посредничество в вопросах снабжения, переподготовку кадров, т.е. поднимать престиж предпринимательства. Он позволяет создать конъюнктурную ситуацию и ее регулировать, проводить долгосрочную структурную политику и таким образом отлаживать хозяйственный механизм5.
Рынок формируется в рамках плановой системы хозяйства и может регулироваться, имея для этого все необходимые рычаги – планово-финансовые, кредитные, налоговую систему, трудовое законодательство, цены, систему дотаций и социальной защиты человека.
Переход к рыночной экономике сопряжен с реализацией следующих основных ее принципов:
Теперь рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.
На вопрос: что производить — рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично.
В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров6. Как справедливо подчеркивает американский экономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.
Таким образом, ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве.
На вопрос: как производить — рынок также дает однозначный ответ. Какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе? Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.
Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.
Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.
На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой7. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен. По его мнению, конкуренция информирует участников рынка о возможностях, эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые могут быть использованы для производства товаров.
2. Россия в условиях перехода к рыночному хозяйству
2.1
Свобода выбора форм
собственности в рыночной
экономике. Равноправие
форм собственности.
Хотя рыночная экономика и многозначное понятие, главный ее признак все же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности. Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической ихозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.
Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, озяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной пасности".
Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.
Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.
Плюрализм
форм собственности в рыночной экономике,
их экономическое равноправие порождают
многообразие этих форм, не присущее обычно
экономике государственного типа.
2.2
Предпосылки реформирования
советской экономики.
Общая характеристика
нынешнего этапа
развития
В период с 1989 – 1999 гг. в России произошло несколько кризисов, которые носили глубокий социально-экономический характер. Нижняя точка кризиса по макроэкономическим показателям была пройдена в период дефолта 1998 г., а по социальным – 1999 г., когда снижалась заработная плата, доходы, росла безработица и многое другое. Последний кризис был одним из самых тяжелых. По отношению к предкризисному 1989 г. примерно вдвое снизились экономические показатели – валовой внутренний продукт – 1.9 раза, промышленность – 2.1 раза, сельское хозяйство – 1.9 раза, а инвестиции – 5 раз, реальные доходы снизились примерно в 2 раза. В этот период безработица возросла до максимальной отметки – 10.5 млн., что составляет примерно 13% от трудоспособного населения страны. Промышленное производство в 1990 г. сократилось на 2%, а в 1991 г. – на 8%. Во время перехода к рыночным отношениям в 1992 г. промышленное производство упало до 19%, а в 1993 г. – 33%, в 1994 г. – 53%, в 1995 г. – 57%, в 1996 г. – 63%. 1997 г. был единственным, когда производство стабилизировалось, но при этом экономического роста не наблюдалось. В 1998 г. на еще не завершившийся социально-экономический кризис наложился финансовый, то промышленное производство сократилось еще на 5%.
Практическое завершение системных преобразований, долгая и достаточно тяжелая денежная стабилизация, политический мандат доверия, полученный президентом в ходе выборов 1996 г., - все это способствовало созданию первичных условий для проведения реформ и перераспределения денежной стабилизации в общефинансовую и общеэкономическую систему. Послевыборное правительство оказалось настолько слабым в качестве реформаторов за всю историю, что за несколько месяцев не происходило не то, чтобы укрепления налоговой дисциплины и наведения порядка в государственных обязательствах и государственных финансах, но и подсознательно завышало реальный ВВП больше чем на 5%. Бюджетный дефицит и налоговые недоимки возрастали. К 1996 году дефицит федерального бюджета составлял 7.4% ВВП (в 1995 г. он составлял 4.9%), а дефицит консолидированного бюджета составил 7.4% ВВП. В результате бюджетный кризис стал нарастать.
К 1997 г. ситуация по обострению кризиса стала очевидной и на основе разработанной либеральными экономистами программы по выходу из бюджетного кризиса был взят новый курс на проведение второй волны реформ.
Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода