Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 20:05, реферат
Главный признак экономики рыночного типа - раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающее возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе. Коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная экономика - это экономика свободного предпринимательства».
Введение
1. История эволюции представлений о роли государства в экономике………………………………………………………………………….5
1.1. Меркантелисты……………………………………………………………….5
1.2. Классическая теория………………………………………………………....6
1.3. Кейнсианская теория…………………………………………………………6
1.4. Неоклассическая теория……………………………………………………..7
2. Функции государства в экономике……………………………………………9
2.1. Антитрестовское регулирование………………………………………….…9
3. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики………………………………………………………………………...12
3.1. Аргументы в пользу рыночной системы…………………………………..12
3.2. Аргументы против рыночной системы………………………........………12
4. Методы государственного воздействия на рынок………………………….14
5. Проблемы и ограничения государственного вмешательства……………………………………………………………………18
5.1. Дерегулирование и приватизация………………………………………….19
5.2. Государственное регулирование в сельском хозяйстве………………………………………………..………………………..20
Заключение
Список использованной литературы
5.1. Дерегулирование
и приватизация.
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.
По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на
экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P.422).
В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о
дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги.
Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the President, Wash., 1989. P. 188).
Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или организациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.
Это еще раз
доказывает, что государственное
вмешательство нужно только там,
где оно жизненно необходимо. Во всех остальных
случаях рынок более эффективно решит
поставленные экономические задачи.
5.2. Государственное
регулирование в сельском
хозяйстве
В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко не панацея.
Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое
внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.
Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой
производительности труда производство аграрной продукции значительно
превышает потребности населения.
Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:
а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;
б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;
в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;
г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;
д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам".
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет
государственный бюджет. Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочноя цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.
Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.
Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.
Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой – недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.
Таким
образом, сельское хозяйство остается
слабым местом государственного регулирования.
Однако, по-видимому, положение дел в сельском
хозяйстве останется неизменным.
Заключение
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.
Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х – начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986
году.
Как мне кажется, основная задача государства
состоит в том, чтобы удерживать "золотую
середину" в сфере влияния на рыночную
экономику.
Список
использованной литературы
1. В. Папава "Роль
государства в современной
2. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический
журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993.
3. С. Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1, 1993.
4. В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11, 1992.
5. Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист, N 3, 1991.
6. И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 1994.
7. Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 1991.
8. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 1993.
9. В. Максимова,
А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник",
Москва, СОМИНТЕК, 1992.