Роль ТНК в современной мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

В ходе курсовой работы я хочу проанализировать транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике. Для этого поставлен ряд задач:
· дать понятие ТНК;
· рассмотреть сущность ТНК и причины возникновения;
· отметить достоинства и недостатки ТНК;
· охарактеризовать деятельность ТНК в мировом хозяйстве;
· рассмотреть деятельность ТНК в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2
Понятие и признаки ТНК……………………………………………….....4
Виды ТНК, их сущность (роль)………………………………………..…7
Генезис ТНК………………………………………………………………11
Причины возникновения ТНК…………………………………………15
Деятельность ТНК, основные особенности (достоинства и недостатки ТНК)………………………………………………………………………..17
Особенности деятельности конкретной ТНК (Nestle)………………20
Россия и ТНК……………………………………………………………...24
6.1Иностранные ТНК в России…………………………………………..24
6.2Российские ТНК……………………………………………………….27
Формирования транснациональной экономики. Последствия………...32
Заключение………………………………………………………………..35
Библиографический список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Роль ТНК в современной мировой экономике. редактированный вариант.docx

— 83.30 Кб (Скачать)

   Уже в начале 1900-х годов у Нестле были фабрики в США, Британии, Германии и Испании. В 1904 году, достигнув соглашения со "Швейцарской Национальной Шоколадной компанией", Нестле добавила к ассортименту своей продукции шоколад. А в 1905 году компания объединилась со своим давним соперником - "Англо-швейцарской компанией по производству сгущенного молока". Компания, образовавшаяся в результате слияния, была названа "Нестле и Англо-швейцарская молочная компания".

   Экспорт сгущенного молока резко возрос, когда Нестле заменила агентов по продажам местными филиалами компании. В 1907 году компания развернула полномасштабное производство в Австралии, своем втором крупнейшем по объему экспорта рынке. В тот же период были построены склады в Сингапуре, Гонконге и Бомбее для обеспечения потребностей быстрорастущих рынков стран Азии.

    В 1921 году Нестле впервые понесла убытки. Повышение цен на сырье, послевоенное затишье во всей мировой экономике и падающие курсы валют усугубляли положение.

В 20-е  годы компания также впервые вышла  за рамки традиционного ассортимента производимой продукции. Производство шоколада стало вторым по значимости видом деятельности компании. Нестле стала регулярно выпускать новые виды продуктов питания.

   В 1930 году Бразильский Институт кофе обратился к Луи Даплесу с просьбой помочь в разработке новых видов продуктов, способных решить проблемы сбыта излишков кофе в Бразилии. Результатом восьмилетних исследований стало открытие растворимого порошка NESCAFÉ, который произвел революцию и изменил традиционный взгляд на потребление кофе во всем мире. Растворимый кофе NESCAFÉ очень быстро приобрел огромную популярность и стал залогом успеха чая NESTEA, который компания предложила миру в начале 40-х.

    С началом Второй Мировой войны прибыль Нестле упала с 20-ти миллионов долларов (в 1938 году) до 6-ти миллионов (в 1939 году). Нейтральная Швейцария становилась все более изолированной от воюющей Европы, поэтому компания перевела значительную часть своих сотрудников в город Стамфорд штат Коннектикут (США).

    Послевоенные годы стали самым динамичным периодом в истории развития Нестле. Диверсифицированный подход к работе на рынке продуктов питания лег в основу новой стратегии и позволил компании еще более эффективно реагировать на спрос потребителей. Вследствие присоединения к корпорации ряда компаний к ассортименту Нестле добавились десятки новых продуктов. В 1947 году Нестле объединилась с компанией Alimentana S.A.- производителем приправ и супов MAGGI®, и была переименована в Нестле Alimentana Company. За этим последовало приобретение в 1950 году компании Crosse & Blackwell, британского производителя консервированных продуктов, а также фирм Findus (замороженные продукты) в 1963 году, Libby (фруктовые соки) в 1971 году и Stouffer (замороженные продукты) в 1973 году.

    Результатом успешной деятельности корпорации стало решение руководства о выводе Нестле за пределы пищевой индустрии, и в 1974 году компания стала крупнейшим акционером фирмы L'Oréal одного из мировых лидеров в производстве косметики.

