Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ 5
1.1 Причины государственного вмешательства в рыночную экономику. 5
1.2 Понятие и сущность государственной экономической политики 9
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики 12
Заключение 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.docx

— 40.54 Кб (Скачать)

Во  многом экономическая политика государства  ситуационно обусловлена в том  смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической  обстановкой, ранее принятыми решениями  и обязательствами.

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные  процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет  или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой движения макроэкономических показателей роста, возникновение  экономического спада, уменьшение спроса и предложения, угасание предпринимательской  активности. Соответственно, следует выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости от временного диапазона  действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную  и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при  относительно устойчивых условиях экономической  жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностей. Что позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящего в его распоряжении инструментария совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

1.3 Цели и функции государственного  регулирования рыночной экономики

Объекты государственного регулирования  экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платёжный баланс;
  • цены;
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут  носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи  рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство  берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится  о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так  как рыночный механизм не в состоянии  должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей. Участие  государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  также принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства  довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций  государства:   

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также  функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста

Основные  регулирующие функции государства  состоят в следующем:

  • стимулирование сбалансированного экономического роста;
  • обеспечение занятости;
  • регулирование цен;
  • создание правовой основы;
  • распределение ресурсов;
  • обеспечение социальной защиты;
  • регулирование рынка труда;
  • сохранение и улучшение окружающей среды;
  • региональная политика;
  • реализация национальных интересов.

Перечень  функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь  решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

К исключительной прерогативе государства  относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

Таким образом, основными направлениями  экономической деятельности государства  являются:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных  минимально необходимыми и максимально  допустимыми границами вмешательства  государства в экономику. В  решении этих экономических проблем  рыночный механизм обнаруживает  свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация  выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства,  налогообложения, банковской системы  и др.

 

Заключение

Таким образом, любая рыночная экономика  не может существовать и функционировать  без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны  для общества и природы. Поэтому  рыночная экономика более чем  любая иная, нуждается в регулировании.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного  воздействия на поведение хозяйственных  субъектов и тем самым на экономику  в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Объекты государственного регулирования экономики  – это сферы, отрасли, регионы, а  также ситуации, явления и условия  социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы.

Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Отличительной особенностью российской экономики  в  2006 г. явилось ускорение темпов экономического роста при позитивном воздействии факторов внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социально-политической стабильности. Повышение деловой активности опиралось на опережающий рост инвестиций относительно динамики конечного потребления и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных сдвигов произведенного и использованного ВВП.

Государство сократило расходы на обслуживание внешнего долга. По золотовалютным резервам страна вышла на третье место в  мире, отстает лишь от Китая и  Японии

Российская  экономика в 1999–2006 гг. характеризовалась  динамичным развитием практически  всех видов экономической деятельности. Экономический рост наблюдался при  благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуре и внутренней социально-политической стабильности. Особенностью функционирования и структурных преобразований являлось расширение внутреннего рынка на фоне динамичного роста и потребительского, и инвестиционного спроса. Повышение  деловой активности базировалось на опережающем росте инвестиций относительно динамики конечного потребления  и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных  сдвигов произведенного и использованного  ВВП.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое  развитие России // ЭКО. 2006. №1. С.2 – 19.
  2. Бирюков В.А. Факторы экономического роста // Экономист. 2003. №1. С. 3 – 14.
  3. Вестник Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества независимых государств. СПб., 2005. № 3. С. 45–63.
  4. Еженедельный Аналитический Обзор. РЭО Вестник. № 175.от 15.04.2006 г.
  5. Комков С. Россию превращают в страну «третьего мира» // http://www.zlev.ru/51_48.htm
  6. Макроэкономика: Учебник. Под ред. Сидоровича А.В. – М.: издат-во «Дело и Сервис», 2002.
  7. Надель С.Ю. Социальные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №5. С.26 – 33.
  8. Осадчая И. Превратности развития российского капитализма // Наука и жизнь. 2005 №8, с.36 – 44.
  9. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ 2003, 2004, 2005  гг.
  10. Прайм – ТАСС. ВВП показывает рост // Российская газета. 20 декабря 2005 № 46(537), с. 6.
  11. Экономика России в зеркале статистики: 2004-2005 гг. // Экономика. – 2006. - №2. – С.31-57.
  12. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА – М, 2005. 672с.
  13. Федеральная служба государственной статистики. // http://www.gks.ru

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике