Регулирование заработной платы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Проведение радикальных экономических реформ в Республике Казахстан сопровождалось адекватным изменением политики государства в области регулирования заработной платы. Если в начальный период реформирования экономики она основывалась на серьезном государственном вмешательстве в процессы определения размеров и соотношений в оплате труда работников, то в последние годы наблюдается тенденция серьезной их либерализации. Это проявилось, в частности, в том, что организации реального сектора экономики получили практические неограниченные возможности в области организации заработной платы.

Работа содержит 1 файл

гос регулирование.doc

— 196.00 Кб (Скачать)
    1. разработка концептуальных направлений реформирования организации заработной платы в переходный к рынку период. С учетом сложившейся в настоящий период экономической ситуации в сфере организации оплаты труда следует концептуально определиться о роли и месте государственного воздействия в данной сфере и его взаимодействии и взаимосвязи с договорным регулированием на всех уровнях социального партнерства;
    2. формирование эффективного правового поля в области оплаты труда. Создание эффективного механизма регулирования заработной платы требует наряду с внесением соответствующих изменений в действующие законодательные акты, разработку новых законов, регламентирующих и дополняющих отдельные направления данного процесса;
    3. государственная регламентация минимально допустимых соотношений в размерах оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников вне зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
    4. законодательное обеспечение минимальных размеров компенсаций и гарантий, связанных  отклонениями от нормальных условий труда (доплаты за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, оплата сверхурочных работ);
    5. обеспечение условий для развития договорного регулирования заработной платы. Экономическая политика государства должна быть направлена на создание механизмов реализации договорного регулирования оплаты труда на основе многоуровневой системы договоров и соглашений. В этом случае роль государства заключается не только в участии в качестве одного из партнеров коллективных переговоров, но и в создании благоприятных условий (правовых, экономических и т.п.) реализации принципа социального партнерства.
 

    Приведенный перечень проблем, относимых в сферу  государственного регулирования заработной платы не охватывает  весь спектр вопросов, относящихся к оплате труда. И, тем не менее, здесь заложены основополагающие элементы механизма регулирования, дающие возможность дальнейшего его развития на основе договорных аспектов. 

    Основополагающим  моментом в процессе определения  путей совершенствования договорного регулирования трудовых отношений  должно стать формирование стройной и эффективной концептуальной основы развития социального партнерства применительно к условиям сегодняшнего дня. В рамках данного направления представляется  необходимым разработка пакета законодательных и нормативных актов, регулирующих различные стороны взаимодействия социальных партнеров с учетом изменившихся условий хозяйствования: законы «Об объединениях работодателей», «О представительных органах работников на предприятиях», «О соучастии в управлении» и других. Требует своего создания и методическая база исследуемой проблемы, поскольку внедрение элементов социального партнерства не сопровождалось их научно-методическим обоснованием. 

    К числу наиболее приоритетных направлений совершенствования коллективно-договорного регулирования заработной платы следует отнести:

  • уточнение видов соглашений, статуса, полномочий и функций сторон переговоров;
  • создание территориальных органов социального партнерства;
  • разграничение круга вопросов, решаемых каждым видом соглашений и коллективных договоров;
  • реальное вовлечение в систему договорного регулирования трудовых отношений хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм;
  • формирование представительных органов работодателей на всех уровнях и т.д.

    Перечень  вопросов оплаты труда, подлежащих договорному  регулированию, обширен и включает в себя практические вопросы организации заработной платы на разных уровнях. К ним могут быть отнесены:

  • выбор форм и систем оплаты труда;
  • механизм расчета региональной минимальной заработной платы;
  • порядок определения отраслевых, региональных и внутрипроизводственных тарифных ставок первого разряда;
  • минимально допустимые размеры тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих в отраслях и регионах;
  • конкретные размеры тарифных ставок и окладов на предприятиях;
  • виды доплат и надбавок к заработной плате стимулирующего и компенсационного характера;
  • виды и минимально допустимые размеры социальных выплат и льгот на национальном, отраслевом и региональном уровнях;
  • конкретные размеры социальных выплат и льгот на предприятиях;
  • порядок и размеры материального стимулирования работников, включая системы поощрения, виды премиальных систем, показатели, условия и размеры премирования, охват работников поощрительными системами;
  • механизм индексации заработной платы и другие.

    Приведенный  перечень показателей оплаты труда  требует систематизации с целью  включения в содержание заключаемых  соглашений и договоров разного  уровня. В этой связи возникает  необходимость всестороннего уточнения места и роли соглашений, в первую очередь, региональных, в сфере коллективно-договорного регулирования этих вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 

                      Таблица 1.

      Нормативно-правовое регулирование заработной платы  в Республике Казахстан

Организационно-правовая форма организаций Законодательные ограничения и степень самостоятельности  организаций
Хозяйственые  товарищества (акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью, производственные кооперативы и т.п.)

Законодательные ограничения

  1. Размер минимальной заработной платы, установленный законодательством.
  2. Минимально допустимые льготы и компенсации, установленные законом «О труде в Республике Казахстан»
  3. Обязательность использования ЕТКС работ и профессий рабочих и КС должностей служащих.

Степень самостоятельности

  1. Установление форм, систем и размеров заработной платы.
  2. Установление тарифных ставок, должностных окладов, доплат, к заработной плате за тяжелые климатические условия, условия и интенсивность труда, других компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок к заработной плате, премий и вознаграждений.
Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения

Законодательные ограничения

  1. Размер минимальной заработной платы, установленный законодательством.
  2. Минимально допустимые льготы и компенсации, установленные законом «О труде в Республике Казахстан»
  3. Фонд оплаты труда, устанавливаемый уполномоченным органом.
  4. Размеры должностного оклада, премий, доплат и надбавок первому первого руководителя, его заместителей и главному бухгалтеру устанавливаются уполномоченным органом.

