Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:57, реферат
Изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства. Всегда ли в истории человеческого общества существовал этот институт или же он появился на определенном этапе его развития?. Только подход, основанный на принципе историзма позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих, догосударственных организационных форм жизни общества.
Введение
1.1Власть и социальная организация в первобытном обществе
1.2Общая характеристика власти догосударственного периода
1.3Вывод по 1 главе
Глава 2 Рыночная и плановая система
2.1 Рыночная система
2.2 Плановая экономика
2.3 Виды плановой экономики
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
1.1Власть и
социальная организация в
1.2Общая характеристика
власти догосударственного
1.3Вывод по 1 главе
Глава 2 Рыночная и плановая система
2.1 Рыночная система
2.2 Плановая экономика
2.3 Виды плановой
экономики
Заключение
Библиографический
список
Изучение сущности
современного государства невозможно
без познания вопроса о происхождении
государства. Всегда ли в истории человеческого
общества существовал этот институт или
же он появился на определенном этапе
его развития?. Только подход, основанный
на принципе историзма позволяет уяснить
причины и формы появления государства,
его характерные, сущностные черты, отличие
от предыдущих, догосударственных организационных
форм жизни общества. В силу этого начинать
рассмотрение вопроса о происхождении
государства нужно с характеристики определенных
сторон первобытного общества, используя
для этого данные археологии и этнографии,
непосредственно изучающих это общество.
В последние десятилетия наши знания о
первобытном обществе, этапах и тенденциях
его развития существенно обогатилось
благодаря успехам археологии и этнографии.
Еще в ХIХ - начале XX веков историческое
знание об общественном раз витии охватывало
период всего в три тысячи лет, а все, что
было до этого, определялось как предыстория
(из-за отсутствия письменных и других
надежных источников). В наши дни история
многих регионов планеты насчитывает
уже 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное
знание об этом историческом диапазоне
в жизни человечества.
Помимо того, если для XIX - начала XX века
был характерен в основном так называемый
«евроцентристский» взгляд на историю,
т.е. опирающийся главным образом на знания
истории Европы и некоторых прилегающих
к ней регионов, а затем эти знания искусственно
распространялись на весь остальной мир,
то в XX веке в орбиту научного осмысления
оказалась вовлеченной история всех регионов
земного шара.
Теория государства и права становится,
таким образом, действительно логическим
обобщением истории всепланетного государственно-правового
развития общества. В этом новом понимании
первобытного общества, прежде всего,
следует выделить знания, характеризующие
развитие этого общества, периодизацию
первобытной истории. Иными словами, речь
идет о том, что само это общество никогда
не было статичным, оно развивалось, проходило
различные этапы.
Выделяют несколько видов такой периодизации
обще историческую, археологическую, антропологическую.
Особую методологическую ценность представляет
для теории государства и права периодизация,
базирующаяся на новых данных археологии
и выделяющая в качестве одного из основных
рубежей развития первобытного общества
«неолитическую революцию» (от «неолит»
новый каменный век).
Это понятие в историческую науку ввел
английский археолог Г.Чайлд в середине
XX века, характеризуя тот принципиальный
качественный переворот, который произошел
во всех сферах жизни человечества при
переходе в неолите (примерно VII -III тыс.
до н.э.) от присваивающего к производящему
хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и
собирательства к земледелию, скотоводству,
металлургии и металлообработке, керамическому
производству.
Этот переход ачался в различных районах
земного шара (Восточное Средиземноморье,
Междуречье, Месоамерика, Горное Перу
и др.) приблизительно 10-12 тыс. лет назад
и занял несколько тысячелетий.
Поскольку этот переход изменил всю материальную
основу жизни первобытного общества, ее
социальную и духовную организацию, то
он справедливо обозначается как революция,
хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить,
о каком первобытном обществе идет речь,
в каких временных рамках оно существовало,
какова была социальная и духовная организация
общества, какие формы воспроизводства
и существования использовало человечество.
