Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:34, реферат
Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста.
Введение 3
1. Место малых предприятий в структуре экономики 4
2. Особенности малого предпринимательства в России 6
3. Роль малых предприятий в экономике России 6
3.1. Социальная роль 6
3.2. Политическая роль 7
3.3. Экономическая роль 7
4. Малый бизнес и государственная политика 9
5. Государственная политика в области малого предпринимательства 9
6. Потенциал малого предпринимательства 11
Заключение 14
Литература
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл. 1) - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий
Федеральные округа | Количество зарегистрированных МП на 1.01.03 г. в расчете на 100 тыс. населения | Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2002 г. |
РФ | 611,7 | 29,7 |
Центральный | 905,9 | 63,2 |
Северо-Западный | 928,5 | 76,2 |
Южный | 397,7 | 18,1 |
Приволжский | 469,3 | 56,6 |
Уральский | 452,1 | 4,0 |
Сибирский | 448,3 | -38,7 |
Дальневосточный | 498,7 | -74,0 |
За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2003 г.
Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.
В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.
Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика
в отношении и
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.
Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.
Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
Рост
занятости, объемов производства, инвестиционной
активности малых предприятий в 2002 году
(таблицы 2 и 3) позволяют сделать вывод
о наступившей стабилизации в развитии
малого предпринимательства.
Таблица 2 - Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г.
Федеральные округа | Объем производства в 2002 г. | Справочно: 2001 г. в % к 2000 г. | ||
млн. руб. | На душу населения, руб. | В % к 2001 г. | ||
РФ | 794 286,8 | 5 517,6 | 119,3 | 109,1 |
Центральный | 248 575,5 | 6 813,7 | 117,8 | 113,6 |
Северо-Западный | 117 114,3 | 8 213,3 | 133,2 | 97,6 |
Южный | 78 780,3 | 3 669,1 | 127,9 | 103,6 |
Приволжский | 159 192,2 | 5 031,1 | 148,8 | 98,3 |
Уральский | 71 788,0 | 5 733,8 | 82,1 | 204,5 |
Сибирский | 71 796,5 | 3 495,1 | 103,1 | 110,1 |
Дальневосточный | 47 040,1 | 6 683,6 | 113,2 | 93,8 |
В
январе-сентябре 2002 г. производство продукции
(работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно
аналогичного периода предыдущего года.
При этом увеличение более значительно,
чем по итогам января-сентября 2001 г.
Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2002 г.
Федеральные округа | Объем инвестиций в 2002 г. | Справочно: 2001 г. в % к 2000 г. | ||
млн. руб. | На душу населения, руб. | в % к 2001 г.2 | ||
РФ | 32772,2 | 227,7 | 148,3 | 85,6 |
Центральный | 10680,6 | 292,8 | 175,9 | 75,8 |
Северо-Западный | 2804,5 | 196,7 | 67,9 | 122,0 |
Южный | 3194,1 | 148,8 | 116,8 | 119,7 |
Приволжский | 9322,9 | 294,6 | 236,2 | 68,4 |
Уральский | 2373,6 | 189,6 | 199,1 | 47,9 |
Сибирский | 3265,7 | 159,0 | 101,0 | 110,7 |
Дальневосточный | 1130,9 | 160,7 | 144,4 | 64,9 |