Автор: D*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:03, доклад
Россия – внутренне расколотая цивилизация
Современный отечественный историк А.С. Ахиезер развивает тему
конфликта, раскола российского общества3. Занимая промежуточное по-
ложение между Востоком и Западом, Россия развила неорганичность, не-
устойчивость своего цивилизационного положения. Это проявляется в раз-
личных формах дезорганизации общественной жизни, которая, по мысли
исследователя, постепенно стала традицией России. Так, под влиянием
дезорганизации наше общество четыре раза в истории распадалось: погиб-
Роль России в мировой истории
План.
Современный отечественный историк А.С. Ахиезер развивает тему
конфликта, раскола российского общества3. Занимая промежуточное по-
ложение между Востоком и Западом, Россия развила неорганичность, не-
устойчивость своего цивилизационного положения. Это проявляется в раз-
личных формах дезорганизации общественной жизни, которая, по мысли
исследователя, постепенно стала традицией России. Так, под влиянием
дезорганизации наше общество четыре раза в истории распадалось: погиб-
ла Киевская Русь, государство разрушилось в так называемое Смутное
время начала XVII в., распалось в 1917 г. и в 1991 г. В стране периодиче-
ски поднимались народные восстания.
1.2.Россия – европейская страна, общество западного типа
В 1840-е
годы русская мысль
это произошло по вопросу о самобытности России. Формируются два
больших мировоззренческих лагеря – «западники» и «славянофилы».
Кружок «западников» сложился около 1840 г. вокруг профессора Мо-
сковского университета Т.Н. Грановского. В него вошли А.И. Герцен,
В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, М.А. Бакунин и другие.
«Западники» впервые открыто заявили о том, что Россия – это часть
общей европейской цивилизации, и потому Запад и Россия должны разви-
ваться по одним и тем же экономическим, социальным и политическим за-
конам. Поэтому «западники» решительно отвергали любые рассуждения
об особом пути развития России.
Позиции современных западников подвергаются сегодня острой кри-
тике, подчеркивается главный недостаток данного подхода – игнорирова-
ние своеобразия российского общества.
Славянофилы считали, что правильное развитие России возможно
лишь по пути, отличному от европейского. В основе его должны были ле-
жать общинное устройство и православие (как единственно истинное на-
правление в христианстве). А.С. Хомяков первым сформулировал понятие
«соборности», ставшее впоследствии одним из краеугольных камней рус-
ской философской мысли.
1.3 Россия - самобытная и самодостаточная цивилизация
По убеждению славянофилов, русский человек в отличие от западного
не был заражен
индивидуализмом и
России предстояло
воплотить в жизнь идеал
лидарности и христианском братстве. Для достижения этого идеала необ-
ходимо было восстановить социально-культурное единство русского наро-
да, нарушенное реформами Петра I, и вернуть Россию на путь её самобыт-
ного развития.
Славянофилы
опасались, что дальнейшее
торического опыта Запада, насаждение выработанных в иных условиях
правил общественного устройства, культуры и быта будут иметь катаст-
рофические последствия для Отечества. К.С. Аксаков выразил эту мысль
так: «Опасность для России одна: если она перестанет быть Россиею»8.
Славянофилы заявили о том, что Россия – это отдельная, самобытная
цивилизация, которая
должна искать собственные пути в
мировой истории.
Особенности российской цивилизации определяются следующими
факторами:
– геополитическим,
– природно-климатическим,
– социогосударственным,
– этническим,
– религиозным (конфессиональным).
Геополитический фактор оказал исключительное воздействие на осо-
бенности Российской цивилизации и специфику её развития. Судьба лю-
бой страны во многом определяется величиной территории и географиче-
ским месторасположением. От геополитической характеристики зависят
устойчивость развития, благосостояние, процветание населяющих данную
страну народов. Поэтому в течение многих столетий государства, в том
числе Россия, стремились укрепить свое положение, обеспечить будущее
путем достижения
территориальной
выход к торговым путям и, прежде всего, к морям, к удобным проливам,
долинам судоходных рек, к районам с крупными залежами полезных иско-
паемых и т.п.
Обычно
отмечаются следующие
шие на специфику русской истории:
1. обширные, слабо заселенные территории, занимающие промежуточ-
ное между Европой и Азией положение;
2. изначально
незащищенная естественными
3. оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соот-
ветственно от морской торговли);
4. благоприятствующая территориальному единству исторического ядра
России речная сеть.
Влияние природно-климатического фактора на специфику русской
истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского
исторического процесса (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский,
М.К. Любавский и др.). Последним по времени остановился на этой про-
блеме академик РАН Л.В. Милов, который при её решении опирался на
наиболее солидную фактическую базу20.
Территория,
на которой образовалось
дарство, а затем Российская империя преимущественно находилась в зоне
сплошных, величайших в мире лесов, заболоченных земель, со сравни-
тельно небольшими тепловыми ресурсами. На севере, вдоль всего Север-
ного Ледовитого океана, простиралась тундра, а южнее лесостепь, перехо-дящая в огромные степные пространства. Климат России преимуществен-
но континентальный с резким понижением зимней температуры по мере
продвижения к востоку. В нашей стране находится полюс холода. Харак-
терной чертой климата всегда был недостаток осадков, к тому же выпа-
давших в основном в течение двух – трех месяцев, что в хлебородных районах приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года.
2.3. Социогосударственный фактор
На социокультурные и политические характеристики российской ци-
вилизации вышеперечисленные факторы оказали большое влияние. В Рос-
сии сложились крепкие общинные традиции.
Характеризуя существовавшую на протяжении столетий общину сле-
дует отметить, что в социологии давно выделены две главные формы об-
щины: кровнородственная и территориальная, которые чаще всего рас-
сматривают как последовательные этапы развития от первобытнообщин-
ного строя к государственности. Но это неточно. На самом деле оба типа
общины всегда сосуществовали во времени как в догосударственный, так и
в государственный период (сосуществуют они и сейчас). Эти общины из-
древле так или иначе противоборствуют. Многие племена исчезли в борьбе
за господство, в том числе друг с другом в рамках единого племени, дру-
гие порабощались завоевателями и утрачивали свою культуру и язык.
2.4. Этнический фактор
Этнический
фактор важен для
поскольку создается она исключительно в процессе жизни и деятельности
конкретных народов. Ядром российской цивилизации является русский
народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых культурой народов
мира. Он стал собирателем и объединителем других этносов России (ныне
составляющих около 20% населения).
Большинство этносов, вовлеченных в единое культурное пространст-
во, приобщенных к русской культуре, скрепленных языком межнацио-
нального общения – русским языком, стали участниками единого культур-
ного процесса, создателями общих ценностей в едином географическом,
политическом и духовном пространстве. Многие из них и сегодня нахо-
дятся в лоне российской цивилизации, о чем свидетельствует их внутрен-
няя самооценка, культурно-историческое самочувствие их представителей.
Хотя государствообразующим являлся русский этнос, в стране сфор-
мировалась уникальная форма национального общежития. В России имело
место братство людей различных национальностей под общим названием
«русские». Герой Отечественной войны 1812 г. Пётр Багратион считал се-
бя русским грузином. Подобная позиция получила ёмкую характеристику
русского мыслителя XX века И.А. Ильина, отметившего в статье «Почему
мы верим в Россию», что «быть русским значит не только говорить по-
русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её
драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории неповторимое
своеобразие… Быть русским значит верить в Россию так, как верили в неё
все русские великие люди, все её гении и строители».
2.5. Религиозный (конфессиональный) фактор
Важность
конфессионального фактора
зующей ролью религии в процессе формирования менталитета, т. е. систе-
мы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и
социальной психологии народа.
Особая
роль в формировании и
принадлежит Русской православной церкви, оказавшей значительное воз-
действие на образ жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в право-
славном варианте),
русский народ получил
вянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг хри-
стианского чтения в самой культурной стране того времени – Византии, по
отношению к которой Западная Европа (продукт ассимиляции варварами
осколков Римской империи) была задворками.
Православие было принято в России потому, что оно больше других
религий соответствовало духовным запросам и складывавшемуся хозяйст-