Для теории государства и права появляется,
наконец, возможность также четко определять,
какие формы организации власти и социально-регулятивные
системы функционировали в обществах
присваивающей экономики, а какие в обществах
производящей экономики. Действительно,
длительное время наш предокроманьонский
человек (его появление датируется 40 тыс.
лет назад) занимался охотой, рыболовством,
собирательством плодов и корней растений,
т.е. занимался присвоением готовых животных
и растительных форм. Для этого он использовал
кремневые, костяные и некоторые другие
орудия, которые изготавливал также из
готовых природных материалов (кремневых
конкреций, костей, дерева), т.е. занимался
орудийной деятельностью.
Социальная организация кроманьонцев
характеризовалась семейной общиной,
который руководили ее члены наиболее
авторитетные и опытные добытчики пищи,
знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной
общины лежали родственные отношения,
объединявшие, как правило, несколько
поколений: родителей, молодых мужчин
и женщин, детей. Характерным был и их относительно
кочевой образ жизни на определенной территории.
Семейные общины могли объединяться, но
также на родственной основе, в более крупные
образования для защиты от нападений,
для организации военных походов, коллективных
охот. Поскольку в основе социальной организации
первобытного общества лежали родственные
отношения, постольку эту организацию
определяют как родовой строй.
В этом обществе существовала строго фиксированная
система половозрастного разделения труда,
распределения пищи, брачносемейных отношений.
Последние варьировались в зависимости
от соотношения мужчин и женщин, их возраста,
сложившихся форм брака от моногамных
до гаремных форм семей.
Разумеется, такая организация знала и
властные институты власть предводителя,
совета старейшин. Причем существовала
выборность, сменяемость вождей, предводителей,
совета старейшин. Форма власти в первобытном
обществе называется в отличие от власти
в государственно-организационном обществе
потестарной (от лат. «potestas» - власть, мощь).
Например, потестарная власть предводителя
семейной общины, базировалась не только
на его авторитете, но и на возможности
жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся
правил поведения мог быть строго наказан,
вплоть до лишения жизни.
Такое общество знало и различные организационные
формы разрешения споров состязания самих
спорящих, когда победитель считался выигравшим
спор, суд родственников, посредников,
предводителя, совета старейшин. Словом,
такая социальная организация первобытного
общества тысячелетиями воспроизводила
присваивающую экономику, обеспечивала
гармоничное взаимодействие человека
и природы, была первым, отличным от всех
последующих, способом существования
человеческого общества, полностью соответствовала
его потребностям.
Но вот на рубеже 10-12 тыс. лет назад возникли
экологические кризисные явления, которые,
по мнению некоторых ученых, угрожали
существованию человечества, как биологического
вида. Произошли неблагоприятные изменения
климата, началось вымирание мегафауны
(мамонтов, шерстистых носорогов и др.),
бывшей основным источником питания человека
в некоторых районах. Человечество ответило
на эти кризисные явления переходом к
новому способу существования и воспроизводства
к производящей экономике, произошла так
называемая «неолитическая революция».
Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства,
а также архаичных форм земледелия, скотоводства
человечество стало переходит к развитым
формам земледелия (подсечноогневому,
неполивному, поливному, в том числе ирригационному)
и скотоводства (пастбищному, отгонному,
а затем и кочевому). Эти новые формы организации
хозяйственной жизни стали играть основную
экономическую роль в жизни общества
Социально-экономическая и экологическая
сущность «неолитической революции» заключалась
в том, что с целью удовлетворения своих
потребностей человек от орудийной деятельности,
связанной с присвоением готовых животных
и растительных форм, перешел к подлинно
трудовой деятельности, направленной
на преобразование природы и производство
пищи, созданию новых растительных и животных
форм и замещению ими природных, естественных
форм. Этот переход сопровождался не только
селекционной деятельностью, которая
легла в основу земледелия и скотоводства,
во и иной производственной деятельностью,
прежде всего, изготовлением керамических
изделий, а также металлургией и металлообработкой.
