Роль финансов в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Изучение проблем, связанных с воздействием финансов на развитие страны, отдельных отраслей или групп населения прослеживается с эпохи возникновения раннеклассовых обществ. При этом подходы зарубежных ученых к анализу финансовых аспектов государственною регулирования отличаются ярко выраженной эмпирической направленностью. Среди наиболее известных современников правомерно выделить Э.Аткинсона, Р.Бодвея, С.Брауна, Дж.Бъюкенсна, И.Ванниски, П.Джексона, Дж.Кемпа, Дж.Каллиса, Р. Клауэ

Содержание

Глава 1. Денежное регулирование как механизм воздействия на развитие общества и его коррекции …………………. 5
Глава 2. Деньги общественное развитие ……………… 10
2.1. Роль финансов в революционных преобразованиях ….. –
2.2. Финансы и мирное реформирование общества ……… 12
Заключение ………………………………………………….. 16
Литература …………………………………………………... 18

Работа содержит 1 файл

Роль финансов в развитии общества.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

           Финансовая сторона  жизни общества является в  руках победивших революционных  сил мощным рычагом коренных  преобразований во всех сферах  общественной жизни. При этом часть положений программы меняется в зависимости от исходных финансово-экономических условий, конкретной финансовой ситуации, в которой завершается революция (финансовый кризис, относительно благополучное финансовое положение старого политического режима и т.п.).

          

 

2.2. Финансы и мирное  реформирование общества

 

           Попытки революционного  преобразования общества в нашей  стране и странах Восточной  Европы не дали обнадёживающих  результатов. В тоже время движение  по пути социальных реформ  ряда стран, представило убедительные доказательства эффективности избранного ими пути. Преимуществами эволюционного развития общественного прогресса являются: замена старых  общественных форм новыми; отсутствие вооружённой классовой борьбы; возможность избежать бессмысленных разрушений в период революции; возможность проведения реформ в условиях благоприятной идеологической обстановки.

           Преемственность  финансовых отношений обеспечивает  плавный переход от отживающих  форм финансовых отношений к  прогрессивным способам организации финансов. При этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых кадров, изменять методы работы.

           Парламентские,  мирные формы борьбы политических  сил и идей требуют значительных  финансовых затрат, отвлекают людей  от созидательной деятельности, затягивают процесс реформирования общества. В результате страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с материальными и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий.

           Расстройство  финансов приводит к разрушению  денежного обращения, инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном счёте к резкому падению уровня жизни населения. Последствия финансового кризиса в годы войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.

           Вооружённая  борьба обременяет общество не  только затратами на содержание и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана со значительными разрушениями производственных, социально-культурных объектов и других элементов созданного национального богатства. Естественно, что по окончании гражданской войны восстановление этих объектов требует огромных материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.

           Общество, осуществляющее  реформы, как правило, не проводит  массовых компаний по разрушению  до основания старых структур, чтобы на их месте построить новые. Финансовые потери в обществе, которое осуществляет реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекут катастрофических последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений в революционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных сил заводят страну в тупиковую ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в конце двадцатых и тридцатые годы, когда проводились «реформы» в области государственного кредита.

           Движения к  общественному прогрессу по пути  реформ характерно колоссальной экономией материальных, трудовых и финансовых ресурсов и на этой основе –ускоренное движение к новому состоянию общества, характеризующемуся материальным и духовным благополучием большинства своих граждан.

           Для осуществления  реформ в обществе должны быть объективные и субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому, который был показан в отношении предпосылок социальной революции.

           Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы, процент по государственным ценным бумагам, процент по вкладам, местные бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна дифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и других финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным трудом. 

 

Заключение 

         Осуществляемая перестройка  общественной жизни в нашей стране со всей полнотой показала важную роль финансового аспекта социальных преобразований. Она убедительно подтверждает такую мысль, что при отсутствии успехов в финансовой политике всякие радикальные реформы обречены на неудачу.

           Для современной  финансовой политики характерны неуверенность, непоследовательность, отсутствие чёткого плана действий. А её состояние такого, что без решительных, быстрых и радикальных изменений в финансовой политике, способных резко ограничить бюджетный дефицит, изъять лишние деньги из обращения, обеспечить финансовую самостоятельность трудовых коллективов и органов власти всех уровней, разбудить хозяйственную инициативу каждого члена общества – без этих поправок финансовой политики дальнейшее движение по пути реформ не возможно.    

         Глобальную задачу финансовой стратегии специалисты усматривают в оптимизации объемов и структуры общественных благ, ресурсного обеспечения их производства и распределения бремени финансирования, а критерием оптимальности финансовой политики считают соответствие достигаемых посредством финансовых регуляторов результатов поставленным целям развития общества.

         Отечественной системе  финансового регулирования экономики  и социальной сферы предстоит  пройти многие этапы становления, но несомненно одно – подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки.

 

Список  литературы 

         Бюджетная система  Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский  и др. Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. М., 1999.-

         Бюджетный процесс  в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В. Врублевская и др. М., 1998.

         Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное  пособие. М., 1997.

         Калининградская область: диагностика кризиса / Под ред. И.Самсона. Калининград, 1998.

         Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. М., 1998.

         Лавров А. Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России Становление  рыночной экономики в России: Сб. науч. трудов. Вып. 10. М. 1997. С. 8 – 39.

         Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А.Дробозиной. М., 1995.

         Сабанти В. М. Теория финансов: Учебное пособие. М., 1998.

         Тосунян Г.А. Государственное  управление в области финансов и  кредита в России: Учебное пособие. М., 1997.

         Финансы и кредит в системе управления народным хозяйством: Учебник / Е.В.Коломин, Л.Е. Бабашкин, А.М.Волков и др. / Под общ. ред. А.М.Волкова. М., 1987.

         Финансы и кредит /Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург, 1994.

         Финансы, денежное обращение  и кредит: Учебник /Под ред. проф. Дробозиной Л.А. М., 1997.

Информация о работе Роль финансов в развитии общества