Рыночная экономика и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – рассмотрением общей схемы функционирования рыночной экономики, позволяющей обозначить основные моменты, отличающие логику этой системы от логики, лежащей в основе централизованной плановой экономики. Эта схема рассматривает рыночную систему свободной конкуренции, причем сама модель является нормативной.

Содержание

Введение…………………………………………………….............4
1. Сущность рыночной экономики……………………….............5
1.1Общая характеристика рыночной экономики………………...5
1.2 Условия функционирования рынка……………………………9
2. Функции и механизм рыночной экономики……………….......15
2.1 Главные и важнейшие функции рынка………………………..15
2.2 Механизм функционирования рынка………………………....17
2.3 Принципы и признаки существования рыночной экономики…19
3. Переход России к рыночной экономике…………………………..27
Заключение…………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………35

Работа содержит 1 файл

рынок.docx

— 77.20 Кб (Скачать)

Важным аспектом функционирования конкурентной рыночной системы является то, что она обеспечивает совпадение частных и общественных интересов. Фирмы применяют самую экономичную  комбинацию ресурсов, поскольку это  отвечает их частной выгоде. С другой стороны, и в интересах общества, чтобы редкие ресурсы использовались наиболее эффективными способами. 

Рыночная система способствует эффективному  распределению ресурсов. Она обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров  из имеющихся ресурсов. Это означает максимальную экономическую эффективность.

1.2 Условия функционирования рынка.

Рынок функционирует  при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие  условия хозяйствования, которые  сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование

9

единой государственной  собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы. В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства. В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

  1. Реализация многообразных форм собственности (частной,                                               кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях.
  2. Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм ''развивается сам по себе''.
  3. Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок.

 

 

10

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных  с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений  по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и

хозяйствования, недопускающие расхищения и нерационального использования.

Во-вторых, преодоление дефицита через  структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение  экономики в   открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Рассмотрим понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели.

Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя  к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с  одной стороны, и потребителями- с другой.

Такие обменные процессы обусловлены  общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет  производителей, разобщает их по видам  трудовой деятельности, с другой –  порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает  в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает  экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу  товаров. В результате экономическая  предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

Из ограниченности экономических  ресурсов вытекает необходимость хозяйствующим субъектам, хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях

11

удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты  (участники экономического процесса).

К или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

Отличительная черта экономических  агентов - принятие и реализация самостоятельных  решений в сфере хозяйственной  деятельности. Такого рода решения  принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары, либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения  принимают предприятия-производители  товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать.

Положение и роль каждого  экономического агента определяется его  отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами производства он владеет. Одни располагают капиталом  и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют  в управлении, занимаются предпринимательской  деятельностью. Другие распоряжаются  лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию  производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены.

Вместе с тем различное  отношение к факторам производства не только разделяет, но и известным  образом связывает людей, создает  взаимную

 

12

заинтересованность в  соединении разнородных факторов, совместном участии в

 организации, постоянном  возобновлении различных сфер  и видов хозяйственной деятельности.

В соответствии с той  ролью, которую играют экономические  агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко  – 

некоммерческие организации. К объектам рынка относятся товары и деньги.                    Что же такое товар? Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Например, рыба, плавающая  в реке, превратится в товар  лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты. 

И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для  других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда  они выступают объектом обмена между  людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или  отдаем одну вещь в обмен на другую.

Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

Вся история развития экономики  есть одновременно история развития товарного производства и товарного  отношения, где связи производителей между собой осуществлялись через  обмен одних товаров на другие. На ранних этапах

13

обмен носил случайный  характер и осуществлялся без  помощи денег. Такой обмен (сейчас его  называют ''бартер'') сопряжен с немалыми трудностями. Стихийный процесс  обмена заставил общество сделать кардинальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу их естественных свойств,

таких, как качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость

и портативность. С этого  времени весь товарный мир разделился на две части: на ''товарную чернь'' и  особый товар, играющий роль всеобщего  эквивалента, - деньги.

Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Таким образом, сущность денег  заключается в том, что это - специфический  товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция  всеобщего эквивалента. Сущность денег  выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

Сущность денег как  экономической категории проявляется  в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

Деньги выполняют следующие  пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые  деньги.

14

2 Функции и механизм рыночной экономики

2.1 Главные и важнейшие  функции рынка.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

Первая и одна из главных  функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация

воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях.

Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём  производства и ассортиментная структура  выпускаемой продукции, стандарты  качества товаров и услуг –  всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной

15

платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее

сильная и безальтернативная  мотивация человеческого выбора в мире экономики.

Другой функцией рынка  выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является  «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.

Информация о работе Рыночная экономика и проблемы становления в России