Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:38, доклад
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического
образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе. Наряду с собственным производством государство может стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их у последних. Особенно возрастает в современных условиях роль государства в связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности общества. Вовлекая всё больше природных ресурсов в хозяйственный оборот, частные предприятия не
возмещают всех затрат, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, перекладывая тем самым часть собственных затрат на общество. Более того, руководствуясь только законами рынка, они не останавливаются и перед коммерческой эксплуатацией невоспроизводимых национальных ресурсов. И только вмешательство государства, во-первых, позволяет обеспечить полное возмещение предприятиями всех затрат, связанных с использованием природных ресурсов, во-вторых, предотвращает вовлечение в хозяйственный оборот невоспроизводимых природных богатств, несущее угрозу здоровью и жизни человека.
Социальное регулирование
Особым направлением
в государственном
В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления
социальной защиты:
1. Гарантия минимума
заработной платы. Такая
2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).
3. Индексация
фиксированных доходов, т.е.
Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.
Например, одно из наиболее распространенных несовершенств – недостаточная занятость населения. Эту проблему государство можно решить созданием новых рабочих мест, развитие малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).
Стабилизационная функция государства
Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство
должно проводить антимонопольную политику, а именно: 1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство; 2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно- организационные методы.
К сожалению, Россия, которая только приступила к созданию рыночного механизма, уже испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации. Безработица также постоянно растёт. Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др.
Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.
Распределительная функция
Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать, и возникает в результате действия механизмов саморегуляции, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и
учитывающий традиции данного общества. Законы рынка довольно жестки и жестоки. При этом, как известно, они заставляют страдать не обязательно и не всегда виноватых. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим слоям населения, выдает беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации безработных, обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения и обучения. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. Но государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов, т.к. неравенство доходов – это обязательное условие эффективного функционирования рыночной экономики. А государство, в свою очередь, средства для выплаты этих самых пособий черпает из взимания налогов, например, в США, около 60% федеральных доходов от акцизного налогообложения дают всего три товара – алкоголь, табак и бензин. Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед другими способами, т.к. решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. Этим благотворителем может выступить и государство.
Границы вмешательства государства в рыночную экономику
Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения. Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться
к реальному конкурентному
Перераспределение
доходов. Рынок признает
Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при освоении перспективных видов новой техники и технологии.
Реализация
национальных интересов в
Таковы верхние максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.
В соответствии с теорией общественного выбора на выработке и реализации управленческих решений негативно сказываются ограниченность доступной информации, неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на свои действия, несовершенство политического процесса, ограниченность контроля над государственным аппаратом и др. На практике выбор оптимальных форм и методов государственного регулирования оказывается не
таким простым, как могло показаться на первый взгляд. Например, принятие решений государственными институтами часто сопровождается соображениями о личной выгоде. Среди множества факторов, влияющих на эффективность государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определённые формы экономической политики, обусловленные движением рейтинга правительства и тем,