Риски как атрибут коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить риски как атрибут коммерческой организации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
 рассмотреть сущность предпринимательского риска и условия его возникновения;
 представить классификацию рисков;
 выяснить функций, которые выполняет риск в предпринимательской деятельности;
 изучить способы снижения предпринимательского риска.

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ЭТ.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

В экономической литературе выделяют следующие функции риска:

      инновационная;

      регулятивная;

      защитная;

      аналитическая.

Инновационная функция риска заключается в поиске нетрадиционных путей решения экономических проблем. В большинстве случаев экономический успех и конкурентоспособность достигается на основе инновационной деятельности.

Регулятивная функция проявляется в конструктивной и деструктивной формах.

— Конструктивная форма регулирующей функции заключается в том, что способность рисковать - один из путей успешной деятельности лица, принимающего решения и она позволяет преодолеть консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры препятствующим перспективным нововведениям.

— Деструктивная форма регулирующей функции заключается в том, что принимаются необоснованные, невзвешенные, неразумные решения, иногда при отсутствии полной информации, должного учета закономерностей развития явлений, что порождает авантюризм, субъективизм. Правомерность нововведения: 70 - 30% (надежда на 70% успеха и 30% на неудачу).

Защитная функция состоит в том, что риск - не только естественное состояние для лица, принимающего решения, но терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические, экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказания и стимулирующие оправданный риск. Надо не компрометировать дело и имидж лиц, принимающих решение. Ошибка вследствие рассчитанного риска должна рассматриваться как неотъемлемый момент самостоятельности.

Аналитическая функция предполагает анализ всех возможных альтернатив, вариантов решений и выбор наиболее рентабельных и наименее рискованных вариантов решений. В простых случаях опираются на интуицию, прошлый опыт. При выборе оптимальных решений следует использовать специальные методы анализа.

Надо ещё раз обратить внимание на то, что, несмотря на значительный потенциал, который несёт в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому основная задача лица, принимающего решение, не отказ от риска вообще, а выбор решений, связанных с риском на основе объективных критериев: то есть, до каких пределов можно действовать, идя на риск.

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Способы снижения предпринимательского риска

Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска:

        диверсификацию;

        распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

        страхование;

        хеджирование;

        резервирование средств;

        покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов снижения риска.

Диверсификация: Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Применение фирмой диверсифицированного портфельного подхода на рынке ценных бумаг (комбинация разнообразных ценных бумаг) позволяет максимально снизить вероятность недополучения дохода. Диверсификация предусматривает два основных способа управления рисками - активный и пассивный.

Активное управление представляет собой составление прогноза размера возможных доходов по основной хозяйственной деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов.

Активная тактика фирмы по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, - максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.

Пассивное управление предусматривает создание неизменного рынка товаров с определенным уровнем риска и стабильное удерживание своих позиций в отрасли. Пассивное управление характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем концентрации объемов работ.

Распределение риска между участниками проекта. Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется при разработке финансового плана и контрактных документов.

Как и анализ риска, его распределение между участниками проекта может быть качественным и количественным.

Качественное распределение риска подразумевает, что участники проекта принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных инвесторов. Чем большую степень риска участники намереваются возложить на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь к финансированию проекта опытных инвесторов.

Поэтому участникам проекта рекомендуется при ведении переговоров проявлять максимальную гибкость в вопросе о том, какую долю риска они согласны на себя принять. Желание обсудить вопрос о принятии на себя участниками проекта большей доли риска может убедить опытных инвесторов снизить свои требования.

Страхование. Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании.

Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы:

        страхование риска подрядного строительства;

        страхование морских грузов;

        страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.

Страхование от несчастных случаев включает:

        страхование общей гражданской ответственности;

        страхование профессиональной ответственности.

Страхование морских грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых перевозимых по морю или воздушным транспортом строительных грузов. Страхование охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза страхуется применительно ко всему процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.

Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью.

Эта форма страхования обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто применяется для защиты от последствий физического повреждения транспортных средств.

Страхование общей гражданской ответственности является формой страхования от несчастных случаев и имеет целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его деятельности третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб или повреждение имущества. Страхование профессиональной ответственности осуществляется только в том случае, когда генеральный подрядчик несет ответственность за подготовку архитектурной или технической части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг по проекту.

Хеджирование. Для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике используется хеджирование.[5]

Хеджирование - это процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое.

Сделки, предметом которых является поставка актива, в будущем называются срочными. Сделки, имеющие своей целью немедленную поставку актива, называются слоговыми (кассовыми).

Первое лицо называют хеджером, второе - спекулянтом. На срочном рынке присутствует и третий участник - арбитражер. Арбитражер - это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), называется "хедж".

Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: форвардных, фьючерсных и опционных.

Форвардный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи и обязательно для исполнения.

Фьючерсный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а его исполнение гарантируется расчетной палатой биржи.

Опционный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается как на бирже, так и вне биржи и предоставляет право одной из сторон исполнить контракт или отказаться от его исполнения.

Предметом соглашения могут выступать различные активы - валюта, товары, акции, облигации, индексы и другое.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.

При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.

 

 

 

Приложение 1

Пример снижения предпринимательского риска

                                                                                 Стоимость информации.


Предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить товара: 500 единиц или 1000 единиц. При покупке 500 единиц товара затраты составят 2000 рублей за единицу, а при покупке 1000 единиц товара затраты составят 1200 рублей за единицу. Предприниматель будет продавать данный товар по цене 3000 рублей за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос на товар. При отсутствии спроса ему придется значительно снизить цену, что нанесет убыток его операции. При продаже товара вероятность составляет 50%, т.е. существует вероятность 0,5 для продажи 500 единиц товара и 0,5 для продажи 1000 единиц товара.
Прибыль составит при продаже 500 единиц товара 500 тыс. руб. (500 (3000 – 2000)); при продаже 1000 единиц товара – 1800 тыс. руб. (1000(3000 – 1200)); средняя ожидаемая прибыль – 1150 тыс. руб. (0,5 ×500 + 0,51 ×800).
Ожидаемая стоимость информации при условии определенности составляет 1150 тыс. руб., а при условии неопределенности (покупка 1000 ед. товара) составит 900 тыс. руб. (0,5 ×1800). Тогда стоимость полной информации равна 250 тыс. руб. (1150 – 900).
Следовательно, для более точного прогноза необходимо получить информацию о спросе на товар, заплатив за нее 250 тыс. руб. даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающие лучший прогноз сбыта на перспективу.
 

 

 


Заключение

 

 

В соответствии со здравым смыслом риск – это нечто такое, чего необходимо избегать; романтики же утверждают, что риск делает победу слаще. Элементы риска, опасности последствий того или иного события можно найти едва ли не во всех сферах окружающего нас мира, который буквально принизан рисковыми ситуациями.

Пожалуй, невозможно всегда и везде избегать рисков и рискованных ситуаций, умение грамотно рисковать – это в первую очередь умение проводить границу между оправданным и неоправданным риском в каждом конкретном случае.

В курсовой работе раскрыты такие понятия как предпринимательский риск, функции риска, приведены различные классификации рисков,  приведены способы снижения предпринимательского риска. 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Риск возникает благодаря неопределенности среды, и тем она неопределеннее, чем меньше информации о ней имеется. В этих условиях предприниматель должен помнить о том, что основная его задача не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.

Информация о работе Риски как атрибут коммерческой организации