Степень самостоятельности.

  1. Установление форм, систем и размеров заработной платы в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
  2. Установление тарифных ставок, должностных окладов, доплат, к заработной плате за тяжелые климатические условия, условия и интенсивность труда, других компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок к заработной плате, премий и вознаграждений работникам в пределах установленного компетентным органом ФОТ.
Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Законодательные ограничения

  1. Размер минимальной заработной платы, установленный законодательством.
  2. Минимально допустимые льготы и компенсации, установленные законом «О труде в Республике Казахстан»
  3. Фонд оплаты труда, формы оплаты труда, тарифная сетка ставок и должностных окладов, размеры должностного оклада, премий, доплат и надбавок первому первого руководителя, его заместителей и главному бухгалтеру устанавливаются уполномоченным органом.

Степень самостоятельности

1. Конкретные  размеры тарифных ставок и  должностных окладов, премий, доплат, к заработной плате за тяжелые  климатические условия, условия  и интенсивность труда, других  компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок к заработной плате, премий и вознаграждений работникам в пределах утвержденной тарифной сетки и фонда оплаты труда.

Организации, финансируемые из бюджета

Законодательные ограничения

  1. Размер минимальной заработной платы, установленный законодательством.
  2. Минимально допустимые льготы и компенсации, установленные законом «О труде в Республике Казахстан».
  3. Применение централизованно утвержденной Единой тарифной сетки.

    Степень самостоятельности

1. Размеры премий, вознаграждений, доплаты и надбавки в пределах имеющихся средств на оплату труда

Организации, на продукцию (услуги, работы) которых  вводится государственное регулирование  цен (тарифов)

Дополнительные  ограничения

  1. Обязательное согласование нормативов численности персонала и материалов по оплате труда с уполномоченным государственным органом по труду.
  2. Соблюдение установленного соотношения между максимальным и минимальным размерами средней заработной платы.

 

      Система социального  партнерства в Республике Казахстан

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. 
 
 

Таблица 2.

Среднемесячная  заработная плата работников по отраслям экономической деятельности в 1998-2000 г.г.                             (тенге)

Виды  экономической деятельности Среднемесячная заработная плата Отношение средней заработной платы в %% к  среднереспубликан-скому уровню
1998г. 1999г. 2000г 1998г 1999г 2000г
Всего  по видам деятельности 9683 10984 13761 100 100 100
Сельское  хозяйство, охота и лесоводство 3896 4180 5371 40,2 38,1 39,0
Рыболовство, рыбоводство 4798 5404 6617 49,6 49,2 48,1
Промышленность - всего 13465 15908 19728 139,1 144,8 143,4
горнодобывающая 20317 23569 30354 209,8 214,6 220,6
обрабатывающая 11357 13434 17145 117,3 122,3 124,6
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 14197 15065 16381 146,6 137,2 119,0
Строительство 12375 14462 20096 127,8 131,7 146,0
Торговля; ремонт автомобилей и изделий  домашнего пользования 8239 9801 12518 85,1 89,2 91,0
Гостиницы  и рестораны 8660 16309 21735 89,4 148,5 157,9
Транспорт  и связь 11929 13687 18275 123,2 124,6 132,8
Финансовая  деятельность 19324 26195 34592 199,6 238,5 251,4
Операции  с недвижимым имуществом, аренда  и услуги предприятий 10334 11117 16249 106,7 101,2 118,1
Государственное  управление 10310 10629 11229 106,5 96,8 81,6
Образование 7247 7594 8035 74,8 69,1 58,4
Здравоохранение  и социальные услуги 6454 6331 6867 66,7 57,6 49,9
Прочие  коммунальные, социальные и персональные  услуги 7907 9677 12631 81,7 88,1 91,8
Максимальный  размер заработной платы 20317 26195 34592      
Минимальный размер заработной платы 3896 4180 5371      
Коэффициент соотношения между максимальной и минимальной величиной заработной платы 5,2 6,3 6,4      

 

                      Таблица 3.

Среднемесячная  номинальная заработная плата по областям республики за 1994 –2000 гг.          (тенге)

  1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000г.
Республика  Казахстан 1726 4786 6841 8541 96838 10984 13761
Акмолинская 1669 4162 5952 7466 6395 7425 8631
Актюбинская 1793 5105 7380 9456 10621 12225 14803
Алматинская 1118 2915 4318 5235 6210 6825 8833
Атырауская 2032 6073 8758 12526 14319 19774 28392
Восточно-Казахстанская 1610 4809 7127 9638 10865 12441 14654
Жамбылская 1222 3329 4893 5788 6926 7439 8670
Западно-Казахстанская 1318 3616 5463 7315 8335 10528 13529
Карагандинская 2479 6248 8057 9725 10209 11189 13754
Кызылординская 1334 3993 7669 8881 9759 10296 11065
Костанайская 1763 4947 6962 7865 8435 9160 11080
Мангистауская 3108 9981 14489 18203 17261 19350 28968
Павлодарская 2268 6768 8625 9585 10822 11894 14304
Северо-Казахстанская 1405 3683 5582 6477 7393 8177 9446
Южно-Казахстанская 1147 3058 4269 5182 6159 6947 8787
г. Астана - - - - 12887 15400 17934
г. Алматы 2134 5822 8207 10837 12920 15091 17616
Максимальный  размер заработной платы 3108 9981 14489 18203 17256 19774 28968
Минимальный размер заработной платы 1118 2915 4269 5182 6160 6825 8631
Коэффициент соотношения между максимальной и минимальной величиной заработной платы 2,8 3,4 3,4 3,5 2,8 2,9 3,4

Информация о работе Регулирование заработной платы в Республике Казахстан