Россия на пути к социальному рыночному хозяйству

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование социально-ориентируемого рыночного хозяйства.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
- исследовать сущность социально-ориентируемого рыночного хозяйства,
- охарактеризовать существующие модели социально-ориентируемой экономики,
- рассмотреть процесс формирования и развития германской модели социально-ориентируемого рыночного хозяйства,
- рассмотреть шведскую модель экономики,
- проанализировать перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России,
- исследовать приоритеты социально-экономического развития России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.теоретические основы социально-ориентируемого рыночного хозяйства 6
1.1.Сущность социально-ориентируемого рыночного хозяйства 6
1.2.Модели социально-ориентируемой экономики 11
2.Германская и шведская модели экономики 14
2.1.Германская модель экономики 14
2.2. Социально-ориентируемая экономическая модель Швеции 21
3.Россия на пути к социальному рыночному хозяйству 29
3.1.Перспективы применения концепции социально-ориентируемого рыночного хозяйства в России 29
3.2.Приоритеты социально-экономического развития РФ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 352.00 Кб (Скачать)
gn="justify">      Необходимо  развивать инфраструктуру на территории России, осуществлять стабильные поставки энергоресурсов, развивать перечисленные отрасли промышленности.

      5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности в её участии в мировом разделении труда.

      Данное  направление подразумевает поэтапное  налаживание дипломатических, торгово-экономических  связей с другими государствами, усиление роли России в решении мировых  глобальных проблем.

      6. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

      Предполагается  формирование новых центров социально-экономического развития, сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики, совершенствовать взаимодействие и кооперацию между  федеральным, региональным и местным уровнем власти39.

      Россия  на сегодняшний день осуществляет переход  к социально рыночной экономике, а именно к социально-ориентированной  её модели. Во-первых, создана система  базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Уже работают рынки экономических благ и факторов производства.

      Во-вторых, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу 2010 года, разработанной в 2000 году, были проведены реформы налоговой, бюджетной судебной системы. Реализована значительная часть национальных программ в области здравоохранения, образования, жилищного строительства.

      Переход к новой модели экономики позволяет  России выйти на новый уровень  развития, достичь международных стандартов во всех областях экономики и социальной политики.

      Результат системных преобразований в экономике  интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика  демонстрировала устойчиво высокие темпы экономического роста (около 7 процентов в год), значительно опережавшие динамику мировой экономики (4,6   процента в год за последние пять лет).

      Был преодолен спад производства и потребления девяностых годов. В 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 110%. При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос40.

      Объем ВВП (по паритету покупательной способности) в 2008 году превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на шестое место в мире41.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения. В настоящее время осуществляется постепенный переход к социально-ориентируемой модели рыночной экономики, благосостояние российского общества ставится первоочередной задачей государства.  
 

      3.2.Приоритеты  социально-экономического развития РФ

      Россия  осуществляет поэтапный переход  к социально-ориентированному рыночному хозяйству в соответствии с намеченной программой. Поэтому можно выделить приоритетные цели и задачи российской экономики, достижение которых представляется государству наиболее важным.

      Можно выделить два важнейших направления  работы:

    1. повышение конкурентоспособности человеческого капитала,
    2. всестороннее улучшение качества жизни населения.

      Эти направления охватывают целый комплекс задач, требующих продуманного, поэтапного решения.

      Рассматривая  проводимые правительством программы  по улучшению качества жизни населения, необходимо, прежде всего, рассмотреть следующие направления:

      - решение демографической проблемы,

      - развитие социальных институтов и повышение эффективности социальной политики,

      - повышение доступности и качества  медицинской помощи,

      - развитие системы образования,

      - решение жилищного вопроса,

      - модернизация системы страхования населения

      - развитие рынка труда,

      - развитие культуры,

      - решение экологических проблем.

      Существует  ряд проблем в области демографической  политики. В России доминирующей тенденцией остается снижение численности населения. В 1995 году численность населения составляла 148 000 000 человек,  в 2002 году                 -  145 287 400 человек, а в 2009 году, по предварительным оценкам, 141 903 979 человек42.

      При сохранении сложившихся негативных тенденций к 2020 году численность  населения может снизиться до 140 млн. человек со 142,1 млн. человек  в 2007 году, при этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности  населения трудоспособного возраста (с 89,9 млн. человек до 77,8 млн. человек). К 2030 году население России может сократиться до 133-137 млн. человек43.

