Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:12, доклад
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. .
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
Волжская
государственная академия водного
транспорта
Кафедра
экономики и менеджмента
Доклад
по теме:
«Роль
малого бизнеса в экономике
России»
Выполнила:
Бурлакова А.В.
Группа У-11 Проверила: Юсупова Г.С. |
Н.Новгород
2008
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В
мировой экономике
Но
дело не только в этом...
Малое предпринимательство,
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя
также забывать, что малые
предприятия оказывают меньше
воздействие и на
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы
глубже и подробнее разобраться
и понять необходимость малого
бизнеса, безусловно, необходимо
рассмотреть опыт ведущих
Во
всех зарубежных странах с
нормально развитой рыночной
экономикой существует мощная
государственная поддержка
В
конгрессе США проблемами
В
Японии, где особенно высоко
количество малых предприятий,
специально выделены те из
них, которые в условиях
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Суть
налоговой политики заключается
в поэтапном уменьшении
предельных ставок налогов и
снижении прогрессивности
Малые
предприятия выполняют в
Среднее
время жизни малых
Все
малые довольно быстро
В общем, стоит еще раз
В развитии малого бизнеса в России просматриваются две тенденции: Первая продолжалась по 1995 год включительно ,когда относительная производительность труда ,под которой понимается отношение производительность труда данной сферы к средней производительности по всему народному хозяйству, была выше средней по народному хозяйству;и вторая началась в 1996 году, когда ситуация изменилась на прямо противоположную .В начале реформ малый бизнес был авангардным сектором экономики , который не только поддерживал, но в значительной степени и стимулировал многие прогрессивные рыночные преобразования. Затем малые предприятия сдали свои позиции и начали усугублять общеэкономическое положение.
Выявленная периодизация в развитии малого бизнеса вполне логично вписывается в общую схему трансформации народного хозяйства. Действительно, на раннем этапе экономических преобразований он выполнял роль специфического канала для перелива финансовых средств и выплаты сотрудникам более высоких заработков. В это время форму малых предприятий принимали наиболее эффективные и работоспособные подразделения государственных структур , а также ведущие научно- исследовательские лаборатории. Не удивительно, что инновационный потенциал таких малых предприятий был довольно высок , что и обуславливало более существенный рост производительности труда по сравнению с другими крупными государственными объектами . Однако изначальное организационное преимущество постепенно утрачивалось- средние и крупные предприятия научились проводить политику доходов не менее успешно , чем их малые конкуренты. Начиная с 1996 года , малые производства оказались в равном положении с другими юридическими лицами и могли рассчитывать только на свои ноу-хау. В 1996 году малые предприятия сформировались в собственно сектор малого бизнеса , который эквивалентен малому бизнесу в других странах.
Однако не следует думать ,что малый бизнес в России как-то по-особому плох. Практически во всех странах по показателю производительности труда малый сектор занимает подчиненное положение .Например, в Великобритании на долю малых и средних предприятий приходится 36%рабочей силы страны и только 21% внутреннего товарооборота , что соответствует относительной производительности труда в 58% . и это с учетом средних предприятий , эффективность которых выше малых.
Не намного лучше обстоит дело и в других странах: в Японии данный показатель составляет 67% ,Италии-78 % , и в США –92%.
Еще одной особенностью в эволюции российских малых предприятий является все большее их измельчение. Так если в начале 90-х годов количество занятых в них было в среднем свыше 20 человек , то в конце 90-х годов – немногим более 7 , то есть за 8 лет оно уменьшилось почти втрое .И такой негативный процесс шел в унисон с общей народнохозяйственной тенденцией дробления производственных объектов. В целом же резкое уменьшение масштабов предприятий привело к падению их конкурентоспособности ;применительно к малым структурам это проявлялось еще сильнее.