После заключения соглашения с L'Oréal в 1974 году, впервые со времен экономического кризиса  в начале 20-х годов, позиции Нестле на мировом рынке пошатнулись. В  первую очередь, это было вызвано  увеличением цен на нефть и  замедлением темпов экономического роста в индустриальных странах. Как и в 1921 году компании пришлось быстро реагировать на изменившуюся в корне ситуацию.

    Увеличение объемов производства и продаж в развивающихся странах частично помогло Нестле смягчить последствия спада на традиционных для компании рынках, но, в то же время, компания взяла на себя новые риски, связанные с нестабильными политическими и экономическими условиями в этих странах. Чтобы стабилизировать ситуацию, Нестле снова вышла за пределы рынка продуктов питания, купив компанию Alcon Laboratories, Inc. - американского производителя фармацевтических и офтальмологических товаров. Для принятия подобного решения в условиях растущей конкуренции и уменьшающейся доли прибыли потребовались смелость и дальновидность. Для Нестле покупка Alcon была гораздо более рискованной, чем в свое время сделка с L'Oréal.

    В 1984 году улучшение экономического положения Нестле позволило сделать ряд новых приобретений, включая покупку с аукциона за 3 миллиарда долларов крупнейшую в Америке компанию-производителя продуктов питания Carnation. Подписание договора о приобретении Carnation состоялось в 1985 году и стало одной из крупнейших сделок в истории пищевой промышленности.

    Первая половина 90-ых годов стала для Нестле благоприятным периодом, в связи с продолжающимся процессам интеграции на мировом рынке и ликвидацией многих торговых барьеров. Открытие новых рынков Центральной и Восточной Европы, а также Китая, вместе с общей тенденцией к либерализации прямых иностранных инвестиций стало хорошим предзнаменованием для компании с таким широким спектром деятельности.

    С 1996 года усиление консолидации группы Нестле нашло подтверждение в приобретении итальянского концерна по производству минеральной воды San Pellegrino (1997 год) и британской фирмы Spillers Petfoods (1998 год). Тогда же было принято решение продать торговую марку Findus, чтобы сосредоточиться на более высокодоходном секторе замороженных продуктов (1999 год). Приобретение Spillers Petfoods укрепило позиции Нестле на европейском рынке кормов для домашних животных, на который компания вышла еще в 1985-м году после покупки компании Carnation и ее торговой марки FRISKIES®.

      Решение Нестле о закрытии своих предприятий по производству молотого кофе в США (Hills Bros, MJB, Chase & Sanborn) позволило компании сконцентрировать свои усилия на продвижении нового ассортиментного ряда элитного NESCAFÉ®, производство которого началось на Западном Побережье в сентябре 1999 года.

    Стратегия компании Нестле во всем мире заключается в осуществлении долгосрочных инвестиций. В рамках этой стратегии компания активно вкладывает средства в местное производство, разработку продуктов, отвечающих российским вкусам и традициям, а также использует местное сырье и компоненты.  
 
 
 

6. Россия и ТНК.

6.1. Иностранные ТНК в России

Транснациональные корпорации, выступающие движущей силой  прямых иностранных инвестиций, пока играют скромную роль в экономике  России. В 1997 г. эти инвестиции составляли около 5% совокупного объема капиталовложений в российскую экономику. Особенно резкая разница в объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций наблюдается  между Россией и странами, наиболее широко использующими капиталовложения зарубежных фирм для развития своей  экономики. Если в 1997 г. приток прямых иностранных  инвестиций в Россию оценивался приблизительно в 6 млрд. долл., то в Китае аналогичный  показатель составлял 45 млрд. долл., достигнув 17% всех капиталовложений в китайскую  экономику18.

Деятельность  иностранных ТНК в России размещена  географически крайне неравномерно. Основное количество международных  компаний сосредоточено прежде всего  в регионах с высокоразвитой инфраструктурой - Москве, Санкт-Петербурге. Сравнительно небольшое число предприятий  с иностранным капиталом размещается  в промышленно развитых областях - Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием  экспортоориентированной добывающей промышленности - Тюменской и Магаданской  областях, Приморском крае.

В конце 90-х гг. ряд регионов активно начал  проводить политику привлечения  иностранных инвесторов, предоставляя им дополнительные налоговые льготы. Например, администрация Новгородской области решила с одобрения областного законодательного собрания освободить иностранных инвесторов от всех видов  областных и местных налогов  до полной окупаемости проекта и  согласованные сроки. В результате таких мероприятий к концу 90-х  гг. около 50% всей производимой в Новгородской области промышленной продукции  выпускалось с участием иностранного капитала19.

Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют  согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают свои капиталы в  основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и  японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье.

К российским добывающим предприятиям топливно-энергетического  комплекса наибольший интерес проявляют  американские и японские ТНК. Примером плодотворного сотрудничества в  нефтедобыче на территории России может  служить российско-американское предприятие "Полярное сияние" на Ардалинском  месторождении Тимано-Печорского нефтегазового  района. Оно создано американской ТНК "Коноко" и российским геологоразведочным предприятием "Архангельскгеология". Подсчитано, что в виде налогов  в бюджет РФ за время работы "Полярного  сияния" на Ардалинском месторождении  будет перечислено около 1 млрд. долл20.

Первой  иностранной компанией, получившей лицензию на освоение месторождений  нефти по проекту "Сахалин-2" на основе соглашения о разделе продукции, стала международная корпорация "Сахалин энерджи", крупнейшими  акционерами которой являются американские ТНК "Маратон", "Мак Дермотт" и японские ТНК "Мицуи" и "Мицубиси". Капитальные вложения на стадии разработки проекта оцениваются в 10 млрд. долл., окупаемость затрат - в 7-8 лет; общая  стоимость добытой продукции  составит около 40 млрд. долл21.

В течение  последних лет с топливно-энергетическим комплексом соперничает пищевая  промышленность по привлекательности  для иностранных ТНК. Например, крупнейшая корпорация в сфере пищевой промышленности "Нестле" (Швейцария) использует в  своей стратегии на российском рынке  ускоренную скупку контрольных пакетов  акций у находящихся в тяжелом  финансовом положении кондитерских фабрик. В 1995 г. она приобрела контрольный  пакет акций самарской кондитерской фабрики "Россия" и вложила  в ее техническое переоснащение  около 40 млн. долл. В 1996 г. корпорация "Нестле" купила еще один контрольный пакет  акций там же, в Самаре, - у фабрики "Кондитер", а в 1998 г., расширив географическое направление своей  деятельности, - у фабрик "Алтай" (Барнаул) и "Камская" (Пермь)22.

Некоторые ТНК в сфере пищевой промышленности идут по другому пути. Вместо скупки акций действующих предприятий  и их коренной реконструкции они  строят новые, оборудованные по последнему слову техники кондитерские фабрики. Тщательно изучив особенности спроса на российском рынке, эти компании наряду со своей традиционной продукцией приступают к выпуску изделий, отвечающих вкусам россиян, изготовленных по русским  рецептам и с русскими названиями. Так поступила английская компания "Кэдбери Швепс груп", построив в 1996-1997 гг. в г. Чудово (Новгородская область) кондитерскую фабрику по выпуску  наряду со своей традиционной продукцией - батончиков молочного шоколада - плиточного горького шоколада "Новгород" и "Ростов".               

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.2. Российские ТНК.                                                                                                                                                                                                                                                                

В России ТНК пока еще в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое число компаний, аналогичных  современным транснациональным  корпорациям, сформировалось еще в  Советском Союзе. Это "Ингосстрах", "Аэрофлот" и многие внешнеэкономические  объединения. Так, современный "Ингосстрах" с его дочерними фирмами и  ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде бывших советских республик  представляет собой российскую ТНК  в финансовой сфере. Он активно расширяет  свои партнерские отношения с  российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную  страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные  компании России, такие как "Газпром", "ЛУКойл", "Алроса" и др.

Наиболее  мощные российские ТНК функционируют  в топливно-энергетическом комплексе. Примером является Гигантская организационно-хозяйственная  структура РАО "Газпром" - 100%-й  монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных  запасов природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в этом сырье. "Газпром" является самым крупным в России источником поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно газа на сумму  от 6 до 7 млрд. долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы  национальных границ. "Газпром" имеет  фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным  центром зарубежной инвестиционной деятельности "Газпрома" стала  Германия. Ценность германского рынка  заключается в том, что через  эту страну проходят все основные трансевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии. "Газпром" через совместное предприятие с  дочерней компанией концерна "БАСФ" контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию "Газпрома" входит активное участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии23.

Информация о работе Роль ТНК в современной мировой экономике