      Целью государственной демографической  политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности  населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

      Поэтому в рамках демографической политики Правительство Российской Федерации сформулировало следующие задачи:

    1. снизить уровень смертности населения,
    2. создать условия я укрепления здоровья населения,
    3. повысить уровень рождаемости
    4. эффективно управлять миграционными процессами таким образом, чтобы они соответствовали потребностям рынка труда.

      Среди мер, предпринятых государством для  улучшения демографической ситуации в стране, можно выделить издание Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вступившего в силу 1 января 2007 года. В соответствии с эти законом при появлении второго или последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. руб.44 В соответствии с подписанным Президентом России Д. Медведевым Федеральным законом            «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», сумма материнского капитала увеличена до 312 162,5 руб.45 

      Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели:

      - получение образования ребёнком;

      - улучшение жилищных условий;

      - формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

      Воспользоваться деньгами матери смогут только через  три года после рождения ребенка. Таким образом, реальные выплаты  начнутся с 2010 года. Предполагается заложить на эти цели в федеральном бюджете  на 2010 год 132 млрд. руб46.

      Также можно отметить, что детские пособия  существенно повысились. Изменения коснулись, в частности, единовременного пособия, выплачиваемого при рождении ребенка – оно теперь составляет 9989 руб. (на 1 января 2009 года его размер  составлял 9592 руб., в декабре 2008 года – 8845 руб.). Такая же сумма будет выплачиваться и при передаче ребенка в семью.

      Минимальный порог ежемесячных пособий работающим мамам по уходу за первым ребенком до 1,5 лет вырастет до 1873 руб., за вторым и последующими детьми – до 3746 руб. Максимальный размер этого пособия, который зависит от уровня зарплаты, составит 7492 руб. Неработающие мамы, ухаживающие за детьми до полутора лет, теперь также будут получать ежемесячно 1873 руб. на первого ребенка и 3746 руб. на второго и последующих детей47.

      Кроме того, установлен новый вид пособия  – единовременная выплата при  передаче ребенка на воспитание в  семью. Его размер аналогичен размеру  единовременного пособия при  рождении ребенка – 8000 руб48.

      В 2007 году количество легально прибывших в Россию оказалось в шесть раз больше количества выехавших. По данным ФМС иммиграция покрыла 71 % естественной убыли населения РФ. В 2006 принят закон, значительно упрощающий трудовую миграцию из государств, граждане которых въезжают в Россию без виз49.

      Необходимо  обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и  создающей доступные механизмы  «социального лифта» для всех, в том числе и социально уязвимых, категорий населения.

      Основными целевыми ориентирами социальной политики являются:

      - снижение уровня  абсолютной  бедности   с 13,4%  в 2007 г. до 6-7% в 2020 г. и  относительной бедности, или малообеспеченной части населения с 22% в  2007 г. до 15%  в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

      - дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) снизится с 16,8 раз в 2007 г. до 12 раз в 2020 году;

      - адресность выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям) достигнет  к 2012 в среднем по стране 70-80% (в 2007 г. по экспертным оценкам – 40-50%), а охват бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. достигнет 100% ( в 2007 г. по экспертным оценкам – 60%);

      - удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов, вырастет в 2010 году до 42-45% против 31-40,3 %  в 2006-2007 годах, а к 2020 г. – до 50-60%;

      - в 2012-2015 годах будет решена проблема беспризорности;

      - к 2012 году будет решена проблема обеспечения детей дошкольного возраста услугами дошкольного содержания и воспитания;

      - к 2020 году  будет решена одна из самых острых проблем пожилого населения – полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

      - к 2020 году преобладающими станут  семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

      - к 2020 году уровень занятости инвалидов в Российской Федерации достигнет среднеевропейского и составит 40% от числа инвалидов;

      - охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования возрастет с 46-46,5% в 2006-2007 годах до 70 и более процентов в 2010-2015 годах;

      - сформируется  эффективная система институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

      Задачи  превращения России в глобального  лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям  социального благосостояния диктуют  новые требования к системе здравоохранения. На сегодняшний день совершенствуются медицинские технологии, улучшается работа медицинских учреждений, достигнуты определенные успехи в борьбе с целым рядом заболеваний.

Информация о работе Россия на пути к социальному рыночному хозяйству