Роль малого бизнеса в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:12, доклад

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. .

Работа содержит 1 файл

Роль малого бизнеса в экономике.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство морского и речного  транспорта

   Федеральное государственное образовательное  учреждение

   Высшего профессионального образования

   Волжская  государственная академия водного  транспорта 
 

   Кафедра экономики и менеджмента 
 
 

   Доклад

   по  теме:

   «Роль малого бизнеса в экономике России» 
 
 
 

                Выполнила: Бурлакова А.В.

                Группа У-11

                Проверила: Юсупова  Г.С.

 
 
 
 
 
 
 

   Н.Новгород 2008 

   Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП.

    Поэтому  абсолютное  большинство  развитых  государств всемерно поощряет  деятельность малого бизнеса.

     В  мировой  экономике  функционирует   огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает  12 млн.,  а в Японии 9 млн.  Этот  малый бизнес,  например, только  в США дает почти половину  прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

     Но  дело не только в этом...  Малое предпринимательство, оперативно  реагируя на изменение конъюнктуры  рынка,  придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

     Существенный  вклад вносит малый бизнес в  формирование  конкурентной среды,  что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

     Нельзя  также забывать,  что малые  предприятия оказывают меньше  воздействие и на экологическую  обстановку.

     Немаловажна  роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России.

     Чтобы  глубже  и  подробнее  разобраться  и понять необходимость малого  бизнеса, безусловно, необходимо  рассмотреть опыт ведущих зарубежных  стран по развитию малого бизнеса.

     Во  всех зарубежных странах с  нормально развитой рыночной  экономикой существует мощная  государственная поддержка малого  бизнеса. Например,  в Германии  субсидии малым предприятиям  составляют около 4 млрд. марок   ежегодно.

     В  конгрессе США проблемами малого  бизнеса заняты  два  комитета. Во  главе  стоит  Администрация  по делам малого бизнеса.  В  каждом штате есть региональные  отделения по 30-40 человек. Цель  Администрации -  поддержка   малого  бизнеса  на государственном  уровне.

     В  Японии,  где  особенно  высоко  количество малых предприятий,  специально выделены те из  них, которые в условиях рыночной  экономики без помощи государства  развиваться не могут.

     Стимулирующим  фактором в развитии малого  бизнеса является  налоговая политика государства.

     Суть  налоговой политики  заключается   в  поэтапном  уменьшении  предельных ставок  налогов и  снижении прогрессивности налогообложения  при достаточно узкой налоговой   базе  и  широкой  сфере  применения налоговых льгот. Уменьшение  ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс.  долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс.  долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка -  34  процента.

     Малые  предприятия выполняют в капиталистической  экономике разнообразные функции.  Как правило, они специализируются  на изготовлении отдельных узлов  и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых  изделий.  Иногда малые предприятия осуществляют  промежуточную сборку.  Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

     Среднее  время  жизни малых предприятий  где-то 6 лет.  Но число новых  предприятий превышает число  закрывшихся.

     Все  малые довольно быстро реагируют  на внешние условия и видоизменяют  конечную продукцию,  следуя за  спросом, осваивая новую продукцию.  Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели,  в то время как  на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.  Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной  продукции, ориентированной  в основном  на  местные рынки сбыта.  Во основном, это скоропортящиеся продукты,  ювелирные   изделия, одежда , обувь и т.д. и т.п.

      В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно  малому  бизнесу уделяются внимание  в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

   В развитии малого бизнеса в России просматриваются  две тенденции: Первая продолжалась по 1995 год включительно ,когда относительная  производительность труда ,под которой понимается отношение производительность труда данной сферы к средней производительности по всему народному хозяйству, была выше средней по народному хозяйству;и вторая началась в 1996 году, когда ситуация изменилась на прямо противоположную .В начале реформ  малый бизнес был авангардным сектором экономики , который не только поддерживал, но в значительной степени и стимулировал многие прогрессивные рыночные преобразования. Затем малые предприятия сдали свои позиции и начали усугублять общеэкономическое положение.

Выявленная периодизация в развитии малого бизнеса вполне логично вписывается в общую  схему трансформации народного  хозяйства. Действительно, на раннем этапе  экономических преобразований он выполнял роль специфического канала для перелива финансовых средств и выплаты сотрудникам более высоких заработков. В это время форму малых предприятий принимали наиболее эффективные и работоспособные подразделения государственных структур , а также ведущие научно- исследовательские лаборатории. Не удивительно, что инновационный потенциал таких малых предприятий был довольно высок , что и обуславливало более существенный рост производительности труда по сравнению с другими крупными государственными объектами . Однако изначальное организационное преимущество постепенно утрачивалось- средние и крупные предприятия научились проводить политику доходов не менее успешно , чем их малые конкуренты. Начиная с 1996 года , малые  производства оказались в равном положении с другими юридическими лицами и могли рассчитывать только на свои ноу-хау. В 1996 году малые предприятия сформировались в собственно сектор малого бизнеса , который эквивалентен малому бизнесу в других странах.

Однако не следует  думать ,что малый бизнес в России как-то по-особому плох. Практически во всех странах по показателю производительности труда малый сектор занимает подчиненное положение .Например, в Великобритании на долю малых и средних предприятий приходится 36%рабочей силы страны и только 21% внутреннего товарооборота , что соответствует относительной производительности труда в 58%  . и это с учетом средних предприятий , эффективность которых выше малых.

   Не  намного лучше обстоит дело и  в других странах: в Японии данный показатель составляет 67% ,Италии-78 % , и  в США –92%.

   Еще одной  особенностью в эволюции российских малых предприятий является все  большее их измельчение. Так если в начале 90-х годов количество занятых в них было в среднем  свыше 20 человек , то в конце 90-х годов  – немногим более 7 , то есть за 8 лет  оно уменьшилось почти втрое .И такой негативный процесс шел в унисон с общей народнохозяйственной тенденцией дробления производственных объектов. В целом же резкое уменьшение масштабов предприятий привело к падению их конкурентоспособности ;применительно к малым структурам это проявлялось еще сильнее.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России