Роль России в мировой экономике

Автор: D*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:03, доклад

Описание работы

Россия – внутренне расколотая цивилизация
Современный отечественный историк А.С. Ахиезер развивает тему
конфликта, раскола российского общества3. Занимая промежуточное по-
ложение между Востоком и Западом, Россия развила неорганичность, не-
устойчивость своего цивилизационного положения. Это проявляется в раз-
личных формах дезорганизации общественной жизни, которая, по мысли
исследователя, постепенно стала традицией России. Так, под влиянием
дезорганизации наше общество четыре раза в истории распадалось: погиб-

Работа содержит 1 файл

Роль России в мировой истории.docx

— 23.52 Кб (Скачать)

Роль России в мировой истории

План.

    1. Россия – внутренне расколотая цивилизация

Современный отечественный  историк А.С. Ахиезер развивает тему

конфликта, раскола  российского общества3. Занимая промежуточное  по-

ложение между Востоком и Западом, Россия развила неорганичность, не-

устойчивость своего цивилизационного положения. Это проявляется в раз-

личных формах дезорганизации общественной жизни, которая, по мысли

исследователя, постепенно стала традицией России. Так, под  влиянием

дезорганизации  наше общество четыре раза в истории  распадалось: погиб-

ла Киевская Русь, государство разрушилось в так называемое Смутное

время начала XVII в., распалось в 1917 г. и в 1991 г. В стране периодиче-

ски поднимались народные восстания.

1.2.Россия  – европейская страна, общество  западного типа

 В 1840-е  годы русская мысль разделилась  на два потока. И разделение

это произошло  по вопросу о самобытности России. Формируются два

больших мировоззренческих лагеря – «западники»  и «славянофилы».

     Кружок «западников» сложился  около 1840 г. вокруг профессора  Мо-

сковского университета Т.Н. Грановского. В него вошли А.И. Герцен,

В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, М.А. Бакунин и другие.

         «Западники» впервые открыто  заявили о том, что Россия  – это часть

общей европейской  цивилизации, и потому Запад и  Россия должны разви-

ваться по одним и тем же экономическим, социальным и политическим за-

конам. Поэтому  «западники» решительно отвергали  любые рассуждения

об особом пути развития России.

Позиции современных  западников подвергаются сегодня острой кри-

тике, подчеркивается главный недостаток данного подхода – игнорирова-

ние своеобразия российского общества.

Славянофилы считали, что правильное развитие России возможно

лишь по пути, отличному  от европейского. В основе его должны были ле-

жать общинное устройство и православие (как единственно  истинное на-

правление в христианстве). А.С. Хомяков первым сформулировал  понятие

«соборности», ставшее  впоследствии одним из краеугольных камней рус-

ской философской мысли.

  1.3 Россия - самобытная  и самодостаточная цивилизация

   По убеждению  славянофилов, русский человек в  отличие от западного

не был заражен  индивидуализмом и стяжательством. Поэтому в будущем

России предстояло воплотить в жизнь идеал общества, основанного на со-

лидарности и христианском братстве. Для достижения этого идеала необ-

ходимо было восстановить социально-культурное единство русского наро-

да, нарушенное реформами Петра I, и вернуть Россию на путь её самобыт-

ного развития.

     Славянофилы  опасались, что дальнейшее бездумное  копирование ис-

торического опыта Запада, насаждение выработанных в иных условиях

правил общественного  устройства, культуры и быта будут  иметь катаст-

рофические последствия для Отечества. К.С. Аксаков выразил эту мысль

так: «Опасность для  России одна: если она перестанет быть Россиею»8.

     Славянофилы  заявили о том, что Россия  – это отдельная, самобытная

цивилизация, которая  должна искать собственные пути в  мировой истории. 

  1. Факторы специфики  России:

Особенности российской цивилизации определяются следующими

    факторами:

     – геополитическим,

     – природно-климатическим,

     – социогосударственным,

     – этническим,

     – религиозным  (конфессиональным).

    1. Геополитический

    Геополитический фактор оказал исключительное воздействие  на осо-

    бенности Российской цивилизации и специфику её развития. Судьба лю-

    бой страны во многом определяется величиной территории и географиче-

    ским месторасположением. От геополитической характеристики зависят

    устойчивость  развития, благосостояние, процветание  населяющих данную

    страну народов. Поэтому в течение многих столетий государства, в том

    числе Россия, стремились укрепить свое положение, обеспечить будущее

    путем достижения территориальной самодостаточности  – шла борьба за

    выход к торговым путям и, прежде всего, к морям, к  удобным проливам,

    долинам судоходных рек, к районам с крупными залежами полезных иско-

    паемых и т.п.