Производящая экономика к IV-III тыс. до н.
э. стала вторым и основным способом существования
и воспроизводства человечества.
Итогом «неолитической революции» явилось
возникновение в некоторых регионах земного
шара ранних земледельческих обществ
(например, в районе Ближнего Востока оно
относится примерно к VII тыс. до н. э.). На
следующем этапе социально-экономического
развития (примерно к IV-III тыс. до н. э.) происходит
расцвет раннеземледельческих обществ.
На их основе возникают первые цивилизации
происходит становление раннеклассовых
обществ. Они возникали, как правило, в
долинах крупных рек Тигра и Ефрата, Нила,
Инда, Янцзы и других, приблизительно между
20-40 градусами северной широты, т.е. в наиболее
благоприятных для земледелия климатических
и ландшафтных условиях, и составили к
III-II тыс.до н. э. настоящий пояс первичных
цивилизаций, простиравшийся от Средиземного
моря до берегов) Тихого океана.
Этапы становления и развития раннеземледельческих
обществ по своему социально-экономическому
значению и характеристикам занимают
особое и самостоятельное место в общем
процессе развития человечества. Переход
к производящей экономике обеспечил рост
человечества («демографический взрыв»),
необходимый для существования и расцвета
цивилизации. Расчеты показывают, что
охотнику, вооруженному луком и стрелами,
чтобы прокормиться, нужно около 20 квадратных
км территории. Этой площади хватило бы
для того, чтобы прокормить по меньшей
мере несколько сот земледельцев. Согласно
другим расчетам в результате перехода
к производящему хозяйству, население
земли, насчитывающему в конце мезолита
(VII тыс. до н. э.) 10 млн. человек, возросло
в конце неолита {II тыс. до н. э.) до 50 млн.
человек.
Несмотря на некоторую условность, эти
расчеты убедительно говорят о резком
увеличении численности населения после
перехода к земледелию и скотоводству.
Следовательно, производящая экономика
уже на первых этапах своего становления
характеризуется таким обменом между
человеком и природой, при котором человек
стал создавать прибавочный продукт. И
действительно, селекция растений, поливное
земледелие, особенно ирригация, привели
на первых порах к необыкновенным урожаям.
Так, урожайность зерновых в раннеземледельческом
обществе составляла в Египте, Средней
Азии (1 тыс.до н.э.).
Производящая экономика объективно вела
к усложнению организации производства,
появлению новых управленческих, организационных
функций, становлению нового типа трудовой
деятельности, связанной с производством
пищи и, тем самым, к необходимости регламентировать
сельско-хозяйственное производство,
хранение и распределение прибавочного
продукта. Возникла необходимость нормировать
и учитывать трудовой вклад каждого члена
общества, результаты его труда, его участие
в создании общественных фондов, выдачи
ему из общественных фондов.
Эта экономика объективно привела к дальнейшему
разделению труда. Выделяются группы организаторов
производства, работников информационных
систем, в которых осуществляется учет
труда и распределения его результатов,
а также работников систем контроля за
соблюдением регламентирующих норм. Возникновение
и присвоение прибавочного продукта ведет
к становлению новых форм собственности
(коллективной, групповой, частной), к дальнейшему
социальному расслоению общества.
Новая организация производственной деятельности
(ее усложнение, появление новых управленческих
функций) также способствует социальной
дифференциации общества: происходит
отделение верхушки общества от основной
массы производителей, неучастие верхушки
в материальном производстве.
Начинается становление классов, новых
организационных форм управления обществом,
зарождение государства. Таким образом,
«неолитическая революция» переход человечества
к производящей экономике приводит первобытное
общество объективно в силу своего внутреннего
развития к финальному рубежу социальному
расслоению общества, появлению классов,
зарождению государства.
