Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:17, реферат
Проведение радикальных экономических реформ в Республике Казахстан сопровождалось адекватным изменением политики государства в области регулирования заработной платы. Если в начальный период реформирования экономики она основывалась на серьезном государственном вмешательстве в процессы определения размеров и соотношений в оплате труда работников, то в последние годы наблюдается тенденция серьезной их либерализации. Это проявилось, в частности, в том, что организации реального сектора экономики получили практические неограниченные возможности в области организации заработной платы.
Приведенный
перечень проблем, относимых в сферу
государственного регулирования заработной
платы не охватывает весь спектр
вопросов, относящихся к оплате труда.
И, тем не менее, здесь заложены основополагающие
элементы механизма регулирования, дающие
возможность дальнейшего его развития
на основе договорных аспектов.
Основополагающим
моментом в процессе определения
путей совершенствования договорного
регулирования трудовых отношений
должно стать формирование стройной и
эффективной концептуальной основы развития
социального партнерства применительно
к условиям сегодняшнего дня. В рамках
данного направления представляется
необходимым разработка пакета законодательных
и нормативных актов, регулирующих различные
стороны взаимодействия социальных партнеров
с учетом изменившихся условий хозяйствования:
законы «Об объединениях работодателей»,
«О представительных органах работников
на предприятиях», «О соучастии в управлении»
и других. Требует своего создания и методическая
база исследуемой проблемы, поскольку
внедрение элементов социального партнерства
не сопровождалось их научно-методическим
обоснованием.
К числу наиболее приоритетных направлений совершенствования коллективно-договорного регулирования заработной платы следует отнести:
Перечень вопросов оплаты труда, подлежащих договорному регулированию, обширен и включает в себя практические вопросы организации заработной платы на разных уровнях. К ним могут быть отнесены:
Приведенный
перечень показателей оплаты труда
требует систематизации с целью
включения в содержание заключаемых
соглашений и договоров разного
уровня. В этой связи возникает
необходимость всестороннего уточнения
места и роли соглашений, в первую очередь,
региональных, в сфере коллективно-договорного
регулирования этих вопросов.
Таблица 1.
Нормативно-правовое регулирование заработной платы в Республике Казахстан
Организационно-правовая форма организаций | Законодательные
ограничения и степень |
Хозяйственые товарищества (акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью, производственные кооперативы и т.п.) | Законодательные ограничения
Степень самостоятельности
|
Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения | Законодательные ограничения
Степень самостоятельности.
|
Государственные
предприятия на праве оперативного
управления (казенные предприятия) |
Законодательные ограничения
Степень самостоятельности1. Конкретные
размеры тарифных ставок и
должностных окладов, премий, доплат,
к заработной плате за тяжелые
климатические условия, |
Организации, финансируемые из бюджета | Законодательные ограничения
Степень самостоятельности1. Размеры премий, вознаграждений, доплаты и надбавки в пределах имеющихся средств на оплату труда |
Организации, на продукцию (услуги, работы) которых вводится государственное регулирование цен (тарифов) | Дополнительные ограничения
|
Система социального партнерства в Республике Казахстан
Рисунок
1.
Таблица 2.
Среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономической деятельности в 1998-2000 г.г. (тенге)
Виды экономической деятельности | Среднемесячная заработная плата | Отношение средней заработной платы в %% к среднереспубликан-скому уровню | ||||
1998г. | 1999г. | 2000г | 1998г | 1999г | 2000г | |
Всего по видам деятельности | 9683 | 10984 | 13761 | 100 | 100 | 100 |
Сельское хозяйство, охота и лесоводство | 3896 | 4180 | 5371 | 40,2 | 38,1 | 39,0 |
Рыболовство, рыбоводство | 4798 | 5404 | 6617 | 49,6 | 49,2 | 48,1 |
Промышленность - всего | 13465 | 15908 | 19728 | 139,1 | 144,8 | 143,4 |
горнодобывающая | 20317 | 23569 | 30354 | 209,8 | 214,6 | 220,6 |
обрабатывающая | 11357 | 13434 | 17145 | 117,3 | 122,3 | 124,6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 14197 | 15065 | 16381 | 146,6 | 137,2 | 119,0 |
Строительство | 12375 | 14462 | 20096 | 127,8 | 131,7 | 146,0 |
Торговля; ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования | 8239 | 9801 | 12518 | 85,1 | 89,2 | 91,0 |
Гостиницы и рестораны | 8660 | 16309 | 21735 | 89,4 | 148,5 | 157,9 |
Транспорт и связь | 11929 | 13687 | 18275 | 123,2 | 124,6 | 132,8 |
Финансовая деятельность | 19324 | 26195 | 34592 | 199,6 | 238,5 | 251,4 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятий | 10334 | 11117 | 16249 | 106,7 | 101,2 | 118,1 |
Государственное управление | 10310 | 10629 | 11229 | 106,5 | 96,8 | 81,6 |
Образование | 7247 | 7594 | 8035 | 74,8 | 69,1 | 58,4 |
Здравоохранение и социальные услуги | 6454 | 6331 | 6867 | 66,7 | 57,6 | 49,9 |
Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги | 7907 | 9677 | 12631 | 81,7 | 88,1 | 91,8 |
Максимальный размер заработной платы | 20317 | 26195 | 34592 | |||
Минимальный размер заработной платы | 3896 | 4180 | 5371 | |||
Коэффициент
соотношения между максимальной
и минимальной величиной |
5,2 | 6,3 | 6,4 |
Таблица 3.
Среднемесячная номинальная заработная плата по областям республики за 1994 –2000 гг. (тенге)
1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000г. | |
Республика Казахстан | 1726 | 4786 | 6841 | 8541 | 96838 | 10984 | 13761 |
Акмолинская | 1669 | 4162 | 5952 | 7466 | 6395 | 7425 | 8631 |
Актюбинская | 1793 | 5105 | 7380 | 9456 | 10621 | 12225 | 14803 |
Алматинская | 1118 | 2915 | 4318 | 5235 | 6210 | 6825 | 8833 |
Атырауская | 2032 | 6073 | 8758 | 12526 | 14319 | 19774 | 28392 |
Восточно-Казахстанская | 1610 | 4809 | 7127 | 9638 | 10865 | 12441 | 14654 |
Жамбылская | 1222 | 3329 | 4893 | 5788 | 6926 | 7439 | 8670 |
Западно-Казахстанская | 1318 | 3616 | 5463 | 7315 | 8335 | 10528 | 13529 |
Карагандинская | 2479 | 6248 | 8057 | 9725 | 10209 | 11189 | 13754 |
Кызылординская | 1334 | 3993 | 7669 | 8881 | 9759 | 10296 | 11065 |
Костанайская | 1763 | 4947 | 6962 | 7865 | 8435 | 9160 | 11080 |
Мангистауская | 3108 | 9981 | 14489 | 18203 | 17261 | 19350 | 28968 |
Павлодарская | 2268 | 6768 | 8625 | 9585 | 10822 | 11894 | 14304 |
Северо-Казахстанская | 1405 | 3683 | 5582 | 6477 | 7393 | 8177 | 9446 |
Южно-Казахстанская | 1147 | 3058 | 4269 | 5182 | 6159 | 6947 | 8787 |
г. Астана | - | - | - | - | 12887 | 15400 | 17934 |
г. Алматы | 2134 | 5822 | 8207 | 10837 | 12920 | 15091 | 17616 |
Максимальный размер заработной платы | 3108 | 9981 | 14489 | 18203 | 17256 | 19774 | 28968 |
Минимальный размер заработной платы | 1118 | 2915 | 4269 | 5182 | 6160 | 6825 | 8631 |
Коэффициент
соотношения между максимальной
и минимальной величиной |
2,8 | 3,4 | 3,4 | 3,5 | 2,8 | 2,9 | 3,4 |
Информация о работе Регулирование заработной платы в Республике Казахстан