        Обычно  отмечаются следующие геополитические  условия, повлияв-

    шие на специфику русской истории:

    1. обширные, слабо заселенные территории, занимающие промежуточ-

        ное между Европой и Азией положение;

    2. изначально  незащищенная естественными преградами  граница;

     3. оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соот-

        ветственно от морской торговли);

    4. благоприятствующая территориальному единству исторического ядра

     России  речная сеть.

    1. Природно-Климатический

    Влияние природно-климатического фактора на специфику русской

    истории отмечали практически все исследователи  своеобразия русского

    исторического       процесса      (С.М. Соловьев,     В.О. Ключевский,

    М.К. Любавский  и др.). Последним по времени остановился на этой про-

    блеме академик РАН Л.В. Милов, который при её решении опирался на

    наиболее солидную фактическую базу20.

         Территория, на которой образовалось русское централизованное госу-

    дарство, а затем Российская империя преимущественно находилась в зоне

    сплошных, величайших в мире лесов, заболоченных земель, со сравни-

    тельно небольшими тепловыми ресурсами. На севере, вдоль всего Север-

    ного Ледовитого океана, простиралась тундра, а южнее лесостепь, перехо-дящая в огромные степные пространства. Климат России преимуществен-

    но континентальный с резким понижением зимней температуры по мере

    продвижения к  востоку. В нашей стране находится  полюс холода. Харак-

    терной чертой климата всегда был недостаток осадков, к тому же выпа-

    давших в основном в течение двух – трех месяцев, что в хлебородных районах  приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года.

2.3. Социогосударственный фактор

     На  социокультурные и политические характеристики российской ци-

вилизации вышеперечисленные факторы оказали большое влияние. В Рос-

сии сложились  крепкие общинные традиции.

     Характеризуя  существовавшую на протяжении  столетий общину сле-

дует отметить, что в социологии давно выделены две главные формы об-

щины: кровнородственная и территориальная, которые чаще всего рас-

сматривают как последовательные этапы развития от первобытнообщин-

ного строя к государственности. Но это неточно. На самом деле оба типа

общины всегда сосуществовали во времени как в  догосударственный, так и

в государственный  период (сосуществуют они и сейчас). Эти общины из-

древле так или иначе противоборствуют. Многие племена исчезли в борьбе

за господство, в том числе друг с другом в  рамках единого племени, дру-

гие порабощались завоевателями и утрачивали свою культуру и язык.

2.4. Этнический  фактор

     Этнический  фактор важен для характеристики  любой цивилизации,

поскольку создается  она исключительно в процессе жизни и деятельности

конкретных народов. Ядром российской цивилизации является русский

народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых  культурой народов

мира. Он стал собирателем и объединителем других этносов России (ныне

составляющих около 20% населения).

     Большинство  этносов, вовлеченных в единое культурное пространст-

во, приобщенных к русской культуре, скрепленных языком межнацио-

нального общения – русским языком, стали участниками единого культур-

ного процесса, создателями общих ценностей в едином географическом,

политическом и духовном пространстве. Многие из них и сегодня нахо-

дятся в лоне российской цивилизации, о чем свидетельствует их внутрен-

няя самооценка, культурно-историческое самочувствие их представителей.

     Хотя  государствообразующим являлся русский этнос, в стране сфор-

мировалась уникальная форма национального общежития. В России имело

место братство людей  различных национальностей под  общим названием

«русские». Герой  Отечественной войны 1812 г. Пётр Багратион  считал се-

бя русским грузином. Подобная позиция получила ёмкую характеристику

русского мыслителя XX века И.А. Ильина, отметившего в  статье «Почему

мы верим в  Россию», что «быть русским значит не только говорить по-

русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её

драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории  неповторимое

своеобразие… Быть русским значит верить в Россию так, как верили в неё

все русские великие  люди, все её гении и строители».

2.5. Религиозный  (конфессиональный) фактор

     Важность  конфессионального фактора определяется  системообра-

зующей ролью религии в процессе формирования менталитета, т. е. систе-

мы духовных ценностей  и нравственных ориентиров, миропонимания  и

социальной психологии народа.

     Особая  роль в формировании и развитии  российской цивилизации

принадлежит Русской  православной церкви, оказавшей значительное воз-

действие на образ  жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в право-

славном варианте), русский народ получил богатейшую литературу на сла-

вянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг хри-

стианского чтения в самой культурной стране того времени – Византии, по

отношению к которой Западная Европа (продукт ассимиляции варварами

осколков Римской  империи) была задворками.

Православие было принято в России потому, что оно  больше других

религий соответствовало  духовным запросам и складывавшемуся хозяйст-

Информация о работе Роль России в мировой экономике