1.2Общая характеристика
власти догосударственного периода
Учитывая, что
общество возникло гораздо раньше государства,
необходимо в целях наиболее полного
познания государственно-правовых институтов
дать социальную характеристику власти
и норм, существовавших в первобытном
обществе.
Независимо от того, как современные ученые
относятся к градации исторического процесса,
ни у кого в общем-то нет сомнения в том,
что начальным этапом этого процесса был
первобытно-общинный строй, охватывающий
огромный отрезок времени от появления
на Земле человека до становления первых
классовых обществ и государств, а такжеобычно
сопутствующего им возникновения упорядоченной
письменности.
Первобытно-общинный строй был самым длительным
по времени (более миллиона лет) этапом
в истории человечества. Определить его
нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко,
ибо во вновь обнаруживаемых костных останках
наших далеких предков большинство специалистов
видит то предчеловека, то человека. В
зависимости от этой оценки преобладающее
мнение меняется. В современный период
одни ученые считают, что древнейший человек
(а тем самым и первобытное, дикое общество)
возник около 1 – 1,5 млн. лет назад, другие
исследователи относят его появление
к более позднему времени. Верхняя же грань
первобытно-общинного строя колеблется
в пределах последних 5 – 6 тыс. лет, различаясь
на разных континентах. В Азии и Африке
первые государства сложились на рубеже
4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке – в
1 тысячелетии н.э., в других частях земного
шара – еще позднее.
Любое общество представляет собой своего
рода целостный социальный организм (систему),
который отличается той или иной степенью
организованности, урегулированности,
упорядоченности общественных отношений.
Из этого следует, что для каждого общества
характерны определенная система управления
(социальная власть) и регулирование поведением
людей при помощи определенных общих правил
(социальных норм).
Как только появляется общество, сразу
же возникает потребность в управлении.
Каждый отдельный член общества имел собственные
интересы, без согласования которых общество
не могло существовать, так как именно
интересы выступают решающим личностным
регулятором. Для обеспечения нормальной
жизнедеятельности, прогрессивного развития
социальных связей требуется объединить
эти интересы на общее благо. Но соединить
можно лишь при сочетании во многом индивидуальной
выгоды (личного интереса) с социальной
выгодой (общественным интересом). Такое
соединение достигается главным образом
лишь благодаря существованию в обществе
правил поведения (норм) и власти, которая
бы проводила в жизнь и обеспечивала названные
нормы.
Для первобытно-общинного строя были характерны
следующие черты:
- наличие лишь примитивных орудий и неспособность
человека без помощи всего рода выжить
и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем.
Но даже работая совместно, коллективно,
люди не могли произвести больше, чем потребляли.
Поэтому в таком обществе не было излишков
продуктов, не было частной собственности
и, соответственно, разделения на бедных
и богатых; экономически все были равны;
- экономическое равенство обусловливало
и политическое равенство. Все взрослое
население рода – и мужчины, и женщины
– имели право участвовать в обсуждении
и решении любого вопроса, связанного
с деятельностью рода.
Общественная (социальная) власть, существовавшая
в догосударственный период, обладала
следующими главными чертами. Эта власть:
1) базировалась на семейных отношениях,
ибо основой организации общества был
род (родовая община), т.е. объединение
людей по действительному или предполагаемому
кровному родству, а также общности имущества
и труда. Род формировался в период, когда
на смену беспорядочным половым связям
пришла семья, основанная на коллективном,
а потом и на парном браке. Каждый род выступал
в качестве хозяйственной единицы, собственника
средств производства, организатора общего
трудового процесса. Роды образовывали
более крупные объединения (фратрии, племена,
союзы племен). Поскольку род (родовая
община) играл решающую роль в жизни первобытного
общества, данная эпоха так и стала называться
– «первобытно-общинный строй», а его
социальная организация – родоплеменной.
Следовательно, социальная власть распространялась
только на в рамках рода, выражала его
волю и базировалась на кровных связях;
2) была непосредственно общинной, строилась
на началах первобытной демократии, на
функциях самоуправления (т.е. субъект
и объект власти здесь совпадали);
3) опиралась на авторитет, уважение, традиции
членов рода;
4) осуществлялась как обществом в целом
(родовые собрания, вече), так и его представителями
(старейшинами, советами старейшин, военачальниками,
вождями, жрецами и т.п.), которые решали
важнейшие вопросы жизнедеятельности
первобытного общества.
На поздних стадиях существования родового
строя начался процесс его разложения:
отпочкование новых родовых общин от первоначальных,
деление крупных родов на мелкие или большие
семьи. Связи между ними сохранялись в
виде более крупных образований братств
(фратрий) и племен.
Племя, как правило, имело свою территорию,
свое имя, язык или диалект однородной
основы с языком объединившихся племен,
общие для племени религиозные и бытовые
обряды.
Следующий эволюционный этап связан с
переходом от собирательства к производящей
экономике. По данным археологии и этнографии,
этот процесс начался 10 – 12 тыс. лет назад
и продолжался несколько тысячелетий.
Он получил название неолитической революции,
поскольку произошел в эпоху позднего
неолита (нового каменного века). С появлением
принципиально новых производительных
сил были связаны крупные общественные
последствия. Произошло общественное
разделение труда: - отделение скотоводства
от земледелия; - отделение ремесла; - появление
купцов.
Именно переход к пахотному земледелию
в наибольшей мере способствовал быстрому
прогрессу хозяйства, росту населения,
развитию ремесла, искусства, возникновению
первых городов, письменности и иных достижений
материальной и духовной культуры. Культура
перехода древнейших обществ к цивилизации
получила название раннеземледельческой
культуры. Главное последствие неолитической
революции – появление капитала. В результате
роста производительности труда появились
излишки, которые накапливались. Появилась
возможность привлечения дополнительной
рабочей силы (военнопленных стали обращать
в рабов). Началась имущественная и социальная
дифференциация общества. Основой хозяйства
было не только рабовладение, но и труд
свободных родовых общинников. Благодаря
развитию торговли и ремесел возникли
сословия купцом, ремесленников, градостроителей.
Раннеземледельческие общества были связаны
с возникновением городов-государств,
где основное земледельческое население
попадало в зависимость от городских центров,
в которых сосредоточивались не только
ремесло и торговля, но и управленческая,
военная и духовная знать. Другим важным
социальным последствием неолитической
революции явился переход от родовой общины
к отдельным семья и соседской (крестьянской)
общине. Замена матриархата патриархатом
была революционным переворотом в родовом
строе. Общественная собственность материнского
рода переходит постепенно в частную собственность
отдельных семей, ставших самостоятельными
хозяйственными единицами. Имущество
и власть наследуется по мужской линии,
от отца к сыну, по праву первородства.
Эти закреплялся переход к частной собственности
семей, устанавливалось неравенство среди
членов семьи-общины.
Появление государств у разных народов
вызвано и другими причинами, кроме социальных
и экономических. Этот этап характеризуется
переселением различных народов. В результате
на одной территории поселялись разноплеменные
группы, взаимные интересы которых не
могли регулироваться обычаями родового
строя, знавшего только кровно-родственные
связи. Новые условия требовали и новой
территориальной организации, охватывающей
права и обязанности как коренного населения,
так и пришлого. С этим общетерриториальным
интересом связано преобразование прежней
родовой общины в соседскую (крестьянскую),
которая, как и род, состояла из нескольких
семей. Но, в отличие от рода, семья являлась
собственником своего имущества и продукта
труда. Сама же соседская община выполняла
функции организации общих дел; совместного
пользования землей, орошения, вырубки
леса и др. Одним из важнейших общественных
условий перехода от родового строя с
его общественной властью к государству
является возросшее значение войн и военной
организации племен. Военная организация
племен способствовала постепенному превращению
органов общественной власти племен в
органы военной демократии и в виде выборных
военных вождей, дружины, войска. Параллельно
происходило усиление власти военных
вождей. В их руках постепенно сосредоточивалась
власть верховного жреца, верховного судьи
всего общества. Военный быт способствовал
объединению родственных племен в единый
народ и приводи к узурпации власти военного
вождя наиболее сильного племени. Существенное
влияние на процесс возникновения государства
оказывала религия. Она сыграла большую
роль в объединении отдельных племен в
единые народы. Религиозные номы содействовали
укреплению власти царей. Эта власть связывалась
с передачей ее от богов и закреплялась
сначала продлением выборного срока, а
затем пожизненно и наследственно. Династия
властителей стремилась объединить племена
общими религиозными канонами.
1.3 Вывод по 1 главе
Первобытно-общинный
строй был самым длительным по
времени (более миллиона лет) этапом
в истории человечества. Определить его
нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко,
ибо во вновь обнаруживаемых костных останках
наших далеких предков большинство специалистов
видит то предчеловека, то человека. В
зависимости от этой оценки преобладающее
мнение меняется. В современный период
одни ученые считают, что древнейший человек
(а тем самым и первобытное, дикое общество)
возник около 1 – 1,5 млн. лет назад, другие
исследователи относят его появление
к более позднему времени. Общественная
(социальная) власть, существовавшая в
догосударственный период, обладала следующими
главными чертами. Эта власть: базировалась
на семейных отношениях, ибо основой организации
общества был род (родовая община), т.е.
объединение людей по действительному
или предполагаемому кровному родству,
а также общности имущества и труда. Род
формировался в период, когда на смену
беспорядочным половым связям пришла
семья, основанная на коллективном, а потом
и на парном браке. Каждый род выступал
в качестве хозяйственной единицы, собственника
средств производства, организатора общего
трудового процесса; была непосредственно
общинной, строилась на началах первобытной
демократии, на функциях самоуправления
(т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
опиралась на авторитет, уважение, традиции
членов рода; осуществлялась как обществом
в целом (родовые собрания, вече), так и
его представителями (старейшинами, советами
старейшин, военачальниками, вождями,
жрецами и т.п.). Социальные нормы первобытного
общества обеспечивали существование
присваивающей экономики и продолжение
рода, регулировали определенные способы
добывания пищи и сохраняли брачно-семейные
отношения. Эти нормы именуются мононормами,
поскольку они по большому счету выражали
главный интерес людей того общества –
выжить. Этот интерес собирал силы в обществе
для того, чтобы противостоять стихии,
различным опасностям.
2.1Рыночная система
В преддверии ХХI в. наша страна начала
переход к рыночной экономике, рыночному
хозяйственному механизму. Многие экономические
проблемы нам приходиться решать впервые.
Прощаясь с административно-командной
системой в экономике и хозяйстве, мы тем
самым лишь создаем предпосылки для рыночного
хозяйства, становление которого не может
произойти в одночасье. Известно, что зарождение
рыночных отношений началось еще при разложении
первобытнообщинного строя. Но своего
расцвета товарно-денежные отношения
достигли при капитализме. Конечно, нам
не надо повторять все этапы и перипитии,
которыми богата история рынка. Мы можем
воспользоваться опытом других государств.
Но сложность задачи состоит в том, что
до сих пор никто в мире не переводил на
рыночные рельсы столь громадный хозяйственный
комплекс, каким является наша экономика.
Нет исторических аналогов этому процессу.
Но есть гибко реагирующий на требования
времени рыночный механизм современного
западного общества.
Необходимо подчеркнуть, что не существует
экономической системы без слабостей
и недостатков. И централизованно планируемая
экономика, и свободная рыночная экономика
неизбежно представляют собой несовершенные
институты, которым одновременно свойственны
преимущества и недостатки. Чтобы понять,
как функционирует рыночная экономика,
необходимо признать существование пяти
фундаментальных вопросов, на которые
каждая экономическая система должна
находить ответы. Вот эти вопросы: а) В
каких пределах (сколько) следует использовать
имеющиеся ресурсы? б) Как их производить?
г) Среди кого следует эту продукцию распределить?
д) Способна ли система адаптироваться
к изменениям в потребительских вкусах,
в структуре имеющихся ресурсов и в технологии
производства? Представляет ли собой рыночная
система наилучший способ нахождения
ответов на поставленные выше фундаментальные
вопросы? Научного ответа на такой вопрос
не существует. Сам по себе факт, что имеется
много альтернативных способов распределения
редких ресурсов, то есть много разных
экономических систем, служит ярким свидетельством
расхождения в оценках эффективности
рыночной системы.
Разные экономические системы мира различаются
между собой по своим идеологиям, а также
по своему подходу к решению проблемы
экономики. Коренные различия следующие:
а) между частной и общественной собственностью
на ресурсы и б) между использованием в
качестве координационного механизма
рыночной системы и централизованного
планирования. Необходимо выделить следующие
экономические системы: чистый капитализм,
командную экономику, или коммунизм, авторитарный
капитализм, рыночный социализм, традиционную
экономику, или основанную на обычаях.
Основное экономическое преимущество
рыночной системы заключается в ее постоянном
стимулировании эффективности производства.
Экономика производит то, что требуют
потребители, путем применения самой эффективной
технологии. Рыночная система функционирует
и корректируется автоматически в результате
индивидуальных, децентрализованных решений,
а не централизованных решений правительства.
Против рыночной системы выдвигается
несколько критических аргументов: а)
ее контрольный механизм и конкуренция
с течением времени ослабевают, б) свойственные
рыночной системе неравенство доходов,
неспособность учитывать коллективные
потребности и наличие внешних выгод и
издержек препятствуют производству такого
набора товаров и услуг, какой, прежде
всего, необходим обществу, в) конкурентная
рыночная система не гарантирует полной
занятости и стабильного уровня цен. Экономика
США учла важные элементы истины в критике
рыночной системы. Рыночная система американского
капитализма отличается от конкурентной
рыночной системы тем, что первую характеризуют:
а) малочисленность конкурентов и наличие
барьеров на пути вступления на некоторые
рынки и б) правительственное вмешательство
в экономику, ставящее целью исправить
крупные дефекты рыночной системы. Американскую
экономику можно охарактеризовать как
смешанный капитализм.
Цель экономистов любой страны состоит
в том, чтобы добиться такого сочетания
капитализма и социализма, которое обеспечит
жизнеспособность и надлежащую эффективность
экономике данной страны в рамках ее историко-культурных
традиций.
В реальной действительности экономические
системы располагаются где-то между крайностями
чистого капитализма и командной экономики.
Экономика Соединенных Штатов ближе к
чистому капитализму, но с существенными
отличиями, т.к. правительство играет активную
роль в экономике, способствуя ее стабильности
и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами
и услугами, которые производятся в недостаточном
объеме или вовсе не поставляются рыночной
системой.
2.2Плановая экономика.Экономические ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Специальный государственный орган регулирует ассортимент и объемы производства всех товаров и услуг, цены на все продукты, величину всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно. В идеале такая экономика должна формировать общество без классов, не расслоённое на бедных и богатых. Такая экономическая система отрицает частную собственность либо полностью, либо частично и противопоставляет себя рыночной экономике. Ответы на главные вопросы экономики – что производить, как и для кого, − должны даваться на основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления страной. Директивный народнохозяйственный план – способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны. Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы – там, где план составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность. К тому же выполнение плана реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи, а успех проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение в конечном счете определяет, насколько вообще разумен был этот план. Планирование в масштабах страны бывает порой полезным в условиях военного времени, когда рыночные механизмы не позволяют быстро сосредоточить все ресурсы страны ради защиты от внешнего врага. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время – особенно, если государство превращает план не в рекомендацию для участников хозяйственной жизни, а пытается добиться его неукоснительного исполнения, заставляя людей и хозяйственные организации действовать строго в соответствии с плановыми заданиями. Командно-административная система применялась в нашей стране в 30-е – 80-е гг. XX века. Государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям, совхозам и колхозам направлялись из центра, из министерств. Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему предприятий государственной торговли к потребителю. При такой экономике отсутствовала конкуренция, а значит, не было обратной связи между производителем и потребителем. Это приводило к тому, что производителю можно
было работать, невзирая на качество продукции, а государству необходимо было принимать меры, чтобы заставить предприятия думать об этом. Директивный план всегда принимался на партийном съезде, потом принимал вид решения съезда депутатов Верховного Совета как законодательного органа и через министерства рассылался на места. Контроль за выполнением плана осуществлялся на основе уголовно-административной и партийной ответственности. Сторонники командно-административной системы утверждают, что она обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов (что опровергнуто состоянием советской экономики 70-80-х гг.), низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки. Ее же критики выделяют следующие негативные черты: отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду); формирование у большинства населения такого общества социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производимой продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты, приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу
.
2.3 Виды плановой
экономики
Различают два
вида плановой экономики: демократическая
плановая экономика и командная
плановая экономика.
Демократическая плановая
экономика предполагает обязательное
господство государственной собственности
на экономические ресурсы. Причем государственная
собственность может существовать наряду
с частной собственностью на ресурсы.
Планирование, как правило, носит общий
характер и не предусматривает детальной
разработки экономических показателей.
Их выполнение обязательно лишь для государственных
предприятий и организаций. Для остальных
участников экономики плановые показатели
имеют лишь рекомендательный характер.
Элементы демократической плановой экономики
успешно применяются многими развитыми
странами рыночной экономики (Франция,
Германия), а также некоторыми развивающимися
странами. Например, в Индии с 1951 года по
настоящее время разрабатываются пятилетние
планы социально-экономического развития
страны, которые способствуют координации
экономической деятельности.
Командная плановая
экономика представляет более жесткую
модель экономики. При командной плановой
экономике национальное хозяйство приходит
в движение на основе централизованного
планирования, которое предполагает разработку
множества экономических показателей,
охватывающих все сферы деятельности,
и их обязательное выполнение предприятиями
и организациями. В условиях командной
экономики управление всеми предприятиями
и организациями осуществляется из единого
центра. Поэтому непосредственные производители
ограничены в принятии экономических
решений. Сбалансированность экономики
достигается исключительно административными
методами (приказами, распоряжениями).
В результате непосредственные исполнители
не имеют материальной заинтересованности
в конечных результатах своего труда.
Все эти факторы сдерживают рост качества
продукции, производительности труда
и введение инноваций. При командной экономике
производители не имеют возможности выбирать
поставщиков сырья, оборудования, а также
самостоятельно осуществлять сбыт продукции.
В свою очередь потребители ограничены
в выборе предлагаемых продуктов. Итогом
всего этого является отсутствие конкуренции,
которая вынуждает всех участников экономического
процесса действовать эффективно и ответственно.
Господство административных методов
на макро- и микроуровне во многих бывших
социалистических странах приводило к
постоянному дефициту каких-либо товаров
и услуг. Известный венгерский экономист,
профессор экономики Гарвардского университета
Я. Корнаи назвал такую экономику «экономикой
дефицита». Надо отметить, что политики
некоторых стран с командной экономикой
пытались повысить эффективность такой
экономической системы. Их усилия опирались
прежде всего на теорию рыночного социализма.
Согласно этой концепции, государственные
предприятия должны оставаться в государственной
собственности, но необходимо создать
такие условия хозяйствования, при которых
эти предприятия действовали бы так, будто
они являются частью рынка. Теорию рыночного
социализма пытались воплотить в жизнь
в бывшей Югославии, Венгрии, Польше, СССР
и других странах. Практика доказала полную
несостоятельность этой концепции, а также
командной плановой экономики.